]
Facebook LiveJournal Twitter

KIEV MEDIA WEEK: Кинобизнес как предчувствие

11:00 19.09.2011 0

Медианеделя закончена, гости разъехались, в Киеве похолодало. А я пишу последний репортаж с KMW. Теме "Кино как бизнес" был посвящен весь последний день форума.  

Все, кто делает кино, делятся на тех, кто говорят о нем на языке цифр, и тех, кто тяготеет к пафосно-метафорическому слогу.  Первых можно узнать по фразам типа «клиентоориентированный фильм» или «показатели по аудитории», вторые рассуждают о функциях кинематографа в планетарном масштабе. На пятничной конференции присутствовали и те, и другие.

Модерировал беседу сам Вальдемар Дзики, который прекрасно сошелся как с нашими, так и с иностранными спикерами. Признаться, я не пожалела, что рано встала. Всего за несколько часов мне удалось узнать, что Дзики собирается делать с выращенными собственными силами сценаристами и режиссерами, что некая героическая женщина в Белоруссии отсматривает десятки тысяч порнофильмов в неделю за одну зарплату, и что такое идеология кино.

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Спикеры

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Вальдемар Дзики - "рулевой" и по совместительству главный скептик конференции

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Илья Неретин скучает по советским фильмам

Российский продюсер Илья Неретин высказал революционную мысль о необходимости поддержки кинематографа со стороны государства. Поскольку кино – явление прежде всего идеологическое. В качестве примера он привел опыт США. Что же касается европейского и российского кинематографа, Неретин неожиданно сообщил, что пока что как такового не существует. И поностальгировал по советским фильмам, которые воспитывали и образовывали.

Во время выступления Ильи я наблюдала за Вальдемаром Дзики, лицо которого часто принимало довольно скептическое выражение. В первой же паузе я подошла к нему - полюбопытствовать, с чем же из слов Неретина он несогласен. Вальдемар, как всегда, проявил дипломатичность:

- Я думаю, у разных людей разный подход к кинематографу. Но на фоне опыта, который я получил в последние два года, я могу сказать, что бывает так, что слова, например, «демократия», «кино» или «политика» - имеют разные значения для разных людей. Самое сложное - сделать этот перевод. Конечно, моя точка зрения на кинопроизводство другая. Я подхожу к этому больше со стороны бизнеса, не до конца понимаю идеологические задачи. Тоже сложно сказать, что это вообще значит. Ведь очень много всего делается в мире, и если должен быть такой подход к кино, то какой он должен быть? Но все-таки я стараюсь не отключать и не закрывать себя в вопросах, согласен я с чем-то или нет. Я стараюсь понять и построить какой-то диалог. Это конструктивнее, чем просто сказать: мы думаем по-другому, вы думаете по-другому, нам не по пути.

- С момента вашего приезда в Украину прошло уже немало времени. Вы видели ситуацию тогда и сейчас. На ваш взгляд, можно ли говорить о динамике в развитии кино в стране как бизнеса?


- С этим сложно. То, что делает сейчас госпожа Копылова, это большое движение. Я не оцениваю, насколько быстро это пойдет. Одно, чего я бы боялся, что у многих коллег из этого бизнеса есть такое ожидание, чтобы это все заработало сейчас. Я думаю, что нужно терпение, нужно дать время. Не ожидать, что завтра все поменяется. Завтра ничего не поменяется, завтра еще будут ошибки, проблемы, но потом терпеливо на фоне этого мы можем уже что-то менять. Я уже прошел такой период в Польше с начала 1990-х. Думаю, что и в России, и в Украине, и в Польше, во всех других частях мира, этот процесс длинный, очень сложный, но хорошо, что мы его начали. Нужна и поддержка, и диалог со стороны кинематографистов. Потому что, если государство будет делать это без информации с другой стороны, это тоже сложно. Мы видим мир другими глазами, поэтому надо обмениваться опытом.

 
- Как поживает ваша школа молодых талантов?


- Это не школа, это мастер-класс. Это уже встреча профессионалов, молодых и взрослых, которые просто разговаривают, меняются опытом, стараются как-то на фоне этого переплыва мыслей построить что-то лучшее в системе, в которой они работают. Мы окончили первую часть. Сейчас работает уже группа, которая прошла первые полгода. Очень надежные и интересные. 

- Многие отсеялись?

- Да, где-то 40-50%. Думаю, до конца года мы окончим этот мастер-класс. Будем еще встречаться несколько раз и решать проблемы по поводу продакшена. Ведь у нас сейчас в этом мастер-классе и молодые сценаристы, и молодые режиссеры, продюсеры.

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Олег Сильванович: Я знаю, что ваше правительство заявляет поддержку кинематографу, и она достаточно значительна – это 15 млн. долларов.

Одним из ключевых докладчиков был человек, который контролирует кинематографическое пространство всей Белоруссии - гендиректогр "Беларусьфильма"Олег Сильванович


- Как вы считаете, как долго кинематограф СНГ будет привлекателен только для рынка СНГ?

