Осторожно: Воронина! История одного кидалова
Фаза первичного накопления в постсоветском капитализме породила новый метод ведения бизнеса - кидалово. Времена меняются, а эффективный бизнес-инструмент крепко прижился в современном народном хозяйстве, включая сферу медиа. Одна такая история долгое время лежала у меня в загашнике. И вот вышла оказия поделиться ею с вами.
Еще в прошлом году в поле моего зрения попал назревающий скандал, фигурантом которого стал один украинский продакшен. Продюсером в нем значилась некто Александра Воронина, и эта история по большей части посвящена именно ей.
В те далекие времена со мной связалась девушка, которой не повезло поработать с Александрой и остаться без заработанных денег. Поначалу у нее теплилась надежда забрать свои кровные - выменять на жесткий диск с отснятыми материалами проекта. Однако госпожа Воронина оказалась не промах и обвинила экс-подчиненную в воровстве, подав заявление в милицию.
Историей я прониклась, но предпочла не рубить с плеча, а распутать этот клубок тайн и интриг. И нашла немало тех, кто попал в похожий просак с подачи все той же госпожи Ворониной.
Помня о законах жанра, я связалась с Ворониной, чтобы выслушать ее точку зрения. Надо ли говорить, что ее рассказ оказался полной противоположностью тому, что я услышала и прочла ранее. Поскольку голосов «против» было все же большинство, мне очень хотелось рассказать обо всем вам... если бы не одно «но». Внезапно обманутая девушка решила отказаться от своих слов и попросила меня не публиковать материал. Александра в это же время ни с того ни с сего принялась мне угрожать. Потеряв ценного свидетеля, я не могла строить обвинение на одних лишь анонимных скриншотах, а потому материал о продакшене с сомнительно репутацией так и не опубликовала.
И вот, не прошло и года, как мне на глаза попадается пост следующего содержания:
Как видите, воды утекло немало, продакшен уже другой, к моей давней знакомой присоединился супруг Юрий Забурьянный - но методы их остались прежними.
Я незамедлительно связалась с Александром Омельяновым, чтобы наконец поставить точку в этой истории. Тот проработал исполнительным продюсером у Ворониной всего неделю, но этого опыта ему хватит на всю жизнь.
- Александр, расскажите, как вы попали на этот проект, с чего началось сотрудничество с Забурьянным и Ворониной?
- Это случилось по рекомендации моего хорошего приятеля-продюсера, с которым я отработал не один телевизионный проект. Он мне сказал, что есть практически готовый пилотный проект «Квартирник» для К1 - неделя до съемок, один съемочный день. Я согласился поучаствовать. С Юрой Забурьянным до этого никогда не пересекался и никогда о нем не слышал, но доверился рекомендациям товарища, а потому сразу согласился. Первая наша встреча состоялась в воскресенье, мы сразу обсудили какие-то рабочие моменты, что нужно закончить, доработать. Юра сразу попросил меня договориться с людьми об отсрочке оплаты гонораров, поскольку проект пилотный и денег сразу не будет. Я ему сказал, что если оплату за технику немного отодвинуть удастся, то c людьми, которые работают на фрилансе, такое не пройдет – им надо заплатить сразу. Юра вроде как согласился на эти условия. В понедельник мы приступили к работе.
- Поначалу все было нормально, или проблемы начались сразу?
- Когда мы начали работать, стало понятно, что вопросов по проекту гораздо больше, чем оговаривалось изначально. Во-первых, не был до конца доработан сценарий, но за него отвечал Юра. Во-вторых, сразу возникло понимание, что съемочный день будет не один, а два, плюс полдня на монтаж техники и еще полдня на ее демонтаж. При этом бюджет проекта не то, что не увеличивался, Юра наоборот настаивал на его уменьшении. Соответственно, выполнение всего процесса легло на меня, как на исполнительного продюсера. Оказалось, что за те две или три недели проекта, пока меня не было, не был утвержден даже окончательный вариант декорации, нам надо было все делать заново и при этом уложиться в неделю времени. Мы занимались утверждением графики, костюмов, параллельно писался сценарий, я за это время пытался договориться о снижении цены на технику. Со скрипом и огромными усилиями с нашей стороны, но в неделю мы, в общем-то, уложились. Странные вещи начали происходить еще тогда. К примеру, несколько раз были случаи, когда меня просили встретить кого-то на вокзале, я оговаривал, что нужны деньги на такси, на что мне отвечали, что, мол, зачем же деньги, попроси друзей тебя отвезти. Деньги на декорации тоже пришлось выбивать с огромным трудом.
