10 провалов в кино, которые уничтожили карьеры своих создателей. И при чем тут Украина
В последнее время я часто делюсь с вами полезными рецептами - как найти продюсера, как получить финансирование, как выиграть питчинг... И не просто так: в Украине - самое время заполнить вакуум, созданный законодательными запретами на определенный контент, или свято место займет кто-то еще. Как следствие, процессом интересуется все больше молодых дарований, претендующих на финансовую поддержку своего таланта (желательно - из государственного кармана). Опытные кинематографисты тоже не сидят сложа рук, требуя у ответственных товарищей выписать своим новым проектам финансовую путевку в жизнь без каких-либо гарантий... Меж тем, в их карьере есть как успехи, так и, скажем прямо, темные пятна. Как с ними быть? Присаживайтесь поудобнее, расскажу вам сказочку о «Черном Списке».
Жил да был славный режиссер/продюсер/актер/оператор. Работал он в Голливуде, и работал хорошо - снимал фильмы, которые собирали кассу и любовь зрителей, как София Ротару букеты цветов на «Песне года». А потом один раз слегка промахнулся, и... все. Попал в черный список, и больше не получил «зеленый свет» ни на один из своих проектов - кто знает, возможно, даже гениальных. А если и получал второй шанс, то только «на поруки» очень солидным студиям и продюсерам - ну не меньше Харви Вайнштейна. Не верите в сказку? Вот вам 10 примеров из жизни.
Вы, возможно, уже и не помните такого режиссера - но в восьмидесятых и ранних девяностых именем Джона можно было продать любой экшн. В послужном списке МакТирнана один за другим выстреливали бюджетные и при этом кассовые хиты «Крепкий орешек», «Крепкий орешек 2», «Хищник», «Охота на красный октябрь», «Последний герой боевиков», «Афера Томаса Крауна». Джон сделал Брюса Уиллиса настоящей голливудской звездой и заработал студиям миллионы на успешной франшизе. А потом, в 2002 году, черт его дернул снять фантастический боевик «Роллербол» - да еще и пригласить на главную роль звезду «Американского пирога» Криса Кляйна. Фильм заработал $26 млн в прокате - хотя в производстве стоил $70 (и еще несколько десятков ушло на маркетинг). Второй свой шанс - снять дешевый боевик В-класса «Бейсик» - МакТирнан реализовал примерно с таким же успехом. После чего автора «Крепкого орешка» ни разу в Голливуде не видели, кроме как в качестве участника «Черного списка».
В свое время Роланд начинал скромно - с британского сериального мыла о больнице «Улица Коронации». При этом дебют в Голливуде оказался для Йоффе триумфальным - «Убивающие поля» и «Миссия», первые две картины режиссера, получили в сумме 7 номинаций на «Оскар», включая лучшую режиссуру и лучший фильм. Такому количеству может позавидовать и сам Мартин Скорсезе, не то что дебютант. Роланду прочили головокружительную карьеру, но третий его фильм, ко всеобщему ужасу, оказался «Алой буквой» с Деми Мур в главной роли. Фильм едва собрал $10 млн против $46-миллионного бюджета, получил десяток номинаций на «Золотую малину» и убедил продюсеров, что Роланду не место в Голливуде. Йоффе снял еще несколько фильмов в Европе, организовав копродукции с Британией, Францией и даже Россией (странный фильм «Ты и я», вдохновленный ранним успехом группы t.A.T.u). Но в США его фильмы можно найти не в широком прокате, а разве что на малоизвестных торрент-ресурсах.
