Как снимали «Метро»: и тут не обошлось без упоротой лисы
Долгое время словосочетание «российский фильм-катастрофа» вызывало у зрителей саркастическую ухмылку - как-то не верилось, что в наших широтах может родиться блокбастер, размахом не уступающий западным аналогам. Все изменилось зимой 2013-го, когда на экраны вышла картина «Метро», наглядно демонстрирующая, что индустрии вполне по зубам и этот жанр - по крайней мере, его наглядно-развлекательная сторона.
О «Метро» много говорили в минувшую субботу на киевском CG Event, информационным партнером которого выступила KIEV MEDIA WEEK. Рассказам о создании картины было отведено 4 с лишним часа, за которые я узнала огромное количество полезных, занимательных и просто курьезных фактов. Ими я сейчас и поделюсь с вами в несколько сжатом и обобщенном виде.
Для затравки - немного цифр
Работа над графикой для картины началась весной 2010 года, когда режиссер Антон Мегердичев предложил супервайзеру студии CGF Павлу Безбородову обсудить новый проект (буквально за две недели до этого ими была завершена совместная работа над фильмом «Темный мир»). Проект заключался в экранизации романа Дмитрия Сафонова «Метро», что звучало довольно заманчиво. «Несмотря на шутку о том, что фильм-катастрофа - это главный жанр российского кинематографа, настоящая катастрофа - очень желанное кино для людей, работающих с графикой, - пояснил Безбородов. - К тому же, в «Темном мире» мы экономили каждый рубль, а здесь продюсеры понимали, что хорошая работа стоит денег. Бюджет «Метро» составил $9 млн».
Безбородову выпала почетная миссия рассказать о начале работы над фильмом
Для тех, кто не видел картины, вкратце расскажу, о чем она: тоннель московского метрополитена, построенного в 1935 году, постепенно разрушается под тяжестью огромного количества новостроек и дает трещину. В нее начинает просачиваться вода, в какой-то момент свод тоннеля не выдерживает и вместе с тоннами жидкости обруживается на поезд с пассажирами. Часть людей погибает, а часть - выбирается из вагонов и укрывается от прибывающей воды в небольшом бункере. Потом герои будут искать выход наружу, паниковать, натыкаться на новые препятствия, и так - вплоть до появления спасателей, которым также придется изрядно попотеть, чтобы вызволить пострадавших. Но все это - лишь фон для выяснения отношений между мужем и любовником главной героини, которые волею случая оказались вместе в том самом вагоне метро.
Согласно книге и первоначальному сценарию, действие должно было развиваться около станции метро «Тушинская», находящейся на окраине Москвы. Выглядит она непрезентабельно, поэтому супервайзер предложил перенести действие в район станции «Смоленская», где сосредоточены красивые архитектурные сооружения, а рядом - Москва-река.
Кроме того, недалеко от этой станции отказалось здание (дом со шпилем), в котором расположены существующие на самом деле входы в секретное метро (тот самый бункер), что Безбородов вычитал в интернете
Оказывается, информацию о секретном метро и том самом бункере можно найти даже на арабских сайтах
В общем, место подходило идеально, только все станции пришлось переименовать, поскольку руководство Московского метрополитена не давало разрешения на съемки реальных станций и использование их названий.
Для одной из станций, фигурирующих в фильме, придумали название «Бородинская», и оказалось, что в интернете станцию с таким названием ищут не так уж и редко
Внутренности несуществующей станции оформили тематическими скульптурами
Оператором картины стал Сергей Астахов, без технических изобретений и авантюризма которого картина бы не получилась. Он настоял на том, чтобы снять вживую все, что только можно снять (в большинстве современных картин многое из этого давно дорисовывается). И это было сделано при помощи большого количества уникальных авторских приспособлений, придуманных самим оператором.
«Во время съемок «Утомленных солнцем-2» у Сергея случился инсульт, его парализовало, - рассказал Безбородов. - Астахов долго восстанавливался, и на момент съемок «Метро» правая сторона его тела не двигалась. Но он производил впечатление абсолютно здорового человека и работал с молниеносной скоростью».
