Финансовый консультант Разуана Акрам: «В Украине я увидела огромный аппетит к производству кино»
Подозреваю, что большинству украинских медийщиков имя Разуаны Акрам скажет ровным счетом ни о чем. Западные же кинематографисты (в основном, британские и американские) знают ее как человека, благодаря работе которого в проект приходят деньги. Будучи партнером в лондонской фирме Muirhead Simons & Burton (специализируется на законодательстве в сфере медиа), Разуана предоставляет консультации по всем аспектам разработки, производства, дистрибуции кино- и телепродукта. Но главная область ее работы - финансирование проектов.
О том, как это происходит в Британии, и почему инвесторы предпочитают иметь дело именно с этой страной, Разуана рассказала мне на KIEV MEDIA WEEK, куда приехала делиться опытом и налаживать «культурные связи».
- В кинематографических кругах США существует теория: если снять 25 фильмов, один из них обязательно окупит все остальные. Вы согласны с этим?
- К теле- или кинопроекту очень тяжело подойти с научной точки зрения, ведь на самом деле никто не знает, что именно станет настоящим хитом. Голливуд пытается изучить этот вопрос, и, скажу вам честно, подобрался к разгадке довольно близко... но пока что, я думаю, вывести какую-то более-менее точную статистику невозможно. Я встречала многих режиссеров и продюсеров, которые относятся к своему фильму, как к ребенку - годами с ним возятся, улучшают, подбирают лучших актеров, но в итоге проект проваливается. А иногда достаточно просто найти интересную историю, которая становится хитом и приносит прибыль. Поэтому с теорией о 25-ти проектах я не согласна.
Что действительно работает на сегодняшний день, так это продолжения - франшизы в случае кино и новые сезоны в случае телепродукта. И тут все зависит от того, что ты хочешь: заработать денег или донести до зрителя какую-то мысль, осветить какой-то вопрос.
- И часто производители идут на риск, эксперимент, пытаясь осветить эти самые вопросы?
- На проектах с маленькими бюджетами продюсеры рискуют довольно часто. Но чем больше проект и чем больше в нем других заинтересованных сторон (особенно если деньги инвестируют Universal или Warner Bros.), тем больше желание убедиться, что деньги вернутся. Поэтому закономерность простая: чем больше бюджет, тем больше все просчитывается, чтобы избежать рисков.
- Когда вы, как консультант, анализируете проект, на что обращаете внимание в первую очередь?
- Конечно, на финансовые аспекты (улыбается). Когда деньги поступают из разных источников, их собирают на один банковский счет. И моя задача - контролировать порядок, в котором деньги расходятся по инвесторам: от кого они приходят, к кому уходят и как распределяются. Поэтому прежде всего я смотрю, кто вкладывает деньги и как они будут возвращаться, какие гарантии дают дистрибьюторы.
- Обращаются ли к вам за консультациями перед запуском проекта, пытаясь понять, будет ли он успешен?
- На начальных стадиях проекта я участвую только в работе с правами. К примеру, если студия хочет приобрести права на экранизацию книги, я помогаю это сделать наиболее быстро и безболезненно. А оценивать, будет ли проект успешным - не совсем моя компетенция, все-таки я юрист (улыбается).
- Приходилось ли вам консультировать копродакшен-проекты?
- Последний фильм, на котором я работала, был «Госпожа Бовари» (проект Софи Бартез, главную роль в котором исполнит Миа Васиковска, - МН) - копродукция с Францией и Бельгией. Мой клиент инвестировал в производство через британскую программу налоговых субсидий, а моя роль заключалась в помощи ему. Чтобы его деньги не были выброшены на ветер, я должна была проверить, работает ли схема французской и бельгийской копродукции в отношении такого рода инвестиций.
- Это какого же рода?
- Я говорю о EIS. Это схема, по которой частные лица или компании с большим доходом инвестируют в проекты и получают возврат налогов. Я работаю только с частными лицами, потому что для них такая схема наиболее выгодна.
Исходя из своей практики, могу отметить, что в Британии схемы индивидуальных инвестиций работают успешнее копродукционных.
- Почему?
- Поскольку речь идет о налоговых льготах, то внимание фокусируется на местном производстве. И в этом смысле работать, к примеру, с Индией было очень сложно. А с той же Америкой - намного проще: мы использовали тамошние налоговые льготы, работающие так же, как в Британии. В США и большинстве стран Западной Европы есть подобные налоговые программы, поэтому инвесторы предпочитают иметь дело именно с этими территориями.
- А они обращают внимание на маленькие проекты независимых продюсеров? Или предпочитают вкладывать в проекты крупных студий?
- Всего понемногу. Конечно, студиям больше доверяют, но и на небольшие риски инвесторы соглашаются довольно часто.
- Вы признались, что не работали в Восточной Европе. В чем заключается ваша миссия на KIEV MEDIA WEEK?
- Да, у меня не было опыта в производстве больших проектов здесь, поэтому мне очень интересно узнать, как у вас структурируется производство фильмов, как происходит работа в целом. Кроме того, мне интересны ваши культурные, социальные особенности.
- И как впечатления?
- Вопрос глобальный, все еще нужно обдумать и взвесить. Но я увидела очень большой интерес и аппетит к производству фильмов. И, насколько поняла, есть заинтересованность государства в киноиндустрии, что очень важно. В Великобритании государство активно поддерживает производство кино - это помогает улучшить имидж страны в мире, познакомить зрителей из других стран с нами, нашими культурными особенностями и т.д.
Кроме того, в Киеве хорошая атмосфера - с одной стороны, очень легко, приятно общаться, но с другой стороны, все профессионально спланировано и организовано. Так что я обязательно приеду еще, мне очень понравилось.
Хочется верить, что интерес таких вот консультантов к Украине свидетельствует о хороших перспективах. Так что запомните это имя - волне возможно, когда-нибудь Разуана посоветует инвестору вложить деньги именно в ваш проект.
Фото - Кирилл Авраменко