Алексей Гончаренко: Не нужно превращаться в машину для зарабатывания денег
Мы встретились с Лешей Гончаренко утром в кафе с намерением позавтракать и поболтать.
Когда я пришла, он уже наминал яичницу и был бодр и свеж как это самое утро. Мы поговорили о Лешиной работе - о радостях и неудачах, о жизни - встречах и расставаниях, о мечтах...
Няня: Поздравляю с ситкомом! Расскажи вкратце, как получилось, что ты его снимаешь?
Леша: После статьи на вашем сайте я понял, что я раскрыт. Это вообще смешная ситуация. Под Новый год я давал интервью одному телевизионному сайту. И мне девочка задала обычный вопрос в канун Нового года: «О чем вы мечтаете?». Я ответил, что мечтаю снять ситком. А через некоторое время на «Новом канале» была встреча с руководством, и они мне сказали: «Мы читали твое интервью, мы задумались. Ты запустил сигнал в космос, а услышали его мы». Так была одобрена идея про ситком. Все самые известные ситкомы, которые сейчас идут – «Папины дочки», «Счастливы вместе», «Няня», «Воронины» - это хиты, сделанные по иностранным форматам. Покупается формат, но потом сценарии каждой серии нуждаются в очень серьезной доработке и адаптации к нашим реалиям. Остается, по сути, коллизия, а шутки практически не работают. Это все надо переписывать – в общем, это – в чем-то это зря потраченные деньги. Это с одной стороны. А с другой – деньги нужно потратить на авторов, которые понимают ментальный юмор. Но отвечать за совершенно новый формат, как наш - это очень опасно, волнительно и ответственно. Но рискуем мы вместе с каналом. Когда покупается формат , риска меньше - хозяева формата ведь не просто продают идею, они еще сами участвуют. Если вы посмотрите на титры, там и сценаристы иностранные, и продюсеры, целая команда, и куча консультантов, которые приезжают за всем следить...
Мне сказали: «Мы читали твое интервью, мы задумались. Ты запустил сигнал в космос, а услышали его мы»
- Эти приезды помогают или мешают?
- Например, когда мы делали «Танцы со звездами», от хозяев формата ВВС приехал очень толковый парень Робин, который запускал эту программу в разных странах. Он подсказал нам много полезных вещей. Он горел, приехав сюда. У него была задача не просто сходить в Лавру и Софию, а действительно разобраться, помочь. Это сотрудничество было для нас полезным. А вот Endemol, который нам «Фабрику» продавал, ничего особенно не делал. Приехали, посмотрели, что цифры у нас хорошие, вместе с нами порадовались, выпили чайку и поехали обратно. Никаких замечаний или пожеланий у них не было.
...от хозяев формата ВВС приехал очень толковый парень Робин
- В чем фишка вашего ситкома?
- Фишка в ситкоме – это сценарий и кастинг. Должно быть смешно, и должны быть очень классные, обаятельные, с чувством юмора актеры, которые умеют играть комедию, импровизировать. Это и есть залог успеха. Смотришь ты сериал «Воронины» - ну, в чем его фишка? Это обычная семья, с проблемами, которые есть почти у каждой семьи. Но это хороший юмор, достаточно интеллигентный, в нем нет ничего пошлого, наоборот, какие-то очень тонко подмеченные ситуации
- Не съезжай. Или фишка у вас тоже только в актерах?
- У нас есть и сценарная фишка. Суть в том, что маленькая девочка, потеряв маму, вызвала двух пап. Она должна выбрать одного из них. А папы, понятно, антиподы. Один - «ботаник», а второй – «мачо-неудачник», такой себе Остап Бендер. Девочка полюбила обоих пап, каждого - по-своему. Этот, можно сказать, конфликт, будет решаться достаточно долго. Пока зрители будут терпеть этот сериал, девочка не сможет выбрать между двумя папами. Помимо этого, одну из ролей у нас играет Татьяна Орлова, которая играла секретаршу Гришаевой в «Папиных дочках. Она очень колоритная, я вообще считаю, что она новая комедийная звезда. Она из серии таких, как Рина Зеленая, которая могла сыграть в эпизоде, но полюбиться зрителям больше, чем главная героиня. Еще мы нашли очень хороших пап. Сильно намучились в поисках. Девочка украинская, тоже очень, очень хорошая! К сожалению, кастинг российский. Мы честно пробовали украинских артистов, но не нашли. Я знаю ряд очень хороших украинских актеров, которые могли бы посоревноваться с русскими. Но что-то не сложилось. Установки нам канал не делал – «возьмите всех русских актеров» или «всех украинских…» Понятно, что экономически выгоднее было бы взять все-таки украинских. Не сложилось. Весь состав русский, кроме главной героини – девочки. Она киевлянка.
