Вопрос на $2,7 миллиарда. Хочет ли северный Голливуд и Vancouver Film Scool работать в Украине
А знаете ли вы, сколько «весит» Голливуд? Сколько денег инвестирует, а сколько - зарабатывает?
Сложный вопрос, не правда ли? И простого ответа на него нет, так как понять, что именно считать условным «Голливудом» - только топ-6 киностудий или все американские кино- и телепродакшены, сложно. А уж сколько именно они ежегодно тратят и зарабатывают все вместе - тем более непросто.
Но вот занимательная статистика о только одной достаточно популярной локации. Есть на западном побережье Канады, в Британской Колумбии, относительно большой город - чуть менее 700 тыс. человек населения. В нем даже когда-то принимали Зимние Олимпийские игры. Ванкувер - один из самых умеренных городов Канады по климату и месторасположению, и в целом признан «одним из наиболее комфортных для жизни городов мира». Но туристическая реклама не способна надолго удержать внимание бизнеса.
С середины 80-х власти Британской Колумбии начали предлагать киноиндустрии всяческие льготы и поощрения (incentives). За один только 2017 год в этом регионе «Голливуд» (включительно с телепродакшенами и большими международными конгломератами) потратил в Ванкувере на производство контента - то есть инвестировал в смежные индустрии региона - $2,7 миллиарда.
Несколько недель назад у меня была уникальная возможность пообщаться с четырьмя представителями школы Vancouver Film School (VFS): Майкл Басер (слева) представлял факультет сценарного мастерства VFS, Даррен Борроумэн (в центре) - не только руководитель кинопроизводственного направления VFS, но и сам недавний выпускник школы,
за факультет актерского мастерства говорила Дженнифер Клемент,
ну а главным спикером был человек, основавший VFS в 1987 году, Джеймс Гриффин. Об основателе и школе много любопытного можно прочесть на сайте VFS, но рекомендую вам все же для начала познакомиться с нашими спикерами поближе, и дать им возможность самим рассказать, зачем они приехали в Украину (ну, не только же мастер-класс провести, в самом деле), как они видят развитие киноиндустрии и интегрируются в голливудский процесс для всеобщего удовольствия.
- Среди фильмов, снятых в Ванкувере при участии выпускников VFS, значатся такие хиты, как «Я, робот», «Титаник», «Послезавтра», «Сумерки», «Невероятный Халк», «Планета Обезьян», «Поймай меня, если сможешь», «Моя большая греческая свадьба», «Умница Уилл Хантинг», «Рэмбо», «Горец», «Секретные материалы», «Женщина-кошка», «Звездные врата», «Люди Икс-2», «Рокки-4», «Джуманджи», «Эффект бабочки», «Фантастическая четверка», «Пятьдесят оттенков серого» и другие. Но фильмы - это только видимая глазу верхушка айсберга, - рассказал Даррен.
- Давайте начнем сначала. Чтобы не было недопониманий, я хочу рассказать, как и почему открыл школу киноискусства и на каких принципах она существует, - уточнил Джеймс. - Тридцать лет назад в Ванкувере была очень небольшая киноиндустрия. Предсказать, что она разрастется до тех размеров, как сейчас, было невозможно. Я хотел быстро выучить кинопрофессию, но школы в Ванкувере не было. Но большая проблема была в том, что я бы не смог выучить индустриальную часть профессии и получить опыт работы на площадке нигде - все программы были в университетах и тесно ассоциированы с академией.
И, наконец, эти программы были долгими - чтобы стать кинорежиссером, надо было два или три года посвятить общим гуманитарным дисциплинам, и даже в этом случае не факт, что вам потом позволят последний год быть в индустрии кино. Возможно, каким-то режиссерам такой подход и подошел бы, но мне казалось, что кинообразование должно быть подобно ученичеству, и должно получаться если не только на площадке, то все равно в тесном взаимодействии с реальным съемочным процессом. Я понял, что если хочу такое образование, то должен сам себе его дать (улыбается).
- То есть вы работаете над тем, чтобы выпускник VFS мог приступить к работе на любой площадке мейджора сразу после выпуска?
Дженнифер: Или вместе с другими выпускниками сняли независимое кино сами. Более того, свои фильмы наши студенты снимают во время и в качестве образовательного процесса. Мы поощряем сотрудничество между факультетами и междисциплинарную дружбу, так что наши студенты актерских факультетов работают с нашими сценаристами, режиссерами, звукорежиссерами, операторами, наши художники работают с нашими специалистами по FX уже в первые недели обучения.
