Алена Мозговая: Победа в талант-шоу – это начало конца
Я уже обращала ваше внимание на судей "Фабрики звезд-4" - на этот "женсовет" или "восставших из ада". Такие обидные прозвища получило женское трио судей "Фабрики" Ефросинина-Билык-Мозговая. При большой натяжке можно предположить, что у трех девушек в жюри все роли расписаны: Ирина Билык – томная поп-дива, Маша Ефросинина – агрессивный критик, Алена Мозговая – строгий, но справедливый продюсер. Если же без натяжки, то кажется мне, что они сами видят себя в подобных ролях, но вот интересно ли это зрителю? Я обратилась с вопросами к самой адекватной из трех дам - Алене Мозговой - и попыталась выудить у нее все секреты о сверхзадаче роли. И пока задавала вопросы, совсем забыла о цели собственного интервью - Алена оказалась девушкой мозговитой и увлеченной - и легко перетянула меня на свою территорию. Итак, что происходит в судейской комнате для совещаний, у кого из фабрикантов есть шанс победить, и стоит ли вообще участвовать в талант-шоу – эти (и многие другие) вопросы я задала Алене Мозговой после очередного эфира «ФЗ-4».
- Прошло уже три эфира, можно делать первые выводы: вас проект по-прежнему радует или уже не очень?
- Однозначно не огорчает: пока что шоу получается очень интересным. Но и очень трудоемким – видно, что работает огромное количество людей. Конечно, все построено на самих фабрикантах: собственно, эфир зависит от того, насколько качественно и эмоционально они выступят. Им сложно, потому что прямой эфир, живой звук – в общем, сдача нервов еще та. Но я уже им говорила, что шоу-бизнес слабых не любит. Поэтому «Фабрика звезд» - это отличная школа для людей, которые по-настоящему хотят работать.
- Перед стартом шоу вы говорили, что хотите, прежде всего, увидеть личностей среди фабрикантов. Увидели?
- Личностью мне кажется Юра Ключник. Он еще не раскрылся: как каждому музыканту, находящемуся в узком срезе музыки (я не знаю, какой из вариантов рока он играл, но в любом случае, его не слушала массовая аудитория), ему сложно перестроиться. Но я думаю, что он раскроется: во всяком случае, харизмы у него для этого предостаточно. Дениса Любимова, который чуть не вылетел в прошлом эфире, могу назвать готовым артистом. Конечно, нельзя так говорить: им всем еще работать и работать, и опыт – «сын ошибок трудных», которого не хватает всем без исключения фабрикантам – они только получают. Поэтому скажу так: Денис – тоже незаурядный человек, из которого может получиться артист. Как и из Юли Рудневой, но только в том случае, если выйдет из состояния «я очень хорошо пою, а остальное не важно». У нас очень поющая страна и исполнителей, которые действительно хорошо поют, немало. Но на сцене должен быть не только вокалист, но еще и артист. Впрочем, у Юли тоже есть все для того, чтобы раскрыться. Посмотрим. Я считаю, что любое соревнование – это спорт. И у кого крепче нервы, кто духовитей, у кого больше силы воли, тот и победит.
- Вы принимаете участие в подготовке фабрикантов к эфиру? Слышала, разговаривали с кем-то по телефону.
- Я просто поддержала Каминского, который вылетел, потому что первому всегда тяжело. Вы только представьте: пройти все кастинги, предварительные отборы, подготовки и сразу вылететь. Мне кажется, это обиднее всего, поэтому я посчитала свои долгом позвонить и поддержать его. Надеюсь, Дима не сломается и будет развиваться дальше.
- Правда, что вы согласились участвовать в проекте из-за Кузина и Билык?
- Не так буквально. Но, когда меня пригласили в проект, я сразу спросила, кто работает. Потому что это очень важно: на шоу ты проводишь много времени, и поэтому люди, с которыми сталкиваешься, должны быть тебе, как минимум, приятны. Мне повезло, потому что коллеги по «Фабрике» мне не только приятны – я с ними дружу, очень хорошо к ним отношусь (и как к профессионалам, и как к людям). В общем, когда я услышала, что Кузин – продюсер, а Ира – в жюри, вопросов больше не было.