Пока зрители будут терпеть этот сериал, девочка не сможет выбрать между двумя папами
- Как формируется прибыль продакшна в производстве ситкома? Она закладывается в производство или потом делится между вами и каналом? Как это происходит?
- Есть две схемы. Именно такие, как ты и сказала. Первая – продакшн просто получает фиксированную сумму за то, что он произвел продукт. Вторая схема – совместные инвестиции в равных долях. Соответственно, в равных долях не только прибыль, но и ответственность. На самом деле сейчас мы обсуждаем с каналом и ту, и другую схемы. На следующей неделе определимся.
- А тебе как интересней?
- Гарантированная прибыль конечно неплохо, да. Но сериал же может хорошо продаться. И потом ты потеряешь большую сумму, которую ты мог получить. Но это - в случае успеха. А в случае неуспеха не получаешь ничего. Это, на самом деле, такое казино. То - синица, а то может оказаться большим павлином или лебедем, а может - и дулей с маком. Неизвестно.
...в случае неуспеха не получаешь ничего. Это, на самом деле, такое казино...
- «Украина слезам не верит» - не самый удачный твой проект. Очевидно, что цифры вы ожидали другие. Понятно, что он не форматный и после «Фабрик» не такой впечатляющий. В случае, когда произведенный проект не настолько успешен, как ожидалось, как делится ответственность между тобой и каналом? Ведь, перед тем, как приступить к проекту, ты гарантируешь какие-то цифры? Короче, вопрос такой – тебя в асфальт не закатывают?
- На самом деле, мы вместе с каналом разрабатывали проект. Нельзя сказать, что я лично принес кассету на канал, ее вставили, программа не пошла, и все упали в обморок. Мы вместе все делаем. Но главная ответственность все равно лежит на нас, на продакшне. Что происходит с продакшном, когда нет желаемых цифр, можно легко себе представить. Это очень тяжелое время. У меня полное дежавю. Такое же было на «Фабрике звезд-2» с Могилевской. У нас до 6-7 эфира вообще не было никаких цифр. За это время мы передумали все – хотели менять участников, например… Короче, готовы были к самым крайним мерам. Слава Богу, мы этого не сделали. «Украина слезам не верит» - полностью наш, неформатный проект. Делать «Фабрики», «Танцы со звездами», «Х-Фактор», где уже за тебя придумали идею, ты имеешь опыт многих стран, легче. Форматчики вносят от каждой страны какие-то фишки, неудачные моменты тоже учитываются, сглаживаются. Тут мы учимся всему сами на собственных ошибках. Мы, наверное, изо всех каналов в этом сезоне пошли самым сложным путем. Решили сами что-то свое придумать. Понятно, что вылезло много моментов. Где-то для зрителя запутанные правила, где-то еще что-то.
Это очень тяжелое время. У меня полное дежавю
- По- моему, работать с женщинами, особенно с двумя, сложнее, чем с мужчинами. Как ты справляешься с этими сложностями?
- До этого у меня был опыт работы с мужчинами. И на «Интере» был Ряшин, и Юрий Зиновьевич Морозов на «1+1», когда мы делали «Танцы». Но, на самом деле, мне комфортно. Я работаю с новым каналом около трех лет. У Иры, не в обиду ей будь сказано, мужской склад характера. Она умеет владеть своими эмоциями. Она достаточно сдержанная и рассудительная, что и нужно руководителю. Оксана – ее полное дополнение, она более эмоциональна. Наверное, поэтому они и объединились в такой тандем. Понятно, что сейчас наш роман переживает тяжелый период, но пока еще не умерла надежда на хэппи –энд в новогоднюю ночь.
Понятно, что сейчас наш роман переживает тяжелый период, но пока еще не умерла надежда на хэппи –энд в новогоднюю ночь...
- Скажи, почему ты ушел от Ряшина? Ведь, он в тебя верил, доверял тебе. По-моему, нигде не было написано, почему ты все-таки ушел, и это до сих пор интересует людей.
- У меня с Ряшиным никаких конфликтов не было, просто срок уже подошел к тому, что мне захотелось сделать свою собственную компанию, я почувствовал в себе силы. Был подталкивающий момент – кризис, у меня все остановилось. А до этого я весь был в работе – проект за проектом. Кризис дал перерыв в 3-4 месяца и возможность подумать о том, что делать дальше. И когда все закрывали свои компании, я свою открывал. Сейчас мы не общаемся. Обиделся. У него есть свое какое-то видение, надо у него спросить. У меня к нему искренне, кроме хорошего, ничего нет. Он когда-то в свое время открыл меня как телеведущего, как автора программы «НЛО», которую на заре украинского телевидения я принес Ряшину. Когда я уже исчерпал себя как ведущего, и мне нужно было перейти на какой-то другой уровень, он опять же поверил, что я могу быть продюсером. Он мой абсолютный крестный отец. Благодаря тому, что он легко зажигается новыми проектами, рискует, мы в тот период сделали очень много. То время было продуктивным, мюзиклы делали один за другим, что-то делалось не туда, но это был очень живой организм.
