Секреты «Дома с лилиями»: как воссоздать ушедшую эпоху
В понедельник на «Интере» стартовала семейная сага «Дом с лилиями», премьеры которой я ждала с большим интересом. Отчасти потому, что создавал ее легендарный режиссер Владимир Краснопольский, в свои 80 с лишним продолжающий снимать телевизионные хиты. Отчасти потому, что картину готовили долго и очень тщательно - с редким для отечественного телепроизводства размахом. Отчасти - из-за истории, рассказывающей о непростой жизни семейства Говоровых на фоне исторических событий, изменивших судьбы миллионов.
Режиссер фильма, создававшегося компаниями FILM.UA и «Фаворит Фильм», сам был свидетелем многих исторических событий, можно сказать, свидетелем смены эпох. А потому к задаче показать то, что пережили и помнят многие зрители, он отнесся с большим трепетом. Вместе со своим давним киносоратником оператором Темерланом Зельмой и командой художников-постановщиков Краснопольский шаг за шагом строил декорации и воссоздавал элементы эпохи, позволяющие зрителю поверить фильму. И чтобы выстроить достоверную историю, пришлось преодолевать массу сложностей, постоянно находить компромиссы со звездным актерским составом (особенно женским)… Но результат того стоил.
- Я сейчас нахожусь в состоянии некоторого затруднения… - говорит Владимир Аркадьевич. - Потому что буду предлагать выдвинуть картину «Дом с лилиями» на российскую премию «Золотой Орел». И будем выдвигать исполнительниц двух главных женских ролей – Дашу Мороз и Олесю Судзиловскую. Обеих. Кого уже там президиум утвердит – я не знаю.
Награды достойны обе - и Дарья Мороз,
и Олеся Судзиловская
Эти актрисы сыграли совершенно разные роли! Хоть в кадре они все время смотрят друг на друга ненавидящими глазами, но нигде не сыграли так, чтобы повторить одна другую. Каждая привнесла свое дыхание, присущее только этому человеку и этому персонажу.
- У звезд вашего сериала сложные характеры…
- У всех они непростые. У каждого бывают свои причины для скверного настроения: ну, плохо себя чувствует человек, подвернул ногу, обжегся кофе – всякий человек может войти в кадр, но на то они и актрисы, чтобы в кадре выкладываться максимально. Если есть согласованность с режиссером и их это устраивает, значит сцену надо снимать только так. Откуда у режиссера есть это знание? Не знаю… Но он понимает, что завтра снимает эту сцену, и главное в ней - то и то. И должен построить мизансцену так, чтобы и актеру было удобно, и совпало с настроением образа, и тебе, как режиссеру было удобно, и чтобы - главное - пришло с экрана то чувство, которое нужно. Чтобы его пережил зритель. Если есть такое единство, то не страшен никакой актер.
У нас были такие актеры, с такими характерами... но расставались мы такими друзьями. Возьмите хотя бы Ивана Лапикова, Олега Стриженова, Ефима Копеляна – это звезды. Кадочников Павел Петрович... Мы, мальчишки, первую дипломную работу делали с ним. И он пришел – звезда! А потом мы с ними перезванивались ночами, обсуждали сцены, как что лучше сделать и что получилось. Князев – это же очень сложный человек, а он у нас во всех фильмах. Каждый актер – по-своему сложен.
- Вернемся к фильму. Как по-вашему, получилось воссоздать, передать дыхание той эпохи?
- Вряд ли я могу быть доволен… Может быть, оператор доволен. Ведь из чего складывается эпоха? Первое: из количества машин на улице. А как на улице снимать, ведь все иностранные машины. А для того, чтобы создать атмосферу улиц, надо достать минимум 15-20 старых машин.
Дальше: улицы состоят из зданий, на которых стоят все эти огромные антенны, кондиционеры, современные украшения... Чтобы выбрать какой-то дом, какую-то постройку, надо, чтобы и рядом с ним был такой же дом, ведь нельзя же упираться только в стену. Это была, конечно, огромная трудность, поэтому эпоху мы старались передать через какие-то портреты внутри зданий. Дальше: телевизионные передачи того времени. Очередная сложность: телевизионную передачу сейчас просто так не поставишь. Потому что если больше 20 секунд - пожалуйста, оплачивайте. А это не входит в бюджет картины. Приходилось обращаться к друзьям, чтоб они подарили две строчки или кусочек музыки, которую можно взять. Ну, а как можно обойтись без песен тех лет? Как может человек, партийный работник, в прошлом комиссар, как он может в пьяном состоянии не спеть «Вот солдаты идут…» или «Ой, Днепро, Днепро»?