 
- Кинематограф, если он настоящий, то он привлекателен для всего мира. Есть такие амбиции в Западной Европе у некоторых, например: «Все, что за пределами Лондона, не считается подлинным искусством». Совершенно фальшивые амбиции. Это то, что осталось с неких имперских времен. Сегодняшний кинематограф стран, которые входят в СНГ, абсолютно разный. Есть кинематограф Сокурова, это питерский кинематограф. С другой стороны, мы знаем потрясающих кинематографистов Украины. Просто наш кинематограф вступил сейчас в период реставрации. Я понимаю, что сегодня идет становление молодых режиссеров через экономическую целесообразность проектов, они учатся по другим схемам и графикам финансирования. Сжимается график производства. Я думаю, что вас ждет генерация молодых и ярких режиссеров в будущем. Вы делаете все совершенно правильно на данный момент. Это то, что я слышал. Я же не состою в правительстве Украины и не знаю всех ваших нюансов.


 - Бытует мысль, что в нашем случае государство больше мешает развитию кинематографа, чем помогает…

- Но если бы не было государства, вам бы ничего не удалось сделать. Когда вы едете за рулем, и кто-то нарушает правила, вы в сердцах чертыхаетесь: «Гаишника на тебя нет!». Так вот, как только нарушаются ваши права, вы идете защищать их к государству. Можно от хорошей жизни критиковать правительство, но поверьте мне, я работал в этих структурах, реально премьер-министр начинал рабочий день в 7.30, уходил в 24.00. Поэтому я знаю, что ваше правительство заявляет поддержку кинематографу, и она достаточно значительна – это 15 млн. долларов.

 
- У вас государство оказывает поддержку молодым  кинематографистам?

- У нас с молодыми проблем меньше, чем с людьми старшего поколения. Мы открыли художественное направление «Дебют», постоянно действующее. И два фильма полнометражных ежегодно будет отдано молодым режисерам. Это государственное решение. Кроме всего прочего у нас есть такое понятие как национальный фильм, которое напрочь отсутствует в Европе и в частности в Украине. 

- Что это?

- Это такой проект государственного масштаба. Его инициирует и финансирует Министерство культуры. А президент согласовывает. Государство должно понимать, почему оно поддерживает этот проект. Как правило, он достаточно бюджетный. Главная функция национального фильма – произвести продукт высоких художественных, идейно-тематических качеств. К нему не предъявляется никаких претензий, связанных с окупаемостью проекта. Поэтому очень трудно найти такой проект. Мы пока в поисках.


- Какое кино «Белорусьфильм» никогда не снимет?

- Порнографии, пропаганды нацизма, насилия – этого на «Беларусьфильм» никогда не будет. Унижения женщин, оскорбления детей. У нас просто люди немножечко другие: нам не все-равно, на чем делаются деньги. Поэтому можно сказать, что это такой идеологический редактор, который сидит не только в органах управления, но и в людях, которые занимаются производством. Страна относится бережнее к своим гражданам, потому что у нас невероятно мощные потери за время Второй мировой войны. Страна до сих пор не оправилась и не вышла на уровень людского воспроизводства, если так позволительно будет сказать. Поэтому вещи, которые несовместимы с понятиями нравственного подхода или гуманистического подхода к человеку, на «Беларусьфильме» не будет никогда.

- А какое, на ваш взгляд, главное отличие белорусского зрителя от украинского?

- Вы знаете, у нас одинаковое число зрителей пришло за прошлый год в кинотеатры. У вас порядка 15 миллионов и у нас столько же. Только вы заработали порядка 70 миллионов долларов, а мы всего лишь 12. Это говорит о том, что стоимость билетов в кинотеатры у вас значительно выше. У нас социально ориентированное государство. Это я вам не на трибуне рассказываю. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас тоже было 70 миллионов долларов, тогда бы у нас с финансированием производства не было бы никаких проблем.

- А контент у нас один и тот же в кинотеатрах?

- Контент у нас сравнимый, но у вас кинотеатров больше в три раза с копейками. Получается, что у меня зрители ходят в кинотеатры чаще. Кроме того, у меня есть программы для развития сельского зрителя, программы для строительства и льготирования инициатив людей, которые будут заниматься кинообслуживанием людей на селе и в маленьких городах. И стоимость билетов у нас совершенно разная. У нас есть стоимость билетов 5-7 долларов, если это 3D, и в то же время у нас билет может стоить 20 центов на селе. Средняя стоимость билета у нас – 0,75 доллара. Кроме того, у нас есть программа льготирования для пенсионеров, которые могут спокойно пойти в кино. Я не хвастаюсь, я просто слышу и у нас в стране критику правительства, и у вас то же самое, но люди должны прекрасно понимать, что нельзя экстраполировать свою субъектную ситуацию на общество. Потому что ваш доход, ваша внешность, ваш возраст, ваше душевное равновесие, психологическое самочувствие, физическое состояние – коренным образом отличается от пенсионера, которому 75-80 лет, который тоже имеет все те же гражданские права, как и вы. И государство должно обеспечить ему реализацию гражданских прав возможностей.