У меня к нему искренне, кроме хорошего, ничего нет
- Меня интересует еще Mass Dance. Формат купил «Интер», вроде бы ты должен был им заниматься, сейчас есть информация, что Ряшин владеет этим форматом.
- Он владеет, но без территории Украины. А «Интер» купил на Украину, а Star Media – на все остальные территории. Мы говорили на эту тему с новым руководством «Интера». Его задумывал и хотел делать Созановский. Я знаю эту историю еще из Канн. Ряшин и Созановский хотели этот формат, но купили его на разные территории. У Зеленского и Шефиров этот формат пока не вызвал воодушевления, несмотря на то, что он очень дорогой. Наши «Фабрики» по сравнению с ним – прогноз погоды. Есть там кое-какие подводные камни, эта программа очень сложная технологически.
Я знаю эту историю еще из Канн
- Любой человек, насколько бы много он ни сделал, какие бы серьезные проекты ни осилил, насколько бы циничным ни стал в результате, время от времени думает о том, зачем он живет. Задумываешься ли ты о таких вещах? Ты живешь для работы или ты такой сибарит, который чувствует жизнь и наслаждается ею?
- В какие-то моменты я и сибарит. Я пытаюсь заниматься не только работой, а оставить хоть какое-то пространство для себя. Деньги же еще нужно с удовольствием потратить. Если уже совсем загнаться, то для чего это все. Не нужно превращаться в машину для зарабатывания денег. Мне так везло, что всегда я занимался теми проектами, которые мне очень интересны. Я не чувствую, что я просто зарабатываю деньги. Эти проекты по счастливому совпадению принесли мне еще материальное равновесие и удовольствие. Я хочу оставлять для себя кусочек жизни. Но сейчас, например, очень сложный период. Сейчас одновременно и ситком, и «Украина слезам не верит», который очень нелегко идет. Сейчас можно сказать, что я весь в работе. Потом будет другая полоса. Это все волнообразно.
Не нужно превращаться в машину для зарабатывания денег
- От чего ты получаешь удовольствие? Машины, шмотки, обувь, путешествия?
- Я все люблю. Люблю вкусные рестораны, и шмотки, и путешествия, и машины… Когда у тебя появляется возможность все это получить, оно уже не имеет для тебя такого значения. Сейчас у меня есть возможности, но нет для этого времени. К сожалению, моя большая проблема, что я теряю радость от ощущения нового путешествия, я его уже воспринимаю как очередное. Сейчас я меньше чего-то жду, меньше чему-то радуюсь, даже машине не радовался – вот она есть и есть. Самое вообще приятное – предвкушение праздника. Вот Новый год для меня интересен предвкушением. Из-за того, что у меня мысли постоянно заняты работой, нет предвкушения чего-то.
Сейчас я меньше чего-то жду, меньше чему-то радуюсь, даже машине не радовался – вот она есть и есть
- Ты собираешься бороться с этой ситуацией и как?
- Жизнь не бывает сбалансирована. Работы или нет, или ее много. А середина бывает очень маленькими периодами. Это проблема, но бороться с ней бессмысленно. Количество работы мы не можем регулировать. Очень хорошо, что запускается ситком. Но в связи с «Украиной слезам не верит» - это радость со слезами на глазах.
...это радость со слезами на глазах...
- Ты загадываешь далеко наперед, как-то планируешь свою жизнь в будущем?
- Нет. Чего загадывать? Жизнь в последнее время меня и так выносит, в какое-то русло… Я как сформировавшийся человек знаю, чего мне не хочется.
- Так ты не думал о будущем?
- Мне нравится то, чем я занимаюсь. Когда меня выгонят с телевидения, и все проекты закончатся, и придут молодые, у меня есть несколько мыслей, чем бы я мог заниматься. Эти мысли хороши в том случае, если у меня уже будет такое количество денег, что их не нужно будет зарабатывать. Это, например, вести какую-то педагогическую деятельность. Или я мог бы быть руководителем какого-то театра. Но не в советском понимании, а продюсером театра, антрепренером - по-старому. Я бы набирал режиссеров, артистов, спектакли, которые нужно ставить. Такой вот главный менеджер какого-то театра. «Гамлет» и «Король лир» не шли бы там. Не варьете, но что-то комедийное, легкое. Мне кажется, у меня бы получилось.
Мои вопросы были исчерпаны. Набравшись от Леши легкости, я отправилась на свидание с налоговым инспектором. По дороге я собирала осенние листья и плела из них венок...
МедиаНяня.
Фотографии Яна Солнечного.