ОМКФ изменится до неузнаваемости. Как закрывали Девятый Одесский международный кинофестиваль, и чего ожидать от следующего
Свойство заканчиваться и cтановиться историей имеет любое явление, особенно индустриально важное, например - Девятый Одесский международный кинофестиваль. Но конец - это обычно начало чего-то другого. Так и в случае ОМКФ.
Естественно, торжественная церемония, которая состоялась 21 июля в Одесском академическом театре оперы и балета, сопровождалась вполне привычными атрибутами: награждением лауреатов и променадом по красной ковровой дорожке при тридцати градусах по Цельсию.
Но были на этот раз и новшества-неожиданности, как на самой церемонии, так и за кулисами. О том, что обсуждали в Пале-Ройяль и кто собрался судить победителей, предлагаю сегодня поговорить подробнее. Но начнем, конечно же, с дорожки:
Не «декоммунизированная» тройка жюри Fipresci, например, вошла в историю бодро, и одними из первых
Даже раньше президента фестиваля Виктории Тигипко,
генерального продюсера Юлии Синькевич и программного директора Антельма Видо,
координатора украинских СМИ на ОМКФ Анны Бурдиной,
и директора Кинорынка Анны Мачух с программным консультантом фестиваля Александром Шпилюком. Все прошлись по дорожке минимум трижды, потому что эту историю творили
Как и ведущий церемонии Олег Панюта
Да и гостей на церемонии было немало: Марина и Сергей Степанские, Дарья Аверченко, Роман Бондарчук, Анна Салива, Алла Тютюнник,
Иван и Василий Костенко,
Виталий Манский и его «Родные»,
Украинско-индийская делегация,
Юлия МакГаффи,
Андрей Суярко, Владимир Филиппов и спутницы,
Марыся Никитюк и исполнительница главной роли в ее фильме София (Соня) Халаимова и многие другие
Прежде, чем вдаваться в подробности церемонии, расскажу вам о победителях:
Зрительский приз Гран-при фестиваля взял фильм «Кришталь» / Crystal Swan, режиссер Дарья Жук.
Лучший фильм международной конкурсной программы по версии жюри - «Жаль» / Pity, режиссер Бабис Макридис. Приз за лучшую режиссуру в этой программе снова взял «Жаль» / Pity, за лучшая актерскую работу наградили Лукаса Донта (фильм «Девушка» / Girl), спецприз жюри взял фильм «Поророка» Константина Попеску.
Лучший украинский полнометражный фильм этого года - документальная «Дельта» режиссера Александра Течинского, приз за лучшую режиссуру получила Тоня Ноябрева за фильм «Герой моего времени», национальное жюри также впервые отметило актерскую работу - роль Анастасии Пустовит в фильме «Когда падают деревья» Марыси Никитюк. Лучшей короткометражной работой стал фильм «В радости и только в радости» Марины Рощиной. Спецприз жюри достался короткометражным фильмам «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами» Даны Кавелиной и «Связь» Жанны Озерной.
Диплом FIPRESCI за лучший украинский полнометражный фильм получил «Дельта», а за короткий метр - «Магнитная буря» режиссера Игоря Ганского.
Специальная награда жюри за лучший европейский фильм досталась фильму «69 минут из 86 дней» Эгиль Госкйольд Ларсен, а лучшим европейским документальным фильмом стал украинский проект - «Домашние игры» Алисы Коваленко.
Победителем питчинга стал проект «Неудобная память» Игоря Иванько, в секции Work in Progress отметили фильмы «Цензорка» Петера Керекеса и «Мои мысли тихие» Антонио Лукича.
Победителем конкурса Odesa IFF ScriptEast Series Projects стал хорватский сериал «Семейные архивы», а специальную награду от Series Mania получил польский проект Smokey Eyes Малгожаты Пилачинской.
Все, переходим к подробностям:
В национальном конкурсе соревновались всего пять фильмов, но результатами, естественно, остались недовольны все. Кроме, собственно, лауреатов.
Я со своей стороны хочу не только поздравить всех победителей национальной программы, но и встать на их защиту. Во-первых, достойны победы были все, что еще буквально два года назад было не так, и этим само по себе уже повод для радости.
Во-вторых, большая несправедливость, что Гран-при можно выбирать только среди фильмов международной конкурсной программы - в этом году украинская программа наконец-то вполне могла посоревноваться с международной по силе зрительского интереса.
Ну а «Дюка» за вклад в киноиндустрию Виктория Тигипко вручила Жаклин Биссет:
«Кинематограф сильно изменился с того момента, как я начала работать в кино. Однако оно все равно не утратило своей подлинности и честности - это и есть его ценность», - сказала актриса со сцены.
Тем временем о будущем своем вкладе в киноискусство мечтали юные актрисы
В новом образе на сцене появился министр культуры Евгений Нищук
«Мы имели возможность насладиться большим кинособытием, которое свидетельствует о том, что мы - в европейском и мировом кинематографическом контексте. Мы мыслим, развиваемся и показываем свою собственную, украинскую динамику развития кинематографа, где я вижу свою главную задачу», – прокомментировал министр со сцены. Евгений забыл уточнить, что свою главную задачу начнет реализовывать незамедлительно.
Кинематографисты Украины не должны выдыхать: уже завтра Министерство культуры начинает питчинг, то есть второй тур конкурса патриотического кино и сериалов. Ближайшие пять дней, с 24 по 28 июля включительно, нам предстоит более 100 презентаций кинопроектов патриотической направленности. Потому что мы культурными кинособытиями «наслаждаемся», а вовсе не работаем там.
Виктория Тигипко по традиции вернулась на сцену, чтобы назвать Девятый ОМКФ закрытым, а Десятый - официально объявленным.
Впервые за девять лет своего существования торжественная церемония ОМКФ не включала в себя показ фильма-закрытия фестиваля. И это не единственное изменение, которое грядет с первым полноценным юбилеем в 2019 году. К своему десятилетию, по словам Виктории, ОМКФ изменится до неузнаваемости.
Десятый ОМКФ пройдет на еще трех новых локациях, с расширенными программами, как кинопоказов, так и индустриальных событий, новым форматом и новой географией.
Ждем с нетерпением.
Фото - facebook.com