- У вас есть орган, который занимается цензурированием продукта? Вот у нас есть Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали. Она многое решает в жизни фильма, который должен выйти в прокат...

- У нас подобного нет. У нас есть Регистр, который определяет классификацию фильмов, которые выходят в кинопрокат. Он выдает государственное прокатное удостоверение. У нас даже отменили государственное гастрольное удостоверение. И это привело к казусу, потому что в мае этого года у нас приехала певица, она же порнозвезда, которая продемонстрировала на сцене ночного клуба некое действие, которое было классифицировано позже как порнографическое действие. Соответственно у нас начались преследование людей, которые привезли эту певицу, разместили на сайт потом, потому что это уже распространение. Безусловно, здесь начали работать органы.


- С порнографией проще, ее легко классифицировать. А вот с насилием – здесь уже тонкая грань между просто бессмысленным насилием и авторским замыслом, возможно взывающим к большему состраданию. Кто у вас это решает?

- Про насилие - мы просто даем ограничение проката. Кинотеатры с большим числом зрительских мест не получают разрешения транслировать, а с меньшим – получают. Это и есть задача Регистра. И это уже вопрос к прокатчику: надо ли тебе такое-то количество туалетного юмора, мата на экране, оскорблений и крови? Если просто хочешь вложиться, делай этот фильм под три икса и крути, но ты никогда не вернешь себе кассу. Это экономическое основание быть гуманным.

 - Из кого состоит этот Регистр? Кто эти люди?

- Там много людей разных. По порнографии специальная комиссия. У нас не каждый сотрудник Регистра может отслеживать порнографический контент. Это делает у нас женщина. Ей недавно исполнилось 50 лет. Я ей искреннее сочувствую, потому что она смотрит в неделю порядка 10-15 тысяч порнофильмов. Я надеюсь, она их проматывает, иначе она бы сошла с ума. Веры в человечество, наверное, у нее нет.

- Зачем же так много она смотрит?

- Она обязана смотреть. Поскольку эти проекты, как правило, приходят по некоторым уголовным делам, она должна дать экспертное заключение на наличие в них преступления. А суды потом должны выдавать экспертизы, на основании которых выносятся обвинительные приговоры. 

- Как она себя чувствует? Ей нравится ее работа?


- Абсолютно нет. Я думаю, она не понравится даже маньякам. Реально это как наркотики нюхать. 

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Андрей Ризванюк (FILM.UA) задумался об идеологии

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Разговоры о кинобизнесе не прекращается даже во время кофе-брейка

 KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Люк Рэндольф (Completion Guarantor, Великобритания) раскрыл секрет, как сэкономить на кинопроизводстве

С тревогой в душе о белорусских женщинах я остановила проходившего мимо Ави Армоза.

- Что вы знаете об украинском кинобизнесе?

- Честно говоря, я не знаю украинский кинобизнес. Я могу говорить об израильском кино, потому что в Израиле я был и кинопродюсером, и состою даже в специальной коллегии кинопродюсеров. Знаете, фильмы в маленькой стране во многом базируются на публичной поддержке. Израильское правительство и министерство культуры находят проекты, и дальше они идут к кинопродюсерам.

- Эта темя сегодня была затронута на конференции. Стоит ли государству вмешиваться в кинобизнес? 

- Кинобизнес – очень важная составляющая культуры в любой стране. Кино может быть и бизнесом, но это бизнес с множественными рисками. И нет одной формулы успеха. Думаю, лучшая формула для любой страны – искать взаимодействия коммерческого и общественного. Это значит, что правительство должно помогать отдельным лицам тем, что риски оно берет на себя. То есть, оно инвестирует в кино и помогает ему уменьшить риски. Тогда, если фильм зарабатывает деньги, в выигрыше остаются обе стороны.

- Знакомы ли вы с фильмами, снятыми на постсоветском пространстве? 

- Я вижу их очень-очень редко. И это очень хороший вопрос, потому что на интернациональном рынке очевидное доминирование Голливуда или же фильмов англоязычных стран. Количество фильмов из неанглоязычных стран очень лимитировано. Например, один фильм из Израиля, один – из Ирана, Франции. И как правило, эти фильмы некоммерческие, это арт-кино. Получается, если вы способны создать индустрию, которая базируется на вашей культуре и на культуре русскоязычной территории, тогда это отлично. Но на самом деле, я не думаю, что вы можете построить действительно интернациональную дистрибуцию. Это может быть один удачный фильм, но это не успешный бизнес. 

Гости постепенно заканчивали с выступлениями. Некоторым явно нужен был отдых и прохладительные напитки: видимо, они  побывали накануне на вечеринке FILM.UA.

KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино  

Ави Армоза с украинским кино не знаком

KIEV MEDIA WEEK, кинопроизводство, Дзики, Сильванович, Армоза, кинобизнес, кино

Конференция окончена, но обсуждение наболевших вопросов продолжается

Фото Яна Солнечного

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...