- Ну а личные мотивы у вас были?
- Мне нравится любая борьба: когда каждому даются равные условия, и в этих условиях люди раскрываются. Мне интересно как наблюдать за этим со стороны, так и быть непосредственным участником процесса.
Выглядит Мозговая очень хорошо
- А юное дарование вы, как продюсер, не присматриваете?
- Таких целей нет, потому что я, кроме больших музыкальных проектов, уже занимаюсь индивидуальным продюсированием – работаю с Володей Ткаченко. И больше пока не планирую.
- В жюри собрались три довольно властные женщины: что делаете, когда мнения разделяются?
- На самом деле, все просто: каждый высказывает свое мнение. У нас нет заранее расписанных ролей, вроде один ругает, а другой хвалит. Все честно: если выступление понравилось, говорим. Не понравилось – тоже. Иногда мнения совпадают, иногда нет – это нормально.
- Но ведь во втором эфире договориться не получилось.
- Не хочется называть Билык легендой (она для этого еще достаточно молода), но она – большая певица и большая артистка. А все артисты очень эмоциональны, поэтому ей абсолютно позволительно так проявлять свои эмоции. Но в целом, у нас нет конфликтов. Тем более, межличностных. Конечно, мы все обговариваем: каждый аргументирует, доказывает свою точку зрения. И когда они не совпадают – не страшно: главное, чтобы мы были честны перед зрителем и перед собой.
Что вы, какие конфликты?! У нас в жюри полное взаимопонимание
- Кузин всем пообещал, что в рамках «Фабрики» зрители услышат, как вы поете. Есть такие планы?
- Слава Богу, нет (смеется). Я и первый раз не хотела, но уже за компанию со всеми пошла (на первом эфире все члены жюри исполнили переделанную песню Билык – Няня.). Конечно, если партия скажет «надо», то комсомол ответит «есть». Но, в принципе, я бы этого не хотела.
- Ну а часто ваши коллеги обращаются с подобной просьбой?
- Разве что Дима Климашенко меня периодически доставал. И мы в итоге записали дуэт, но это было, скорее, для себя, для собственного дня рождения – в широкий тираж наш дуэт не выходил. Второй раз я пела на вечере памяти папы – исполнила его песню. И все: сцена – не мое, и я уже давно этим не занималась, хотя и имела все возможности.
- Ваша младшая дочь учится в Академии искусств – она будет петь?
- Женя учится на актерском отделении. Из нашего последнего разговора на эту тему я выяснила, что певицей дочь не хочет быть. Так что я пока выдохнула и перекрестилась.
- Не боитесь отдавать ее в шоу-бизнес? Все-таки, вы не понаслышке знаете, как это трудно.
- Любая работа тяжела, когда ты занимаешься ею профессионально. Кому легче: шахтеру, врачу, учителю? Никому, если ты относишься к этому ответственно. Любая профессия требует огромных усилий, трудоспособности и так далее. У профессии актрисы или певицы есть свои достоинства и недостатки, но не могу сказать, что это очень тяжело. Тем более, для Жени, которая в этом выросла, и родители которой – что я, что Александр Пономарев – так или иначе имеют к этому отношение. Если захочет петь, значит, будем заниматься пением. Захочет быть актрисой, будет актрисой. Я не сторонник навязывания детям того, чем они будут заниматься. Мы с Сашей поддержим любой ее выбор.
- Вы как-то сказали, что без родственных отношений система продюсерства в Украине не работает. По-прежнему так считаете?
- Да, только слово «родственные» нужно понимать несколько шире, чем «брат-сестра» или «муж-жена».
- И как это изменить?
