Усов взвел свой курок
Вчера журналист ТВi Константин Усов сообщил, что увольняется с канала и будет баллотироваться в Верховную Раду от Объединенной оппозиции. Причем баллотироваться не в Киеве, а в Одессе - по 134-му округу. Новость меня, конечно, не удивила – время сейчас горячее, да и Усов всегда был правдорубом №~1-2 в нашей стране. Но отказать вам в удовольствии услышать комментарии героя этой новости я не могу. Итак, я позвонила Усову и задала ему пару вопросов:
- Почему вы решили оставить работу на телевидении и идти в политику?
- (глубокий вздох) Увольнение с ТВi связано с решением избежать конфликта интересов, который неизбежно возник бы. Возникает объективный соблазн использования телевизионных возможностей в целях не абстрактного общества, а конкретной группы – 177 тысяч людей на моем округе. Поэтому считаю, что совмещать эфиры и избирательную кампанию не этично.
- Нет, решение уволиться абсолютно понятно. Но почему вы вообще решили баллотироваться?
- После того, как журналист рассказал о проблеме и, возможно, предложил ее решение, в нормальном обществе фигуранты этой проблемы начинают что-то делать. В нашем обществе это не срабатывает. Поэтому каждый раз, когда снимается материал, уже по дороге в студию становится понятно, что ничено не изменится. Я не скажу ничего нового, но люди, наделенные властью в нашей стране, не имеют ни стыда, ни ответственности, ни совести. Это факт. Кроме того, пребывание всех этих людей на нынешних позициях – результат уже привычного нам выбора между чем-то плохим и очень плохим… Я уже писал, что могу занять 60-е место в определенном списке, который, как вы понимаете, точно заходит и место точно проходное. Но если ставить перед собой цель добиться настоящего доверия и впервые за долгое время стать результатом выбора не из двух зол, то идти по списку не честно. Идти по списку – означает быть обязанным одному или двум людям, каким-нибудь вождям. Одномандатный округ – это гораздо сложнее, потому что у нас есть только идеи, принципы и крепкие ноги, чтобы ходить от двери к двери. А у оппонентов есть миллиарды, админресурс, суды, чиновники и 10 асфальтоукладчиков за спиной. 10 фур с гречкой, 10 фур с новыми трубами, унитазами, крышами – очень сложная борьба. Это борьба между Давидом и Голиафом – я не о себе, а вообще.
- А почему именно в Одессе?
- Это очень интересный вопрос, на который я сам долго искал ответ. Одесса была последней темой моего расследования – я изучал, что творится на рынках. Поскольку Одесса – это столица украинской торговли, рынки – сердце торговли, и именно на них со всей страны приезжают люди, я изучал, что здесь творится. И обнаружил: все, что здесь происходит, влияет на общегосударственную стоимость базовых продуктов. Когда я поднял проблему людей, работающих на одесских рынках (70 тыс. человек), и понял, что уеду, и ничего не изменится, я решил остаться на недельку, и подсказать им, как бы они могли на этот раз построить свое противостояние с собственниками, свою борьбу с этой очевидной несправедливостью. И у нас что-то получилось. Это был массовый протест, очень организованный, в котором пригодилось мое юридическое образование. За короткое время люди захватили мэрию (впервые за 20 лет захватили трибуну!) и 1,5 часа с нее не сходили, а все депутаты были вынуждены слушать. Это – одна из тем, которыми я собираюсь заниматься. И еще как минимум пятью масштабными другими. В общем, не совсем я выбрал Одессу, скорее, она выбрала меня.
- Как на ТВi отреагировали на ваше желание уходить?
- Право избираться прописано в Конституции, поэтому я просто поставил руководство в известность. Руководство выразило согласие с тем, что я должен уволиться.
- А отговаривать не начали?
- Я бы не позволил дойти до этой стадии (улыбается).
- Какую сумму вы планируете потратить на избирательную кампанию?
- Лично у меня по итогам работы на ТВi есть 20 тыс. грн – естественно, это деньги уйдут на то, чтобы как-то жить и какое-то время позволить себе думать только о работе. Планирую, как и все кандидаты, зарегистрировать избирательный фонд, к которому лично я не буду иметь никакого доступа. Им будет распоряжаться начальник штаба, который обеспечит в режиме реального времени отчетность, сколько денег нам пожертвовали, и на что мы их потратили. Я не знаю, насколько мои надежды оправданы, но мне хотелось бы, чтобы какие-то люди нам какие-то деньги перечислили.
- Учитывая, что вы Одессе уже что-то сделали, все возможно.
- Знаю, что после оглашения новостей в соцсетях (а я есть на Facebook, Вконтакте и в Twitter) по совокупности больше 200 человек спросили у меня реквизиты фонда. Уверяю вас, что ни один из больших политиков таких сообщений от простых людей не получает. Когда тебе владелец миллиардов предлагает миллион – это одно, а когда тебе человек с обычной украинской зарплатой, которому самому не хватает на жизнь, предлагает 100 или 500 грн – это значит гораздо больше. Но я не собираюсь тратить много – мне не нужно никого подкупать. Все, что нужно – найти возможность за довольно короткий срок объяснить, почему, зачем и что я действительно могу. Не торговать надеждами и обещаниями, а что-то очень точное.
- Это точное у вас уже сформулировано?
- Безусловно. Моя функция заключается в представлении интересов и их защите. А защищать интересы людей, требовать от госслужб и институций исполнения законов, которые уже существуют, я умею, как никто другой. Что касается второй функции – законодательной – у меня есть диплом юрфака Университета им. Шевченко. И у меня есть какое-то понимание того, как привести законодательную базу в соответствие с реальностью. Уверен, что смогу писать законы: у меня очень кропотливый и въедливый с юридической точки зрения ум. Поэтому и законодательную функцию, и контролирующую, и защитную, и представительскую я могу выполнять. Объективно все для этого имею.
Как послушаешь взвешивающего каждое слово Константина, как представишь все это в действии, так сразу...перестаешь ему верить. Знаете, этот процесс недоверия Усову начался у меня еще тогда, когда я смотрела шикарные его стендапы к фильму о Лукьяновке. Помню, как любовно облизывала камера небольшое тело Константина с ног до головы и обратно. И все это под музычку из модного BBC-шного сериала "Шерлок". Я так и не выяснила, купили ли права на эту музыку. Но знаете, даже, если купили, мне эта история совсем не нравится. Как-то странно самолюбованием заниматься автору считающегося таким громким расследования. Кстати, меня озадачило несоответствие масштаба пиар-кампании расследования и ценности его самого. Но речь сейчас не о фильме "Лукьяновка", а о депутатстве Усова. Так вот, в данной ситуации на Костю хочется не пальто английского кроя надеть, а плащ супермена. И наградить парня волшебным пенделем - для суперскорости и суперсилы – чтобы общественно важная работа спорилась. Жаль только, что с самого начала этой волшебной истории на Усова уже пала тень, брошенная нелицеприятным высказыванием киевского журналиста Анатолия Шария. Журналист, получивший политическое убежище в Евросоюзе после публикации материалов о коррупции в милиции, написал, что Усов состоит в любовной связи с бывшим пресс-секретарем Юрия Луценко Инной Кисиль, которая подарила Константину дорогую машину. Также Шарий пишет о сотрудничестве Усова с милицией. Полный текст - здесь, продолжение - вот тут.
Жить становится веселее...