Современная Медичи. История самого влиятельного молодого продюсера Голливуда
Зимой во время снегопада вполне уместно рассказывать сказки, вы не находите? Особенно когда они основаны на событиях из реальной жизни. Так что присаживайтесь поудобнее - расскажу вам сказку с хэппи-эндом.
Вчера стало известно, что братья Коэны снимают свой первый сериал (по-настоящему первый - в «Фарго» они участвовали номинально, над производством работала другая команда, а здесь выступят шоураннерами, сценаристами и режиссерами). Вестерн «Баллада о Бастере Скраггзе» выйдет в эфир уже в конце 2017 года. И продюсировать этот необычный проект будет не кто-нибудь, а компания Annapurna Мэган Эллисон - всего несколько месяцев назад, 27 сентября 2016 года, в рамках студии открыли подразделение телевидения. И не кто-нибудь, а бывший директор HBO Сью Нейгл, которая перешла к компании Эллисон с большей половиной своего департамента. История Коэнов - первый из целой линейки обещаных проектов.
Месяц назад, в конце декабря, Annapurna открыла студию разработки видеоигр. Через две недели, 28 января, на церемонии награждения Продюсерской гильдии Мэган Эллисон получит награду «за видение» - примерно то же, что заслуги перед индустрией. А девушке, на минуточку, едва исполнилось 30 лет. При этом публике в целом она до сих пор почти не известна - хотя почти единолично (совместно с братом Дэвидом Эллисоном, основателем и директором Skydance Media) спасает Голливуд уже пять лет.
Пришло время рассказать вам, кто эта девушка и почему о ней обязательно нужно говорить.
Если вам тоже 30, а до списка топ-100 самых влиятельных людей мира по версии Times очень далеко, не отчаивайтесь - Мэган Эллисон повезло со стартовым капиталом так, что сравниться с ней смогут, наверное, только подрастающие наследники и наследницы Марка Цукерберга, Илона Маска или Сергея Брина.
Мэган - дочь Ларри Эллисона, автора и разработчика, написавшего язык Oracle, пятого самого богатого человека в мире с капиталом в почти $60 млрд. Мэган и Дэвид Эллисоны по достижении 21 года получили в распоряжение по мультимиллиардному состоянию. И оба воспользовались своими средствами, чтобы инвестировать деньги в кинопроизводство.
В Голливуде есть термин, касающийся богатых людей, которые выбрасывают деньги на дорогие и бессмысленные кинопроекты, чтобы польстить собственному эго, - «тупые деньги». Миллиардеры часто покупают себе дорогу в Голливуд - на вечеринки и афтепати, чтобы пить шампанское и говорить о высоком с лучшими актерами, и чтобы их шедевру (а каждый такой фильм, безусловно, шедевр в глазах инвестора) пели хвалу.
Мэган Эллисон не любит вечеринки и никогда на них не появляается, не любит давать интервью и за пять с половиной лет работы в индустрии дала журналистам всего несколько коротких комментариев. Зато ее фильмы имеют признание критиков, победы на фестивалях, кассу и номинации на премию «Оскар» - а также сами статуэтки. Причем с такой регулярностью, которой не может похвастать ни одна другая независимая студия мира. Фильм 2013 года «Афера по-американски», например, стоил $40 млн. От сценария отказались все мейджоры Голливуда. Почти 80% бюджета картины Мэган выложила из собственного - нужно заметить, глубокого - кармана, не найдя инвесторов. Фильм взял в прокате $250 млн., то есть не только полностью окупился, но и принес в итоге около $80 млн чистой прибыли, а также 10 номинаций на премию «Оскар».