- Вы подписывали с ними договор о найме?
- К сожалению, нет. Речь об этом шла с первого дня, но подписания все время откладывалось самим Юрой из-за постоянной якобы занятости.
- Когда начались более серьезные проблемы?
- Когда пришло время показывать генеральную репетицию генпродюсеру К1, она посмотрела и сказала, что подтверждать ничего не будет – материал слишком сырой. Это произошло в пятницу в 22:00, а в субботу должны были начаться съемки. До четырех часов утра субботы мы решали, как быть дальше, и в итоге Юра сказал, что переносит съемки на две недели. Естественно, все в расстроенных чувствах, в 8 утра я даю команде отбой. Надо отметить, что Юра работал в паре со своей женой Александрой Ворониной, которой изначально в проекте не было, а потом она ни с того ни с сего включилась в процесс. При этом, у них между собой постоянно возникали какие-то споры, ссоры, они не могли договориться, в проекте возникали бесконечные изменения. И вот, в субботу, когда уже вроде как все было решено, она мне позвонила, и сказала, что съемки все-таки состоятся, но это будет уже не пилот, а эфирные промо.
- Условия сотрудничества остались прежними?
- Нет. Во-первых, часть команды, работавшей по моему приглашению, оказалась больше не нужна – Юра с Сашей решили заменить их в связи с оптимизацией. Кроме того, меня и еще нескольких человек поставили перед фактом, что, в связи со сменой статуса проекта, деньги будут другие, хотя объем работ при этом не уменьшился. Не сказать, что я воспринял такие новости с радостью, но вошел в положение. К тому же, Юра пообещал, что когда проект запустится в эфир, то к деньгам, хоть и урезанным, добавится какой-то бонус. В общем, на этом снова начался процесс подготовки к съемкам.
- И вы ничего не предприняли в связи с такими изменениями?
- К тому моменту я уже дошел до уровня недовольства, когда все эти бесконечные изменения, пертурбации, новые условия, мягко говоря, очень надоели. Подозрение о неблагонадежности этих ребят зародилось, когда в команде появилась Саша. Дело в том, что, в отличие от Юры, о ней я раньше слышал много нелестных отзывов. На первых этапах она просто, как говорил Юра, наблюдала, но потом все активнее включалась в работу, пыталась перетянуть одеяло на себя. Поэтому после завершения подготовок к съемкам я запросил у Юры гарантий, что я и ребята, которых я привел, получим свои деньги – расписку или что-то вроде того. Он вышел из себя, начал мне хамить, и этот разговор закончился ничем. Тогда мы с моей частью съемочной группы (оператор, костюмер, художник-постановщик, хлопушка) решили, что самое время поставить Юру и Сашу перед выбором: либо после первого съемочного дня они выплачивают нам заработанное, либо во второй день мы не приходим.
- Судя по всему, это не помогло?
- Когда я озвучил Юре и Саше наши требования, то снова нарвался на скандал, оскорбления, угрозы увольнения и даже физической расправы, но, когда страсти улеглись, они пообещали расплатиться с нами на следующий день. Мы вышли на съемку, отработали, освободившись только под утро, естественно, были выжаты, как лимон. Юра предложил перенести расчет на следующее утро. Сейчас я понимаю, что в тот момент нужно было пойти на принцип, но тогда из-за усталости я согласился. Естественно, утром следующего дня никакого расчета не произошло. Юра приехал на площадку один и пообещал, что Саша вот-вот привезет деньги. Это «вот-вот» тянулось весь день, и приехала она только к 20:00. А в 21:00 артисты-белорусы, которых мы снимали, садились на поезд. Словом, процесс снова затянулся, некоторые из моих людей уже успели уехать домой. Я же решил дождаться. Когда наступил момент расчета, со стороны Юры и Саши снова начались разговоры о переносе на завтра, и я понял, что это замкнутый круг. Съемку к тому времени мы уже полностью закончили, так что больше давить на них мне было нечем. Я разозлился, началась ссора. В итоге, мне сказали, что я уволен и не получу вообще ни копейки.