О том, как проходили съемки и подготовка к ним, слушателям рассказал Борис Луцюк из Almagama VFX, сразу предупредивший, что с учебником физики это кино смотреть не нужно, так как многое в нем придумано с целью впечатлить зрителя. Впрочем, устройство метрополитена создателям пришлось изучить досконально, и, по словам консультантов картины, такая катастрофа в реальной жизни произойти не может.
Как я уже говорила, Московский метрополитен помогать кинематографистам отказался, поэтому съемки решили перенести в Минск. Когда там случился теракт, локация слетела, и картину пришлось снимать в специально выстроенном павильоне. Для съемок закупили несколько вагонов метро, каждый из которых весит 38 тонн. Чтобы доставить вагоны в нужное место, продюсерская группа раздобыла армейские тяжеловозы, перевозящие ракеты, и за одну ночь, пока нет пробок, осуществила эту «военную операцию» без помощи гаишников.
На месте оказалось, что ни один кран не способен поднять 38 тонн, а потому тоннель метрополитена пришлось строить вокруг вагонов: их установили прямо на асфальт, обшили декорациями, и за две недели съемок асфальт под конструкцией опустился на полметра.
Декорация была устроена так
Ее строили из досок, обтянутых риром
Снаружи павильон выглядел вот так
Вход в метро и фасад станции пришлось снимать в здании Ростелекома, на котором установили большую букву М. И понеслось: для начала киношники обивались от толп японо-китайских туристов, думавших, что это - реально действующая станция. Каждый день на площадке происходили примерно такие диалоги:
- Вы куда?
- Нам в метро.
- Это не метро.
- Да ладно, буква М есть, значит - метро.
Съемочной группе пришлось сделать огромный банер, извещающий прохожих, что метро здесь нет. Не помогло
Дальше - больше: когда из импровизированной станции начали выходить окровавленные люди (пассажиры, которым удалось спастись после катастрофы), на площадку приехали машины МЧС, а позже - представители мэрии и чуть ли не ОМОН. Оказывается, бдительные граждане решили, что в метро (которого не существует) случился теракт, и просто завалили все городские службы телефонными звонками.
По словам Бориса, ранее никто в команде не занимался макетными съемками, поэтому многие задумки приходилось проверять опытным путем. К примеру, бетонные блоки, разлетающиеся от удара, снимали телефонами, чтобы потом детально изучить изображение.
Блоки собирались из кусков пластика, задекорированного под бетон, шпаклевались, а затем разбивались. И так - множество раз, пока художники не добились полного восстановления декорации за 40 минут - для дублей
Чтобы катастрофа выглядела максимально правдоподобной, поднимались архивные снимки всех аварий в метро - в том числе, засекреченных
Чтобы воду дорисовать, ее для начала нужно было снять, поэтому процесс стартовал в 4 павильоне киностудии им. Горького - каскадеры мокли в том же бассейне, где когда-то тонули рыцари из фильма "Александр Невский"
Много позже воду снимали на другой площадке - в Самаре. Происходило это в октябре, при температуре +10 снаружи и +5 под землей. Чтобы никто не замерз, вода в бассейне подогревалась, и актеры грелись прямо в ней.
Намучились создатели графики и с цветокоррекцией. «Пришли продюсеры и завопили: а че так темно? - с улыбкой вспомнил Борис. - Так мы ж под землей, там не может быть светло.
- Вы не понимаете, у нас кухарки не пойдут смотреть такое темное кино! - возмутились продюсеры.
- Пришлось все переделать. В итоге сцена «смерть Михаила» у нас превратилась в Бал Золушки - все было залито светом. Другие сцены выглядели не менее эффектно: люди входили в бункер, щурились, делая вид, что им темно, а на самом деле там было светло, как днем! Узнав об этом, оператор-постановщик попросил удалить свою фамилию из титров, и лишь тогда продюсеры разрешили вернуть первоначальное освещение».
Самый сложный шот картины, длящийся всего 37 секунд, создавался 7 месяцев усилиями 19-ти человек. Это кульминация катастрофы, состоящая из 926 кадров - та точка невозврата, после которой сюжет и герои кардинально меняются.