Джеймс: Это может звучать как «здравый смысл», но он не так уж и распространен, особенно в мире высшего образования. Учебная программа, построенная так, чтобы поощрять сотрудничество между студентами разных факультетов, почему-то мало где используется. Хочу сказать «нигде», но вдруг...
Время меняется, развиваются другие формы контента: в Канаде и в мире активно растет экономика диджитал, гейминг, наряду с классической развивается 3D-анимация, дизайн и концепт-арт, растет спрос на специфические навыки. От одной программы в 1987 году мы развились до школы с 13-ю программами. Сегодня в школе обучаются более 1200 учащихся из 70 стран.
- Видно, что вы очень гордитесь своими ноу-хау. Чем еще может похвастать VFS?
Джеймс: У нас есть самая современная performance capture лаборатория в регионе, например. Но лучше уточнить кое-какие особенности: школам очень сложно успевать за развитием технологий в индустрии. Каждый новый фильм требует все больших вложений в графику и технологии, анимация и тем более гейминг становятся все более сложными. Мы справляемся с задачей потому, что мы - не совсем школа, мы практически продакшен. Та анимация, которую современная школа технически может произвести за неделю, обычно раз в пять меньше, чем профессиональная студия анимации. Поэтому мы стараемся развиваться вместе с индустрией, работая как студия.
- Все ваши курсы рассчитаны на коммерческое производство контента. Вы его где-то дистрибутируете? Есть какие-то платформы?
- Да, у нас есть канал в YouTube, кстати, для канала киношколы - самый активный в мире, у нас намного больше подписчиков (более 100 тыс.) чем, например, у кинофакультета Калифорнийского университета, а там около 80 тысяч студентов, - 2 тыс. подписчиков.
- При этом каждая программа - небольшая по количеству студентов?
Майкл: Да, это не сотни и тем более не тысячи слушателей. Это, скорее, маленькие группы людей, заинтересованных в том, чтобы снять свою работу.
Понимаете, о нас, в отличие от традиционных школ, лучше думать, как о продакшен-студии. Мы ежегодно выпускаем 1500-2000 видеоработ: короткометражных фильмов, веб-сериалов, мультфильмов, роликов и т.д. Более того, мы работаем 24/7, и наши студенты это очень ценят - даже среди ночи в любой будний день на кампусе кто-то строит декорации или доснимает сцену.
- А другая ваша цель - получить образование быстро - реализовалась?
Дженнифер: Да. Во-первых, конечно же, по сути студенты начинают работать сразу же, как начинается образовательный процесс. Но что особенно круто - это тот факт, что все наши преподаватели - активно работающие в индустрии актеры, продюсеры, сценаристы. Они могут не вести каждый курс, но когда они ведут курс - это полное погружение, которому отдается все, чего нам самим не хватало в нашем академическом образовании, понимаете?
Всего курс обучения в VFS - 12 месяцев. Но это нельзя назвать учебным годом.
Даррен: Это не для слабых духом. Это полноценные 12 месяцев, без перерывов, отпусков и даже выходных. Единственное - студенты свободны несколько дней на празднование Рождества. В 12 месяцев включены 6 двухмесячных «семестров», в каждом семестре - огромное количество того, что мы называем «контактные часы» - работа в группе и с преподавателями.
Дженнифер: В актерской программе в общем это более 1200 часов. Мы работаем в «северном Голливуде», здесь снимаются десятки, если не сотни телешоу, фильмов, сериалов. Мы привлекаем к программам менторства, лекциям, кастингам, работе только активно работающих актеров и киноспециалистов. Так студенты могут подготовиться к тому, что на самом деле происходит в индустрии, к меняющимся технологиям. Наши выпускники действительно «готовы к камере».
Джеймс: Более того, выпускники готовы к бизнесу. Окончив школу, они знают, как начать искать агента, какие условия в договоре выглядят «сомнительно», как вступить в Гильдию, где и как искать работу. Чаще всего после 12 месяцев они уже работу нашли.
Год в VFS - не то же самое, что год в университете, повторюсь. Одна из самых насыщеных программ у Майкла, это сценаристы для кино и телевидения. У наших авторов за 12 месяцев программа рассчитана на 1600 контактных часов - это 67 суток без сна и перерывов на туалет (около 4 лет «семинаров и лекций» в университете). У нас это год работы один на один с преподавателем, в writer's rooms с коллегами, это несколько десятков написанных и отредактированных сценариев.