Впрочем, в Голливуде ценят Эллисон не потому, что она финансирует проекты, а потому что, исходя из желания видеть больше интересного и разнообразного авторского кино, доверяет сценаристам и режиссерам делать свое дело. В одном из редких заявлений для прессы в прошлом году Эллисон призналась: «Я мало во что верю, но искусство - одна из таких вещей, в самом верху списка. Фильмы и искусство влияют на нас так незаметно, что многие этого не видят, не понимают и не уважают. Но это не значит, что кино - искусство для немногих. Оно - для всех. Смыслы, которые мы производим, чтобы мир о них подумал, должны исходить не от горстки одних и тех же людей, к тому же схожих между собой и во всем согласных друг с другом. Нужно давать право голоса, право донести свои смыслы до мира и всем остальным».
Аннапурна - это не только название компании Эллисон, но и имя горы в Непале, в парке Сарагматха по дороге на Эверест. Это почти самый высокий пик Земли - и, по общему согласию альпинистов, один из самых сложных в покорении, сложнее Эвереста. Назвав так свой продакшен, Мэган заявила Голливуду в 2011 году, что готова браться за рискованные проекты.
Кстати, о проектах. В 2012 студия выпустила 4 фильма: оскароносный «Цель номер один», номинированное на «Золотую пальмовую ветвь» «Ограбление казино», выигравший сразу три «Оскара» «Мастер» и ставший культовым «Самый пьяный округ в мире». В 2013-м - три фильма: «Она», «Афера по-американски» и «Отвязные каникулы». В 2014-м и 2015-м - по одному фильму: «Охотник на лис» и «Джой». В прошлом году в прокат вышли фильмы «Такса», «Каждому свое», первая анимация продакшена «Полный расколбас», «Женщины 20 века» и «Плохая компания». Сейчас Мэган работает над новыми фильмами Кэтрин Бигелоу и Уэса Андерсона.
Даже фильмы, которые оказались не очень успешными в прокате, нельзя назвать провалом Аnnapurna. Самые неудачные в коммерческом плане фильмы студии - «Мастер» Пола Томаса Андерсена, «Охотник на лис» Беннета Миллера и «Каждому свое» Ричарда Линклейтера - в итоге разорили студию на несколько миллионов долларов: в каждом случае потери составили менее $5 млн, и легко компенсировались коммерчески успешными фильмами того же года. В общем студия ежегодно приносит владелице как минимум $100 млн дохода.
Несмотря на это, Мэган Эллисон сложно найти в топ-списках и рейтингах продюсеров. Составляя свой перечень самых влиятельных в Голливуде, Forbes даже сделал приписку - нельзя официально назвать Эллисон успешным продюсером, так как ее заработки от продюсирования кино не составляют даже 10% от ее многомиллиардного капитала.
Издание TheWrap, вынужденное обходиться без интервью - которые Эллисон, напоминаю, не дает - назвало Меган и ее брата Дэвида «современными Медичи», одними из немногих по-настоящему богатых людей современности, которые понимают искусство и хотят поддержать те его формы, которые им интересны, позволяя при этом художнику самовыражаться и не переживать о хлебе насущном. Голливуд, нужно напомнить, бизнес, в котором оборачиваются огромные деньги, но чаще всего - с не очень большой маржой прибыли, поэтому такие продюсеры, как Эллисон, чье личное богатство позволяет им смотреть чуть дальше кассовых сборов года, исключительно важны.
Тот факт, что Annapurna расширяется в сторону видеоигр и телевидения, говорит только об одном - и в этих видах искусства современная Медичи вот-вот оставит свой след. Потому что эпоху Возрождения построили, конечно же, Да Винчи, и Микеланджело, и Рафаэль - но только потому, что Медичи, Борджиа и Сфорца, какими бы противоречивыми ни остались в истории, финансировали искусство не только с любовью, но и с умом. Не зря следом за Annapurna появились новые стратегии First Look Media и Participant Media.
Вряд ли кто-то в начале 16 века в районе Флоренции просыпался с мыслью, что живет в эпоху Ренессанса - подозреваю, что постоянные чума, инквизиция, нищета и завезенный из Нового мира сифилис их волновали больше. Так что грядет ли настоящее возрождение искусства кино (и телевидения, и гейминга), будет судить будет. Но сам тренд вдохновляет, правда?
Фото - annapurna.pictures