В украинский прокат выходит «Ученик» Кирилла Серебренникова. Вся правда о дистрибуторе фильма Yeah! Distribution
Во времена, когда большинство российских фильмов попадают в Украине под запрет, кинотеатральный прокат картины «Ученик» Кирилла Серебренникова выглядит... ммм... провокационно. Впрочем, если вспомнить о событиях, которые сейчас происходят с режиссером, все становится на свои места, а то, что нашелся украинский дистрибутор, разглядевший в ленте прокатный потенциал на нашей территории, вселяет надежду.
Строго говоря, самые шустрые из наших соотечественников с «Учеником» уже познакомились - фильм опказали на ОМКФ еще в июле.
Сомневаетесь в интересе украинцев к фильму? Тогда смотрите, как выглядел одесский «Зеленый театр» во время сеанса
Сейчас, впрочем, лето и Одесса остались лишь в воспоминаниях, но есть и хорошие новости: «Ученик» наконец-то добрался до наших кинотеатров, а возможно это стало благодаря дистибуторской компании Yeah! Distribution. Вполне вероятно, что до этого момента вы о ней ничего не слышали, но только лишь потому, что прокатчик только-только появился на свет, и именно лента Серебренникова станет для него дебютом во всех смыслах. А поскольку я прилагаю максимум усилий для того, чтобы на медийном рынке Украины оставалось как можно меньше белых пятен, по случаю сегодняшней премьеры «Ученика» решила вам рассказать, что эта компания из себя представляет, кто стоит у ее руля и какие планы на ближайшее будущее в ней строят.
Для начала, знакомьтесь - основательницы Yeah! Distribution:
Анна Кушнир, Варвара Перегинчук и Кристина Тынькевич. Они, собственно, и являются основной движущей силой новорожденного дистрибутора
На подробный разговор я вызвала Анну и Варвару:
- Расскажите, почему вы решили создать дистрибуторскую компанию? С чего все началось?
Анна: Мы обе довольно давно работаем в сфере кино и телевидения, обе занимались съемками. Я начинала в компании, которая снимает рекламу. Потом попала на телевидение, в отдел закупки форматов, а оттуда - в компанию MEGOGO, где тоже занималась закупкой контента. Там мы, собственно, и познакомились с Варварой, которая до этого тоже работала в закупках, только на «Новом канале». На онлайн-площадках есть множество разных нюансов, в том числе связанных с пиратством. Кроме того, мы столкнулись с тем, что очень много фильмов покупается через Россию. Со временем мы поняли, что хотели бы чуть-чуть поменять правила, особенно после того, как случилась война, и попробовать покупать контент напрямую из Европы. Нам изначально не хотелось работать с посредниками. Мне кажется, наш вариант - очень перспективное направление, к которому рано или поздно придет большинство дистрибуторов.
Варвара: Так это, к примеру, было со странами Балтии. Это вообще очень интересный регион, поскольку они полностью перешли на прямые закупки, хотя рынок там куда меньше, чем в Украине.
Анна: И не только, это ведь три отдельные страны, на каждую из которых нужно отдельно переводить и дублировать. Основываясь на их опыте, мы делаем предположение, что Украина тоже может закупать права на фильмы самостоятельно.
Варвара: Мы уверены в этом, нужно только, чтобы страна отошла от войны. Уже сейчас какие-то отдельные сделки, возможно, не самые крупные, проводятся напрямую.
- Сколько сегодня стоит запустить дистрибуторскую компанию?
Варвара: Это мы вам скажем через годик, когда купим все фильмы и отработаем их (смеется).
Анна: У выходит первый релиз, и мы даже до конца не понимаем, какой будет профит, что из потраченного нам вернется. Да и считать расходы, основываясь на 4-5 фильмах, которые у нас есть, и не прокатав ни одного из них, рано.
Варвара: На самом деле, создавая компанию, мы руководствовались не только своим опытом и пониманием рынка, но еще и тем, что у нас достаточно много уже наработанных контактов. Это и звукозаписывающие студии, и цифровые лаборатории. Те же «Так Треба Продакшен» помогли нам с субтитрами к «Ученику». В партнерстве работа идет намного легче и проще, чем без него. Лично я думаю, что стартовые вложения отобьются до конца года.
- Расскажите о вашей команде - сколько человек у вас работает?
Анна: Мы вдвоем, и еще Кристина Тынькевич. Она режиссер, сейчас живет во Франции, а училась в Лондоне. У нее очень хорошее видение всего независимого европейского кинематографа. Кристина очень сильно помогает нам в отборе новинок. Пока что работает удаленно, но в декабре вернется в Украину и полностью вольется в нашу команду. Остальные люди - это подрядчики, партнеры, которых мы привлекаем по мере необходимости. То есть штат у нас сейчас, мягко говоря, небольшой (смеется).