«Как обойтись без песен тех лет?»
- Что, за «пьяные песни» тоже нужно платить?
- За все! Прозвучала одна строчка – плати. Да и они не пьяные песни - они настроенческие! Это разные вещи. Конечно, бесконечно сложно - воссоздать эту эпоху. Те же старые машины –они тут же глохнут, по дороге. И актеры привыкли к машинам с автоматическими коробками. Значит, ты садишься и сам показываешь - как надо ездить. Дальше: магазины или витрины – ведь все-все другое! Снимаешь какие-нибудь заборы - не металлические, а деревянные, чтобы это была правда. И платишь за то, чтобы хозяин разрешил снять антенну, которая висит над его домом. Дальше: в окна посмотрите. Где сейчас нет евроремонта? В квартиры надо привезти всю старую мебель 40-х или 50-х годов. А затем время идет, все у нас меняется....
70-е годы – надо телевизор менять, диван, холодильник - все надо учесть. Поэтому эпоху создавать бесконечно сложно.
Но мы знали, куда пришли работать, что это - дань историческому периоду.
А костюмы, а прически у актеров! Актрисе может не понравится прическа того времени. Показываешь ей журнал: «Смотри, какие прически были тогда». И надо еще, чтобы она согласилась. «Не, мне это не идет!» А ей идет! Из-за костюмов иногда возникали конфликты: порой приходилось прямо перед съемкой заниматься совсем не тем, чем надо... Но это объяснялось, конечно, статусом наших актрис, которые считают себя мега-звездами и действительно, они стоят того.
Но претензий у меня, как у режиссера, к актерам вообще нет! Хороший получился букет, красивый, с разными характерами, с разными оттенками, даже, так сказать, голосовыми – Сергей Маховиков, Олеся Судзиловская, Дарья Мороз, Николай Добрынин, Евгений Князев, Михаил Жигалов, Анна Горшкова, Денис Матросов... Что украинские актеры, что московские, находясь в кадре, работали уже, как говорится, не за страх, а за совесть.
К разговору подключается оператор Темерлан Зельма:
- По драматургии и по всему, «Дом с лилиями» - это не современный фильм. Сценаристы пытались разбить его на маленькие дробные кусочки, а потом пришлось их сокращать, объединять все... Его надо было снимать так, как мы снимали раньше. Вся драматургия строится немножко на другом: это, в основном, глаза, руки, люди. Очень много крупных планов, без резких движений камеры. Практически все строится на этом. Текст, который они говорят, как смотрят друг на друга, любовь... Внутреннее состояние героев не позволяет заниматься таким самолюбованием движения.
- Вам тоже было сложно с актерами?
- У меня такое ощущение, что Украина просто избаловала их немножко. Такое ощущение, что приехали такие московские звезды и по полной программе выпендриваются.
- То есть. в Москве они ведут себя иначе?
- Я думаю, да. Во всяком случае, там с ними можно сразу что-то проговорить... Зато все службы, которые здесь в Киеве есть - все с удовольствием просто работают. И специалисты очень высококвалифицированные, отличные. И по характеру - коллектив очень дружный.
- В Голливуде был момент, когда продюсеры вдруг решили дать артистам укорот.
- Ну, укорот не получается. Дело в том, что если бы укорот дали все… Хотя, суть даже не в этом. Вот я, если честно, вообще бы в работу известных актеров не брал бы. Возможно, с одной стороны было хуже по актерской игре, а с другой стороны, достоверность могла бы появиться совсем на другом уровне...
Такие сложности - лишь маленький фрагмент работы над масштабной фреской, которую зритель, уверена, оценит по достоинству. Напомню, фильм идет на «Интере» в 20:30 с утренним повтором в 09:20. Каким будет результат телепоказа, расскажу вам совсем скоро. Ну а премьера прошла с долями 12,7% по 18-45, 50+ и 20,1 по 18+, 50+.
Фото - пресс-служба FILM.UA