Чтобы снять эту сцену, был построен хромакейный павильон с одним вагоном внутри. Для этого один из закупленных вагонов пришлось полностью разобрать и по частям перевезти с одной площадки на другую
Самой крепкой частью вагона оказались двери: чтобы их погнуть, группе пришлось заручиться поддержкой экскаватора (оказывается, натиск толпы пассажиров в час-пик намного сильнее удара мощной машины)
Сцену снимали в реальном вагоне, обшитом "зеленкой". Чтобы передать все детали происходящего, пришлось снять 17 слоев видео, в каждом из которых люди по-разному летали и падали
Обратите внимание на белый силуэт в окошке - это каскадер, одетый в специальный костюм, закрывающий все тело и лицо. Пока люди внутри падали и давили друг друга, каскадеры с разбегу ударялись о стены вагона снаружи, изображая ударную волну воды. Каскадеры были набраны из спецназовцев, о чем команда проекта пожалела после первого же дубля, когда мальчик Миша с одного удара на полметра сдвинул декорацию, надежно прикрученную к полу саморезами. Все в шоке, а ему - хоть бы хны, он же в американский футбол играл.
А вообще, курьезных историй на площадке, несмотря на сложность работы, было множество. Чего только стоит байка про доктора, работавшего на съемках. Полдгода он ковырял в носу, играл в Angry Birds, от нечего делать измерял всем давление и раздавал витаминки, один раз намазал каскадеру палец зеленкой, а потом случилось страшное:
На одного из работников площадки обрушилась декорация, девочку-каскадера зажали в толпе - до сотрясения 3 степени, у актера массовки случился эпилептический припадок - с разжиманием челюстей и прочими пирогами, а дедушку-актера настиг гипертонический криз, из которого его выводили с помощью электрошока и прочих реанимационных процедур. И все это - в течение одного дня!
Был еще вот такой случай. В фильме есть эпизод, в котором на вагон обруживается вода вперемешку с кусками потолка. Все, что падало сверху - дорисовано, сам вагон снимали вживую. И когда cg-артисты получили исходный видеоматериал, оказалось, что во время съемок вагона в нем сидели осветители и... обедали.
Осветителям, кстати, работалось веселее всех. К примеру, в один из съемочных периодов свет на площадке не менялся в течение многих дней, так что им нужно было только включить генератор перед стартом и выключить его в конце смены. Все остальное время они проводили в тут же сымпровизированном тренажерном зале, и к концу периода обросли грудой мышц.
Ну а теперь - самое смешное, о чем рассказали Станислав Полногрудов, Александр Липилин и Арман Яхин
из компании Main Road Post.
«Когда работа над шотами с тоннами воды и бетона достигла критической точки, наш Костик сказал: любой медиаконтент публика воспринимает лучше, если там есть лиса. Давайте вставим лису, и продюсеры сразу утвердят нашу работу.
Взяв в интернете изображение всем известной лисы, мы его замоделили и вставили 6 раз в разных местах тоннеля. Если не присматриваться, лис не видно - все движется очень быстро. И получается эффект 25-го кадра: наших лисиц глаз не воспринимает, но шоты утверждаются продюсерами намного быстрее». Свое ноухау ребята назвали «эффектом лисы» и рекомендуют всем использовать его в критических ситуациях.
Видите лису? Нет. Но она там есть
Напоследок - несколько моментов из шоурилов разных компаний, работавших над фильмом:
От удара вагон метро должен был сжаться. Физику этого процесса пришлось изучать дополнительно
Одна из идей создателей графики - вагон кренится или "уходит в небо". Впоследствии от нее пришлось отказаться, поскольку снять такое физически невоможно
Когда дело дошло до обработки сцены падения пассажиров, cg-артистам предоставили целый список вещей, вылетающих из карманов людей - ручки, зажигалки, карандаши и прочее, вперемешку с осколками стекла
Выступающие внимательно следили за реакцией слушателей. И даже сделали фото на память
Как я уже говорила, метрополитен устроен таким образом, что в реальной жизни подобная жуть произойти не может. Тем не менее, идеи для фильмов-катастроф их создателям подбрасывает сама жизнь: после проката «Метро» в кинотеатрах, в России случилось как минимум два события, о которых вполе можно снимать картины - падение метеорита в Челябинске и землетрясение в Москве. Ну а станут ли они сюжетами новых блокбастеров, узнаем совсем скоро.
Фото Иванны Зубович