- На этом ваше сотрудничество закончилось?
- После этого разговора я предупредил, что могу вызвать милицию. Реакцией были насмешки, поэтому пришлось вызывать, но пока они доехали, на площадке осталась только Саша, Юра уже уехал. Та сказала, что я какой-то псих, и она вообще не понимает, чего я хочу. Я же поехал в отделение, правоохранители связались с Забурьянным, который рассказал, что я был у него на испытательном сроке и не прошел его. Тогда в милиции мне ничем не помогли, отправив сразу в суд – это, мол, гражданско-правовое нарушение, и оно вне их компетенции.
- Вы пробовали как-то связаться с Забурьянным после съемок?
- Да, с помощью все того же приятеля, по чьей рекомендации я попал на проект. Дело в том, что когда он мне предлагал этот проект, то и сам ничего не знал о продюсерах, а уже после всей этой истории вызвался помочь. Вначале Юра как-то шел на контакт, обещал все решить, но со временем перестал отвечать на звонки и письма. Я и люди, которые со мной работали, не только не смогли забрать заработанные деньги, но и попали на свои – за материалы, какие-то вещи для съемок, неустойка за просрочку аренды костюмов. Это мелочи, но их накопилось достаточно много.
- Вы пытались найти друзей по несчастью?
- Уже после всего я, конечно, начал интересоваться этим вопросом. И оказалось, что таких обманутых очень много. Сейчас я осознаю, что все, что делалось Юрой и Сашей – это давно отработанная схема. Да, каким-то людям с их проектов везет, им выплачиваются деньги, но всегда есть кто-то, кого кидают. Причем это люди не только из Украины, но и из России тоже. После моего поста в Фейсбуке начали всплывать очень интересные подробности о работе этой пары. К примеру, была история с одним московским режиссером, который приехал в Украину поработать с ними. Так вот, у него отобрали паспорт и угрожали, что он не сможет уехать домой.
- После поста в Фейсбуке были ли со стороны продюсеров какие-то угрозы в ваш адрес?
- Юра вообще не выходил на связь, а Саша под ним начала писать комментарии, в которых обвиняла меня во всех грехах. По ее словам, я занимался распространением наркотиков на съемочной площадке. Смешно, но после этого многие стали писать, что это ее старый прием – у Саши все, кто недоволен работой с ней, становятся наркоманами, извращенцами и в таком духе. К сожалению, сейчас она удалила свой аккаунт и все комментарии, соответственно, тоже удалились, а я не успел их заскринить.
- Вы планируете разобраться со всем этим, попытаться вернуть свои деньги?
- Конечно, я не хочу это просто так оставлять. Я говорил с юристом, но он прогнозирует минимальные шансы на успех, поскольку договора у меня не было, а во всех письмах и смсках речь шла только о рабочих моментах, а не о деньгах. Возможно, я соберу всех людей, у кого были такие же проблемы с Забурьянным и Ворониной для подачи коллективного иска, но, прежде всего, хочется сделать так, чтоб никто больше от них не пострадал. Я думаю над тем, чтобы разослать письма в службы безопасности крупнейших телекомпаний - чтобы шоураннеров и продюсеров со стороны проверяли как можно тщательнее, и подобные ситуации стали невозможны.
В этот раз с Александрой я связываться уже не стала - стиль и методы ее работы мне известны, а в очередной раз выслушивать угрозы не хочется. Вам же, дорогие друзья, советую пристально изучать работодателя перед тем, как начать с ним сотрудничать.
И последний немаловажный нюанс: знают ли телеканалы, заказывающие контент у продакшенов, с кем имеют дело? Раскручивая эту историю в прошлом году, я общалась с представителями «Мега» и К1, для которых, по словам обманутых, снимал горе-продакшен. На первом незадолго до этого сменилось руководство, а потому о подрядчике, проекты которого выходили ранее, там слыхом не слыхивали. На втором ответили коротко: мы, мол, отвечаем только за контент, который выпускаем в эфир, а какая репутация у продакшена - не наше дело.
Тем не менее, пожелание телеканалам-заказчикам я все же озвучу: вникните в историю обманутого Александра и следите за тем, кого нанимаете. Качество контента от этого, может, и не зависит, но вот карму подобная безответственность уж точно не улучшает.