- Думаю, помочь может только время: вы же понимаете, что это – проблема не только шоу-бизнеса, а проблема глобальная, так называемая ментальность. Да, у нас был лозунг «Ні кумовству і корупції», но он не работает - родственные или хорошие дружеские отношения у нас по-прежнему решают больше, чем какие бы то ни было деньги.
- А лично вам фамилия обычно помогает или наоборот?
- Конечно, когда папа делал резкие высказывания в чей-то адрес, отношения с этим человеком становились не совсем теплыми. Но к этому я привыкла с детства, поэтому большой проблемой это не было. А если говорить более глобально, фамилия помогает.
- Как обстоят дела с конкурсом имени Николая Мозгового, который вы задумали?
- Пока что он на бумаге и в проекте. Но у меня еще есть время, чтобы все организовать. Конкурс будет однозначно - если я пообещала, я сделаю.
- Каким вы его видите?
- Во-первых, у папы очень сложные песни, поэтому люди, которые будут принимать участие в конкурсе, однозначно должны уметь петь.
- То есть, будут исполнять песни Николая Петровича?
- Да. В первом туре – песни отца, во втором – песни, написанные специально для них: то есть, не хит страны, а новое индивидуальное произведение. Я за то, чтобы люди умели петь. И петь вживую – это то, за что всегда боролся Николай Петрович, он был злостный противник фанеры. И, конечно, никто не отменял артистизма, харизмы и всего остального.
- Вокалисты из Украины?
- Исключительно: это будет внутренний конкурс – я не претендую на международные проекты, потому что считаю, что нужно развивать внутренний рынок. И не могу сказать, что он настолько насыщен, чтобы этим не имело смысла заниматься. Емкость рынка велика, и на нем должны появляться новые люди, которым этот конкурс может помочь развиться и стать новой боевой единицей.
Если пообещала - сделаю
- Каким будет приз?
- Мы, как оргкомитет, возьмем на себя ответственность снять клип на вот ту оригинальную песню, которую они будут петь во втором туре. И главное – обеспечить ротацию на музыкальных каналах и радиостанциях.
- То есть, по сути, раскрутка?
- Да. Я проанализировала все конкурсы (в том числе, и талант-шоу) и увидела такую историю: победители получают денежный приз, приезжают домой, тратят и на этом все заканчивается. Даже если они умудряются какую-то сумму отложить и снять видеоклип, что дальше? Дальше за ротации нужно платить, денег на это нет, и в итоге победители, за редким исключением, заканчивают свою карьеру, удачно завершив конкурс. То есть, победа для них становится началом конца. А когда ты уже попадаешь в жесткую ротацию, у тебя появляется шанс, что тебя не забудут.
- Ну, а если сравнить все эти конкурсы с нынешней «Фабрикой…»?
- Уровень продакшна у «Фабрики…», конечно, самый высокий. А вот об уровне вокалистов можно спорить, потому что на других талант-шоу также были очень яркие, незаурядные персонажи. Что меня по-настоящему радует – то, что шоу приобрело значок «живой звук». Я убеждена, что зрители должны слышать, как люди реально поют, и за кого они голосуют. Поэтому приобретя позицию живого звука, «Фабрика» стала на порадок выше. Это то, чего ей очень не хватало.
- А правда, что этот значок появился с подачи Кузина?
- Да, Сережа – рокер в душе. А рокеры просто не умеют петь под фонограмму. И, видимо, это дало этот толчок. Хотя я знаю, что руководство канала давно подумывало о живом звуке. Просто Кузин их к этому подтолкнул.
- Перейдем к более глобальным конкурсам: вы не так давно говорили, что «Евровидение» себя изжило...
- Потихоньку изживает. И это будет продолжаться, пока у конкурса не появится серьезный конкурент. А дальше «Евровидение» получит новый виток, потому что будет как-либо изменяться, развиваться. Или же новый конкурент будет настолько серьезным, что собьет его с первых позиций.
- Если все так плохо, есть ли смысл Украине каждый год надрываться, чтобы поучаствовать?