В свое время (а это были 90-е, щедрые на талантливых режиссеров) Роб Райнер считался одним из самых благонадежных в плане прибыльности - и при этом одним их великих режиссеров Голливуда. В его послужном списке фигурировали «Принцесса Невеста», «Когда Гарри встретил Салли», «Будь со мной», «Несколько хороших парней», «Это - Spinal Tap» и номинация на «Оскар». Пока Робу не пришла в голову «гениальная» идея одеть Брюса Уиллиса в костюм гигантского плюшевого кролика и снять «Норт». И ни «команда мечты», включая Элайджу Вуда в трогательном возрасте, Джулию Луис-Дрейфус, Джона Риттера и Кейти Бейтс, ни многомиллионный маркетинговый бюджет не спасли фильм от сборов в $7 млн. Роб Райнер не оказался в «Черном списке» после «Норта», но оказался в «Сером» - с 1994 года все его фильмы, включая, на самом деле, отличные «Привет, Джули», «Список того, что нужно успеть перед смертью» и «Магия острова Белль», не выходили за рамки бюджета $10 млн, в США прокатывались ограниченно, а в Великобритании и вовсе выпускались сразу на DVD. Более того, критики нещадно громили каждый новый релиз режиссера. В «Сером списке» тоже не очень комфортно, правда?
Широко известно, что режиссуре, постановке и актерскому мастерству большинство учится в мире телевидения, и лишь пройдя серьезную телешколу, мигрирует в кино. Рон Андервуд - хороший пример режиссера, место которому именно на телевидении. Его первые голливудские успехи - «Дрожание земли», «Могучий Джо Янг» и «Городские бездельники», заработавшие удивительные $179 млн (при $26-миллионном бюджете) и номинацию на «Оскар», закончились печально известным «Плуто Нэшем». Здесь, я думаю, следует остановиться поподробнее на проекте. Эдди Мерфи - самая загадочная и необъяснимая голливудская звезда с точки зрения бокс-офиса. Ровно половина его фильмов оказываются сверхуспешными, в то время как вторая половина - сверхпровальными. Снять «середнячок» с Эдди Мерфи в главной роли невозможно - а именно это попытался сделать Рон Андервуд. Итог - $7 млн кассы при $100-миллионных затратах на производство. К счастью, у этой истории есть хеппи-энд: Андервуд вернулся в мир маленьких экранов, и спокойно себя чувствует, режиссируя сериалы - в том числе хитовые «Анатомию Грей», «Монк», «Отчаянные домохозяйки» и «Дурнушку Бетти», прячась за широкой спиной именитых шоураннеров.
Если вы знаете, что такое «слэшер», то наверняка слышали и имя Джона Карпентера. Своими экранизациями Стивена Кинга («Кэрри», «Вещь», «Они живут», «Побег из Нью-Йорка») и культовой классикой («Большой переполох в Маленьком Китае», «Деревня проклятых», «Воспоминания человека-невидимки») Джон навсегда завоевал себе место на Аллее Славы... казалось бы. Пока Карпентер не взялся продюссировать и режиссировать «Призраков Марса» - хит 2001 года по количеству критики. Еще на стадии препродакшена фильм разнесли в пух и прах: локации, сценарий, актерская игра, режиссура и продюссирование Джона Карпентера были названы «самой глубиной дна» кинематографа. Фильм не смог вернуть даже половины затраченных на производство $28 млн. С тех пор Джон Карпентер плотно на пенсии, и выходит в свет только чтобы снять специальные эпизоды документальных сериалов или записать интервью по истории жанра ужасов.
Еще один режиссер и продюсер, которого погубил актерский состав. История фильма «Джильи» - то есть, романа Бена Аффлека и Дженнифер Лопес - известна достаточно широко. За тем небольшим исключением, что ни Дженнифер, ни Бен сильно не пострадали после провала фильма, а вот Мартин Брест оказался навечно в «Черном списке». И это после франшизы «Полицейский из Беверли Хиллс», «Полуночного побега», «Запаха женщины» и «Знакомьтесь, Джо Блэк». В защиту Мартина следует сказать, что фильм в монтажке разорвали на куски - за правки проекта взялись одновременно студия, исполнительный продюсер, Бен и Дженнифер лично. В итоге от видения режиссера в «Джильи» не осталось ничего, а фильм заработал всего $7 млн (при $79 млн, потраченных на производство). В отличие от некоторых других режиссеров в этом списке, Брест не продолжил перебиваться фильмами класса В и не ушел на телевидение: с 2003 года его единственное упоминание в бизнесе - благодарственное упоминание в титрах фильма Бена Аффлека. Подозреваю, что «спасибо» от ныне оскароносного режиссера и продюсера «Арго» - слабое утешение для Бреста.
