Нацсовет: але, телеканалы, почему не плачем?!
Будь у Александра Дюма на два мушкетера больше, мы бы запутались в сюжетных линиях. Нацсовет по телевидению и радиовещанию сегодня напоминает героев известного романа: четыре шпаги, четыре шляпы и море отваги. Но без законного кворума - минимум 6 членов регулятора - их благородные намерения не делают погоды на вверенном им бастионе. И отважные защитники Ла Рошели пустились в благородную самодеятельность.
Так, чувствуя свою ответственность перед обществом, а может, с целью напомнить о своем существовании, Нацсовет решил провести мониторинг соблюдения украинскими вещателями траура. Напомню, он был объявлен 15 июня в память о погибших украинских военных в сбитом террористами самолете. Каналы ринулись перекраивать эфирную сетку и менее чем за сутки успешно с этим справились. Однако по итогам мониторинга оказалось, что до идеала не дотянул практически никто, а некоторым над собой еще работать и работать.
Итоговое заявление госоргана появилось на его портале, а еще его практически слово в слово повторила член Нацсовета Любовь Бакаленко. К сожалению, в заявлении почти не упоминались конкретные «увеселительные и концертно-зрелищные программы», которые вызвали претензии Нацсовета. Поэтому, чтобы окончательно расставить все точки над «і», я обратилась к непосредственно к первоисточнику.
Пока же пресс-служба госрегулятора раздумывала над ответом, я прошерстила сетки телеканалов в поисках крамолы и вербально «промониторила» представителей некоторых вещателей.
Телеканал СТБ, казалось бы, не транслировал 15 июня ничего, что могло бы помешать украинцам в полном соответсвиии с протоколом грустить о погибших.
Да и сам вещатель оказался весьма удивлен сообщением Нацсовета - и потребовал разъяснений. Оказалось, что под зафиксированные нарушения попала программа «Давай поговорим о сексе». Но, во-первых (если вы помните мой рапорт о проекте), его жанр определен не как развлекательный, а информационно-познавательный. Лично мне сложно представить, что кого-то развлекает наблюдать за парами, чей брак летит в тартарары.
О втором нюансе мне рассказали на канале: «Даже если согласиться с этой спорной трактовкой проекта, то акцентируем, что программа началась вечером субботы, когда все изменения в программную сетку вносились в ручном режиме, а не в день траура – воскресенье».
Следующим проказником, попавшим под горячую руку Нацсовета, оказался «Новый канал».
Единственное, что здесь нарушило спецпрограммирование – фильм-биография Селин Дион под названием «Селин». Даже опустив тот факт, что лента транслировалась глубокой ночью, удивляться есть чему. К примеру, паинька «Интер», который у регулятора не вызвал никаких нареканий, в это же время транслировал отнюдь не траурных «Смешариков»:
Чем, спрашивается, Селин Дион хуже Нюши?
К «1+1 Медиа» у Нацсовета были вопросы сразу по нескольким каналам – ТЕТ, «1+1 International» и «1+1».
И если в первых двух случаях регулятор конкретизировал претензии («Рассмеши комика» и «Вечерний квартал» на «1+1 International», а также комедии «Снежные псы» и «Рокер» на ТЕТ), то на предмет нарушений у Плюсов предлагал общественности поверить себе на слово.
В пресс-службе телекомпании мне сообщили, что «1+1 Медиа не получала официальных документов от Нацсовета касательно несоответствия сетки вещания какого-либо из каналов группы в день траура 15 июня действующему законодательству», и, соответственно, никаких действий по этому поводу не предпринимали.
Подозреваю, что под нарушениями на Плюсах имелась ввиду трансляция программы «Мой малыш сможет», но озвучить это регулятор почему-то не смог.
Еще интереснее - претензии Нацсовета к «Украине» и «Первому Национальному». По мнению регулятора, оба канала должны были отказаться от трансляции матчей Мундиаля. Особенно интригующе это выглядит в свете того, что, согласно действующему законодательству, телерадиоорганизациям, в случае объявления президентом Украины дня траура, предписано «прекратить трансляцию комедийных фильмов, развлекательных и музыкально-развлекательных передач, концертно-зрелищных передач, теле- и пресс-викторин, передач на заказ и музыкальных произведений мажорного звучания». О футболе, как видите, речь не идет. Да и шутка ли - требовать отказа от того, за что заплачены бешеные деньги, пускай даже на один день.
Кроме того, ни одна из упомянутых телекомпаний так и не получила от Нацсовета официального уведомления о зафиксированных нарушениях. Предполагаю, это связано с тем самым отсутствием кворума у госоргана, что сводит его работу исключительно к функции информирования.
А что же сам Нацсовет? Отвечаю: похоже, я заставила организацию крепко задуматься. Во всяком случае, за прошедшую со времени моего запроса неделю, мне так и не удалось добиться от регулятора ответов. Не помогла и ежедневная телефонная осада – каждый раз меня кормили завтраками, а также упрекали в перекручивании и - словами дам из пресс-службы органа - «спаплюженні» информации. В первую очередь, это касалось цитирования Любови Бакаленко.
На мое вполне справедливое недоумение - «А в чем, собственно, перекручивание?» (ведь, напомню, цитата практически слово в слово повторяла заявление Нацсовета на своем сайте), мне тоже пообещали ответить в письме, которое до сих пор ожидает подписи неуловимого главы регулятора.
Повис в воздухе и вопрос, будут ли предприняты какие-то действия в связи с этим мониторингом, когда Нацсовет заработает в полную силу, или это всего лишь очередная имитация бурной деятельности. Подозреваю, что ввиду буквы законодательства, согласно которой лицензиаты должны быть уведомлены о совершении ими нарушений в десятидневный срок с момента их выявления, вопрос этот там же висеть и останется.
Не так все гладко в Ла Рошели. Понимая сложности, с которыми столкнулся Нацсовет, потеряв кворум, все же хотелось бы, чтоб его работа не превращалась в популистское сотрясание воздуха. Я по-прежнему не теряю надежды на предметный диалог с регулятором и, если он таки состоится – обязательно поделюсь с вами его содержанием.
Фото - ecofriendly.ru