Варвара: В принципе, он таким и останется - нам этого вполне достаточно. Есть какие-то ключевые задачи, которые мы выполняем сами, а для остального есть агентства, фриланс. К тому же, сейчас такое время, когда люди сами решают заниматься сразу несколькими, не связанными между собой вещами. К примеру, нельзя сказать, что наш юрист работает на фрилансе, но она подключается, когда нужно, а когда нет - работает над чем-то другим.
Анна: Мы хотим построить компанию нового типа, где сотрудникам не нужно приходить в офис и сидеть там от звонка до звонка. Главное ведь, насколько хорошо и качественно человек справляется с работой.
Варвара: И еще я считаю, что очень важно, чтобы было персональное общение в достаточном количестве. А когда команда разрастается, обеспечивать это намного сложнее.
- Почему вы выбрали нишу независимых фильмов?
Варвара: По одной простой причине: все студии разобраны (смеется). У студий уже есть свои представительства, есть свои контракты. Их фильмы даже не продаются на кинорынках. Мы же, естественно, смотрим на те картины, которые продаются. Но и здесь не все так просто - нужно, чтобы фильм не только нравился, но и чтобы было понимание, как его продвигать. Например, у «Артхаус Трафика» с фильмом «Квадрат» это понимание есть, а у меня было бы очень много вопросов.
- Планируете прокатывать только игровое кино или документальное тоже?
Варвара: Я, например, очень люблю документалки, но, опять же, их было бы сложно прокатывать. Я мечтаю привлечь, заинтересовать зрителей, а потом - все возможно.
Анна: В общем, никаких ограничений в этом отношении у нас нет. Если мы увидим что-то, что может хорошо прокататься и привлечь большую аудиторию, то обязательно попробуем. Что же касается независимого кино, то и я, и Кристина с самого начала были очень активными сторонниками его популяризации в Украине. Да, мы видим в наших кинотеатрах все фильмы, которые были отмечены в Каннах, но глубже, как правило, никто не копает. На самом же деле, в Европе выпускается огромное количество фильмов и нам очень интересно попробовать с этим поработать.
- Раз картин так много, то по каким критериям вы выбираете те, которые будете выпускать в украинский прокат?
Варвара: Сценарий, драматическая линия, сильная история, хорошая операторская работа и актерская игра… В общем, все по киношколе (смеется). Чтобы фильм был цельным. У меня еще есть такое предубеждение, что фильм не должен унижать человека, не должен быть жестоким.
Анна: Да, чернуха - это не про нас, хотя в Европе такого очень-очень много. Украинские же зрители идут в кино, чтобы развлечься.
- Где больше ищете фильмы - в Европе, СНГ, США или на других рынках?
Анна: Преимущественно на европейских фестивалях. Это достаточно понятная схема, ведь фестивали - это такие флагманы, которые уже занимаются отбором из многих-многих тысяч фильмов, которые мы бы сами просто физически не смогли пересмотреть. Больше внимания обращаем на региональные фестивали.
Варвара: Обычно все производители и дистрибуторы стараются первые скрининги организовывать на TIFF, AFM, EFM и в Каннах. Соответственно, выборка на этих маркетах уже очень показательна. То есть это, грубо говоря, один большой рынок, на котором можно и нужно рассмотреть все. Да и, как показывает практика, очень редко бывает так, что дистрибуторы не заметили фильм, а он потом выстрелил. Я, к примеру, могу вспомнить только «1+1».
Анна: Но в США мы пока не ездим, потому что это очень далеко (смеется).
- То есть на рынки вы ездите сами?
Анна: Да.
- А закупщик у вас есть, или тоже сами?
Анна: Благодаря нашему опыту в закупках для ТВ и интернета, справляемся сами. Кто-то ведет один контракт, кто-то в это же время - другой. И это тот случай, когда каждая из нас может взять тот фильм, который ей нравится (смеется).
Варвара: Да-да, чаще всего мы устраиваем питчинги друг другу: доказываем, что та или иная картина стоит того, чтобы прокатать ее в Украине.
- И как часто у вас совпадают мнения?
Анна: Эти споры занимают половину всего рабочего времени (смеется)! Изначально нам казалось, что вкусы у нас похожи, а потом мы начали предлагать друг другу разные штуки… Но, знаете, в споре действительно рождается истина, так что иногда мы даже специально провоцируем обсуждение фильмов. Оно у нас, по большому счету, не прекращается.
- Вы работаете только с сетевыми кинотеатрами или и с несетевыми тоже?
Варвара: Мы работаем со всеми, налаживаем контакты, узнаем, кого что больше интересует, у кого какой зритель. Делаем выводы, кому что можно предлагать. Сетевые кинотеатры - это, конечно, прекрасно, но Украина - это не только они.
Анна: Например, «Ученика» взял один региональный кинотеатр, от которого мы этого не ожидали - в городе Стрый. Это очень круто и хороший знак для нас: значит, там есть мыслящие люди, которые могут оценить картину по достоинству, а не просто посмотреть на то, что она из России, и все.
- Со временем, я так понимаю, рассчитываете охватить всю Украину?