Даррен: Должен заметить как недавний студент, это еще и экономно. Я не только потратился только на один год, а не на четыре года платы за вуз, я еще и смог работать сразу после выпуска. Мои сверстники, которые предпочли 4-летний курс в университете, после завершения образования просили работу у меня: я к тому моменту был уже продюсером с 3-летним опытом настоящей работы.
Джеймс: Еще одна главная цель - чтобы после года образования выпускники вышли с полным портфолио. Сценаристы со сценариями и снятыми по их сценариям фильмами, продюсеры - с завершенными проектами, аниматоры и режиссеры - с готовыми работами.
- Есть ли какие-то барьеры для обучения или дальнейшей работы в Канаде для ваших иностранных студентов? Вы сказали, что у вас учатся граждане 70-ти стран. Как, например, украинцу учиться и получить работу в Канаде?
Джеймс: Ограничения есть, конечно. У VFS как у школы есть отношения с университетами и местными властями, которые помогают получить в случае необходимости нужные визы и разрешения на работу.
- Большой процент студентов остается работать в Канаде?
Майкл: Мне кажется, большинство все же предпочитает возвращаться снимать у себя дома. Они везут в свою индустрию все свои новые модные навыки и портфолио. Ведь у нас только 45-55% студентов из США и Канады. Производство становится все более глобальным, Голливуд, в конце концов, снимает на разных территориях. Шансы создать свою индустрию и свой контент есть у любой страны, которая не боится инноваций, новых идей и копродукции.
Даррен: Я закончил факультет кинопроизводства. Со мной учился парень из Исландии, который стал моим хорошим другом. Мы, вместе с другими студентами, сняли около 20 проектов за год совместной работы. Он вернулся в Исландию, и начал там снимать сериал. Попросил меня найти несколько англоязычных актеров и записать видеопрослушивания с теми, кто мне понравится. В итоге из этого получился большой международный англоязычный проект.
Как правильно сказал Джеймс, за три года после выпуска я снял более 50 короткометражных фильмов, работал на десятках сериалов, начал работу над своим первым полным метром. В традиционном вузе я бы только сдавал экзамены и ни разу не попал бы на настоящую съемочную площадку.
- Теперь давайте поговорим о самом важном. Что же вы делаете в Украине?
Все вместе: Нас пригласили (смеются).
Джеймс: Мы всегда заинтересованы в сотрудничестве, в программах обмена знаниями. Студии как FILM.UA интересны нам в первую очередь тем, что у них достаточно «здравого смысла», о котором я говорил раньше, чтобы заниматься не только телесериалами или только кинофильмами, а чтобы интересоваться новыми видами анимации, дополненной реальности, геймингом и так далее. Когда люди не только слушают, но и слышат, что для гейминга нужен особый сторителлинг и другие принципы написания сценариев и так далее.
Студент VFS должен иметь и отличное представление о том, что происходит в индустрии по всему миру, чтобы суметь воспользоваться возможностями, которые возникают.
Майкл: На мастер-классе в Украине мы увидели людей, в глазах у которых - настоящий голод по историям нового поколения, историям про них, про их культуру и рассказанную их голосами.
Дженнифер: Мы не хотим просто заявить о себе, что вот мы есть, но и сразу же сделать то, что мы уже делаем - находить возможности и помогать студентам их реализовать. Это могут быть и программы, и интенсивы, и короткие курсы, и обмен.
- Значит ли это, что вы думаете открывать в Киеве нечто вроде филиала VFS?
Джеймс: Это значит, что мы приехали осмотреться и узнать, как работает здесь индустрия и понять, какие есть на рынке возможности. Кинобизнес во всем мире сейчас децентрализирован, нам всем нужно реагировать на этот тренд.
У нас есть глобальная стратегия - мы ищем партнеров в образовательных центрах и на киностудиях во всем мире. По правде говоря, до нас наконец-то «дошла молва». Украина стала более активной на международных форумах, мы стали понимать, что в Украине активизировалась киноиндустрия, анимационная индустрия, начал появляться гейминг. Вы идете в будущее, а мы всегда хотим сотрудничать с теми, кто движется в этом направлении.
На этой прекрасной ноте - о дороге в будущее - я была вынуждена отпустить спикеров продолжать мастер-класс. Как минимум, чтобы не рассказывать им, что во все краски украинской кинематографической радуги стали подмешивать серый. Надеюсь, всеобщими усилиями у нас получиться до будущего если не дойти, так хоть доползти.
Фото - Александр Куликов