- Ну это же промо! Вопрос в другом - как ты воспользуешься поездкой на «Евровидение». Удачные примеры – Руслана и Данилко, которые действительно имели концертные туры по Европе и немалый успех. В общем, как воспользоваться этой возможностью, зависит от исполнителя и его команды, а смысл есть - в некоторых странах рейтинг «Евровидения» до сих пор зашкаливает, и его смотрят в буквальном смысле всей страной.
- А почему на национальном отборе почти каждый год случаются скандалы?
- Очень много желающих поучаствовать в забеге. И у всех свои амбиции, поэтому скандалы будут всегда. Если говорить о последнем инциденте – том, что произошел с Микой Ньютон и Джамалой – нужно было всего лишь сделать ограничение по звонкам (разрешить отправлять с одного номера один голос – Няня.). И скандала этого просто не было бы, потому что принцип «кто даст больше денег на звонки» не работал бы. Хотя, с другой стороны, нашелся бы еще какой-нибудь скандал…
- В том-то и вопрос.
- Ну, такая карма у этого конкурса, что поделать (смеется).
- Вы очень изменились внешне – постройнели, похорошели. В чем секрет?
- Честно говоря, никакого секрета нет – просто такой период в жизни. Даже не знаю, как объяснить.
- А говорят, все потому, что вы замуж собираетесь.
- Замуж? Нет, не собираюсь. Но когда мне сделают предложение, я сообщу (смеется).
- А как же история с кольцом, которое вам подарил поклонник?
- Кольцо было, но его, на самом деле, подарил друг (друзья мне часто дарят украшения), а о замужестве я впоследствии пошутила. Просто журналисты не всегда правильно воспринимают информацию: иногда пишут в скобках «смеется», а иногда не пишут. Поэтому остальным понять, в шутку это было сказано или серьезно, очень сложно.
Видите? Нет у меня обручального кольца!
- Правда, что вы мечтаете снять фильм?
- Да, но в качестве продюсера. Очень хочется сделать экранизацию моей любимой книги «Таис Афинская», но пока что это голая мечта. То есть, я ничего для этого не делаю – наверное, звезды над кишлаком пока не сошлись. Но если появится возможность, благоприятный момент, я это сделаю.
Звезды над кишлаком пока не сошлись...
- В Украине?
- Наверняка, это должен быть международный проект – копродакшн нескольких стран. И, конечно, с участием Греции, как минимум.
- Но вы же режиссер по образованию – собственноручно снять не хотите?
- Нет, кинорежиссер и режиссер, делающий концерты – совершенно разная специфика. Я не чувствую в себе сил создать фильм. Каждый должен заниматься своим делом: лезть в то, чего ты не знаешь, и при этом привлекать огромные инвестиции и огромный человеческий ресурс – это непрофессионально. А я – за профессионализм.
- А еще – за футбол.
- Да.
- За какую команду болеете?
- За «Шахтер». Футбол смотрела с самого детства с папой, но никогда не вникала: то есть, он смотрел, и я рядом садилась за компанию. А по-настоящему переживать начала уже в сознательном возрасте, когда смотрела игры национальной сборной. Увлечение «Шахтером» началось со знакомства с командой и ее президентом: я увидела горящие глаза, просто бешенные эмоции и поняла, что это здорово. Просто до этого ни разу не была на стадионе – смотрела по телевизору. И впервые попала на матч в Донецке, когда «Шахтер» играл с «Динамо Загреб» - Ринат Леонидович, собственно, пригласил. Я влюбилась в эту команду, в их отношение, в то, как они выкладываются: там все – от садовника базы до президента клуба – глубоко влюбленные в футбол люди. И тех, кто не имеет никакого отношения к футболу, они умеют влюбить в этот вид спорта. Теперь я часто езжу на домашние матчи «Шахтера» в Донецк – особенно, после того, как открылась «Донбасс-Арена». И всем, кто не был на стадионе, очень советую побывать – атмосфера другая, очень заряжает.
Фото Максима Полищука