Анна: Да. Для начала - все города-миллионники, а дальше - областные центры и остальные города, где зрители захотят смотреть наши фильмы.
- Расскажите, как вы получали прокатку на «Ученика» - были ли какие-то сложности из-за того, что это российский фильм?
Варвара: Этот контракт мы заключали с условием, что оплатим его только после того, как получим разрешение от Госкино.
Анна: Не то, чтобы у нас были сложности, просто мы с самого начала понимали, что это риск. Это оговаривалось с правообладателями, мы задавали вопросы Госкино…
Варвара: Но заранее никто не мог сказать, можно показывать «Ученика» или нет, сначала фильм просматривала экспертная комиссия. Тем не менее, мы заранее сами проверили всех актеров и съемочную группу на предмет нарушений въезда в Крым. К счастью, все оказались не ватными (смеется), так что прокатку мы получили довольно спокойно. И, кстати, хотелось бы поблагодарить за это Госкино: я понимаю запрет и поддерживаю его, но «Ученик», на мой взгляд, скорее критикует российские реалии, его нельзя назвать пророссийским.
- Вы адаптировали российские промоматериалы или делали собственные?
Анна: Мы перевели на украинский язык постер, а трейлер использовали французский. Не потому, что принципиально не хотели брать тот, что использовался в России - просто по монтажу нам больше понравился другой. И, конечно, как и фильм, трейлер содержит украинские субтитры.
- Этот трейлер демонстрировался в кинотеатрах?
Варвара: Нет, мы решили этого не делать. Понимаете, это острый фильм, мы занялись его дистрибуцией сознательно. Но крутить его перед другими фильмами рискованно, никогда не знаешь, как на него могут отреагировать.
Анна: К тому же, по настроению у нас практически нет подобных фильмов. Можно было бы, конечно, крутить трейлер перед локальными картинами, но мы использовали другие форматы промо - разместили ролик на YouTube, например.
Таким трейлером обзавелся «Ученик» в Украине
- Какую роспись получил «Ученик» и были ли с этим проблемы?
Варвара: Ну как, проблемы… Было сложно, но мы с самого начала были к этому готовы - все-таки, это российский фильм…
Анна: На самом деле, с росписью получилось даже лучше, чем мы рассчитывали: в планах было 6-7 залов, а получилось 10. Единственный минус - поздние сеансы, начиная с 21:00, но тут сказывается рейтинг 16+.
- Вели ли вы переговоры с какими-нибудь брендами о поддержке?
Анна: В случае с «Учеником» - нет, но в планах это есть. Была идея создать небольшой фестиваль и предложить брендам и агентствам в нем поучаствовать. Она, в принципе, может сработать, когда мы вернемся к теме документалистики, или появятся картины о моде, электронной музыке… Словом, когда это будет уместно, будет и сотрудничество с брендами.
- Сколько картин в год планируете выпускать?
Анна: Сейчас у нас есть договоры на четыре картины, которые мы рассчитываем выпустить до конца 2017-го, а еще планируем взять три-четыре фильма до лета 2018-го.
- Сколько среди них украинских фильмов?
Анна: Честно говоря, с украинскими пока сложно, потому что большинство продюсеров хотят, чтобы их дистрибутор был опытным.
Варвара: И правильно делают!
Анна: Да, мы их понимаем. Поговорим с ними в следующем году (смеется).
Варвара: Мы покажем свои результаты на европейских независимых фильмах, а дальше будем разговаривать с нашими производителями. Но, кстати, в следующем месяце мы выпустим в прокат украинскую детскую ленту «Урок магии».
- Кстати, с его создателями - студией Carrot cake - вы договорились сотрудничать на постоянной основе, или это разовая акция?
Анна: Пока что разовая, а дальше будем смотреть, что из этого получится.
Варвара: В принципе, в этом случае работа слажена, уже положена на рельсы, ничего сложного в дистрибуции «Уроке магии» нет. Главное - понимать, с какими фильмами его можно ставить, а с какими он явно будет пересекаться по аудитории. Это детское кино, и время для него нужно выбирать соответствующее - каникулы, например.
- Почему вообще взялись его прокатывать? Честно говоря, трейлер картины вызывает неоднозначные эмоции…
Варвара: Мы сейчас, кстати, делаем ей новый трейлер.
Анна: А взялись, потому что нам интересно поработать с детским фильмом, их не так много выходит в прокат, тем более локальных, для нас это интересная задача. Это, в принципе, главная причина.
Помимо «Ученика» и «Урока магии», Yeah! Distribution готовит еще две премьеры для украинцев: байопик «Тихая страсть», где роль американской поэтессы Эмили Дикинсон исполнила звезда «Секса в большом городе» Синтия Никсон, и мелодраму «Порту», которая стала одной из последних актерских работ Антона Ельчина. Все это мы сможем увидеть до конца текущего года, а там, глядишь, и новые премьеры подоспеют.
Как говорится, с почином!
Фото - архив Анны Кушнир и Варвары Перегинчук