«Под электрическими облаками» Алексея Германа–младшего
На днях Алексей Герман-младший завершил украинскую часть съемок своего нового фильма «Под электрическими облаками» - картины из списка 37 кинопроектов, заручившихся финансовой поддержкой Государственного агентства Украины по вопросам кино в прошлом году. Ранее фильм получил субсидии и от министерства культуры России.
Такой подход к делу нравится не всем: к примеру, большинство отечественных журналистов, пишущих о кино, считают финансирование совместных (вне зависимости от страны-партнера) фильмов государственными деньгами неприемлемым. А вот киношники думают иначе. Так, глава Украинской Кино-Ассоциации Денис Ржавский уверяет, что совместное производство в разы расширяет аудиторию фильма: «Существующее количество кинозалов в Украине не позволяет окупиться ни одному фильму, который выходит только на нашем рынке. Копродукция расширяет возможности и помогает кино стать выгодным бизнесом, позволяет снимать больше и лучше. К тому же, Украина громко заявляет о себе на международной арене, а это еще один плюс к имиджу государства».
Но вернемся к фильму: «Под электрическими облаками» снимается в России (на старом Ленфильме) и в Украине (Одесса, Днепропетровск и село Шаровка под Харьковом). По словам режиссера (он же - автор сценария), в фильме будет 6 новелл о разных людях. Среди персонажей – гастарбайтер, пытающийся выучить русский язык и внедриться в новую культурную среду, некогда богатый архитектор, влюбившийся в молодую девочку и другие.
Вот вам немного фотографий со съемочной площадки:
«Снимаем 6 историй о жителях пространства, оставшегося на месте Советского Союза, - рассказывает Герман-младший. – Это попытка посмотреть на современную жизнь с разных сторон, потому что она у нас очень противоречивая, и нельзя снимать, к примеру, только про богатых или только про бедных. Нельзя снимать о современности, не вспоминая, что был 90-й год».
Про 90-й год в картине будет отдельная новела, которую снимали в Одессе. «Главный герой – молодой человек, которому бабушка подарила книгу, - делится режиссер. – Он очень хочет ее продать и купить фантастику, не замечая, что в это время разваливается страна – паровоз эпохи проходит мимо. Это история о молодости, которая не замечает исторические молохи».
Выбор локаций в Украине Алексей объясняет просто: «Здесь сохранился какой-то дух, нужная атмосфера, которая в крупных городах России уже уничтожена. Во-первых, фильм совместный, а во-вторых, Одесса по духу оказалась близка этой истории, как и Днепропетровск, и локация под Харьковом. Тот же Питер не подходит – к сожалению, уже застроен... Съемки были непростыми. В начале процесса мы все долго настраивались. Но в итоге остались довольны результатом совместной работы. Это отличный пример взаимодействия кинематографий Украины и России».
Над картиной «Под электрическими облаками» работают российская кинокомпания Metrafilms и украинская Linked Films, о прокатной судьбе фильма пока не говорят. «Коммерческое кино или не коммерческое, я бы не хотел ограничиваться одним определением, - рассказал режиссер программе PlayBack. – Но слова «артхаус» я побаиваюсь, потому что, слыша его, мы сразу представляем унылых спившихся людей, которые ходят по шахтерскому поселку и медленно разговаривают 2,5 часа экранного времени. Я бы не говорил «коммерческое» или «артхаусное» - мы пытаемся снимать про эмоции, про ощущения и про жизнь».
С украинской стороны над проектом работало порядка 80 человек. Среди них – наши художник-постановщик и костюмер, молодые украинские актеры (Вера Климовецкая, Игорь Мирошниченко, Виктория Варлей и др.), а также оператор Сергей Михальчук («Мамай», Las Meninas). «Качественное авторское кино сложно делать в одиночку, - рассуждает российский продюсер фильма Артем Васильев. - Особенно в России и Украине, где кино – не бизнес, а в большей степени акт искусства. Поэтому решили попытаться сделать этот фильм совместно: сейчас проект предполагается как сотрудничество трех стран – России, Украины и Польша. Ваша страна стала нашим первым союзником».
Украинский продюсер Сергей Антонов сотрудничеством также доволен: «Система творческого подхода Алексея Германа-младшего заставила всех участников процесса выложиться на 110%. Режиссер не подходит по принципу коммерческого кино – не привлекает звезд, а пытается открыть новые таланты и найти образы, которые не использует никто другой. Было очень интересно участвовать в процессе поиска нестандартных решений: зачастую приходилось выполнять невозможное, но такой опыт наиболее ценен. Надеемся, что российский блок будет таким же гладким».
Работу над фильмом планируют завершить к концу года. Кстати, нынешняя картина станет первой в фильмографии Алексея Германа-младшего, рассказывающей о современности, а не о минувшем.
По материалам Украинской Кино-Ассоциации