А это - совершенно исключительный случай. Режиссер, который получил не один, не два, а все пять шансов исправиться - впрочем, до «Аватара, Последнего повелителя воздуха» таких масштабных провалов у индуса не было. После «Шестого чувства», впрочем, у него не было и успехов: «Знаки», «Деревня», «Несломляемый», «Леди зимой» и «Проишествие» все вызвали у критиков двойственные чувства, а у зрителей - легкое недоумение, но в целом были достаточно развлекательны, чтобы вернуть потраченные на себя деньги. Тем временем «Последний повелитель воздуха» оказался одним из самых плохих, по всеобщему признанию зрителей и критиков, фильмов десятилетия, отвратительным ремейком хитового сериала Nickelodeon и последней каплей в чаше всеобщего недовольства. А все потому, что в ответ на критику Шьямалан назвал критиков и зрителей «идиотами, которые не понимают его гениального замысла». Благодаря премьере в 3D, фильм смог вернуть почти половину своего бюджета - но это не спасло Шьямалана от внесения в «Черный список».
Автор «Охотника на оленей», девятикратного номинанта на «Оскар» и одного из лучших антивьетнамских фильмов поколения, начал свою карьеру так же быстро, как и закончил. Сразу после «Оленей», своей первой масштабной ленты, Симино взялся за производство гиганта «Врата неба» - «анти-вестерна», по определению режиссера, который настолько вырос в производственных затратах, что превысил первоначальный бюджет в два раза (с $20 до $44 млн) - в первую очередь потому, что Симино отказывался снимать, если локации были недостаточно аутентичными. В итоге весь пафос сошел на нет: фильм еле заработал в прокате $4 млн, а карьера режиссера помахала Симино ручкой.
Карьера Стивена Норрингтона, начинавшаяся с VFX для Ридли Скотта, а своего пика достигшая на режиссуре «Машины смерти» и «Блейда», умерла достаточно внезапно. Правда, кто мог ожидать, что экранизация классики Алана Мура с Шоном Коннери в главной роли может не стать кассовой? А вот. «Лига выдающихся джентльменов» оказалась не только полнейшим кассовым провалом, собрав менее 20% своего $120-миллионного бюджета, но и провалом профессиональным - качество эффектов в фильме было настолько позорным, что Стивен не смог вернуться в бизнес даже в качестве VFX-супервайзора, что уж говорить о бюджете для собственного проекта.
Наверное, самое громкое имя в этом списке - человек, который заработал более $5 млрд на одной только франшизе «Пираты Карибского моря», и который заполнил без преувеличения тысячи праймовых часов телеэфира франшизой «CSI: место преступления» и хитовым форматом The Amazing Race. Брукхаймер вообще хорош именно в франшизах - в постоянном повторении успешной концепции для развлечения самой массовой публики, вне зависимости от жанра, от реалити до блокбастера. Все, за что брался Брукхаймер, превращалось в золото. Пока не случился в его карьере «Одинокий рейнджер», который умудрился собрать меньше $100 млн при $200-миллионном бюджете. С тех пор, поговаривают, в Голливуде Джерри доверяют только... продолжать выжимать соки из уже созданных франшиз: Брукхаймер работает над новыми «Пиратами» - под очень строгим присмотром студии. Над новыми «Плохими парнями» - в качестве приглашенного консультанта, и под строгим контролем студии. И ни один его независимый проект пока не получил «зеленый свет».
Мораль сей басни очевидна: в цивилизованном мире нереально получить финансирование за красивые глаза. И сколько бы вы ни принесли успеха, славы, номинаций на «Оскар» и, главное, кассовой прибыли ($5 млрд за «Пиратов...», Карл!) - если вы не справляетесь, вам светит не финансирование, а пресловутый «Черный список».
Выучив этот урок, предлагаю вам в ближайшее время рассмотреть подробнее историю конкурсов Госкино, украинского кинематографа вообще, и того, кому продолжают снова и снова бросать спасательный круг, несмотря на постоянные провалы.
Так что до скорого.
Фото - hqwallpapers.ru, kinoplay.rv.ua, kinokopilka.tv,
kinomatrix.com, kinopoisk.ru, midi-hit.com, imhonet.ru, alchetron.com