Много шума из информбезопасности. Как глушение сепаратистского телерадиовещания на Донбассе оказалось большим пшиком
Несмотря на стремительное развитие технологий, промывание мозгов с помощью телевидения по-прежнему остается мощным оружием в гибридных войнах. За примером далеко ходить не нужно: развернутая Россией на Донбассе информационная война с «правильными» новостями и откровенной антиукраинской пропагандой оказалась куда эффективнее реальных боевых действий. С тех пор, как Донбасс полностью остался без украинского телерадиовещания, прошло 4 года, и лишь сейчас - в апреле 2018-го – государственные мужи взялись исправлять ситуацию с информационной безопасностью запуском специальной системы глушения.
Почему за три недели система так и не заработала, сколько государственных средств на нее потрачено, на ком лежит ответственность за очередной провал Украины в информационной войне – давайте попробуем разобраться.
Узнать подробности о системе глушения оказалось непросто – сайты всех причастных госведомств ограничиваются скупыми официальными сводками. Общая информация следующая:
- публичный старт работе дал президент Петр Порошенко 18 апреля, во время заседания Военного кабинета, которое транслировали сразу три телеканала;
- за запуск «заглушек» отвечает Госспецсвязи;
- речь идет о «специальных радиопередатчиках», блокирующих аналоговые и цифровые телевизионные сигналы, поступающие с неподконтрольных территорий Донбасса, в частности, более 40 российских и сепаратистских телеканалов (глушение радиовещания система не предусматривает);
- оборудование размещено вдоль линии разграничения в Донецкой и Луганской областях. Под защиту якобы попадают 150 населенных пунктов Донбасса.
- работа системы глушения также должна предотвратить распространение антиукраинского вещания на территории Харьковской и Запорожской областей. Кроме того, «заглушки» якобы позволяют улучшить сигнал украинских вещателей.
По словам генерала Леонида Евдоченко, главы Государственной службы специальной связи и защиты информации, в день старта система заглушила эфирное вещание телеканалов «Новороссия-ТВ», «Роcсия-24», «ОплотТВ», «1-й Республиканский», «НТВ» и «Россия-1». Глава Комитета Верховной Рады по свободе слова Виктория Сюмар добавила, что глушилки появились по инициативе Комитета, который обратился в СНБО с просьбой закупить и установить это оборудование. Деньги взяли из резервного фонда Кабмина, но какая сумма потрачена, неизвестно – Сюмар эту информацию не озвучила, а в системе «Прозорро» закупка не отображена.
За три недели работы системы ни Госспецсвязи, ни Мининформполитики, ни Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, ни Концерн РРТ, ни Комитет Верховной Рады по свободе слова не отчитались о хоть каких-нибудь результатах. Молчат даже те чиновники и политики, которые регулярно пиарятся на этой теме. Вместо них в соцсетях и на специализированных форумах говорят жители оккупированных и неоккупированных районов Донбасса, единогласно уверяя, что российское и сепартисткое телерадиовещание продолжает работать, а помехи, как ни парадоксально, есть как раз таки в эфире украинских ТРК:
О том, что система глушения не работает, люди писали и в Фейсбуке Виктории Сюмар. Нардеп сначала просила разделять глушение российских и сепаратистских телеканалов (мол, глушат только российские), но когда ей указали на присутствие российских каналов в эфире – обещала порекомендовать усилить сигнал «заглушек».
В упомянутой Поповой публикации «Острова» не указано, в каких населенных пунктах российские каналы вещают с помехами, и какие именно каналы, так что доверять такому материалу я бы не стала
На рынке говорят, что за провальным запуском системы якобы последовал большой разбор полетов, и все причастные были наказаны. А засекретили закупку оборудования якобы из-за военной тайны. По этой же причине не раскрывают детали работы системы. Из резервного фонда госбюджета потратили якобы около 50 млн грн, закупив не больше 10 «заглушек». Говорят, что сумма закупки может превышать реальную цену в два-три раза. В Госспецсвязи мой запрос о закупке оборудования проигнорировали.
Карта телерадиовещания на Донбассе
А теперь давайте посмотрим, какие телеканалы и радиостанции смотрят/слушают на Донбассе сегодня. Список доступных в Донецке телеканалов по состоянию на апрель выглядит следующим образом:
Телевещание из Луганска не столь разноплановое. В частности, не задействован 4-й цифровой мультиплекс:
В Донецке вещают сразу 5 местных телеканалов: «Оплот ТВ», «Оплот 2», «Юнион», «Первый республиканский» и «Новороссия ТВ». «Оплот» функционирует на базе местного захваченного телеканала «Первый муниципальный», принадлежащего Андрею Карпию, а вещает на аналоговой частоте «Першого». Телеканал «Оплот-2» вещает только в эфирной цифре (первый мультиплекс). «Первый республиканский» – на частотах захваченного боевиками областного общественного «27-го канала» (теперь это канал «UA: Донбас»); «Новороссия-ТВ» работает на базе местного канала «Юнион» (сначала выходил на частотах «1+1», а теперь на частоте ТЕТ). «Юнион» же в начале оккупации переименовался во «Второй республиканский», но позже вернулся к первому названию. Прежняя владелица канала – экс-регионал, депутат облсовета Наталья Захарченко переехала в Киев сразу после событий весны 2014-го. Сейчас «Юнион» вещает на частоте телеканала «Донбасс» («Медиа Группа Украина»), после оккупации переехавшего в Днепр. Все сепаратистское телевидение сконцентрировано в местном телецентре на улице Куйбышева, там же находится и вышка Концерна РРТ. Контент вещателей – сепаратистские новости, прямые включения оккупационной власти и добытые на торрентах советские фильмы.
В Луганске доступен только телеканал «Луганск 24», вещающий из захваченного офиса областного гостелеканала ЛОТ Луганской ОГТРК, которая сегодня входит в систему общественного вещания (сейчас – канал «UA: Донбас»). Из частных вещателей в Луганске было всего два местных канала – «ЛКТ» ныне покойного Германа Кудинова и «Ирта» Владимира Ландика. Первый остановил вещание после оккупации (Кудинов переехал в Киев, где около года возглавлял «УМХ» вместе с Еленой Бондаренко), на его частотах в Луганске вещает НТВ. Телеканал Ландика вещает на подконтрольной Украине территории (из Середонецка Луганской области), а в захваченном луганском офисе канала разместился так называемый пресс-центр МВД самопровозглашенной ЛНР.
Список вещающих в Донецке радиостанций выглядит следующим образом:
В перечне преобладают московские радиостанции, но есть вещатели из Санкт-Петербурга и даже одна станция из Челябинска
Луганское радиовещание значительно уступает донецкому по количеству станций:
Помимо российских, в Донецке доступны шесть местных радиостанций. Из них с полноценным эфиром – только две: «Комета» и «Радио Республика». В целом контент местных радиостанций участники форумов описывают так: «Радио ТВ» – бывают программы по заявкам, другие программы и рубрики, но в последнее время только музыка; «Комета» – полноценная радиостанция с массой программ и интервью; «Новороссия Рокс» – только музыка, есть вечерняя программа по заявкам; радио «Донбасс FM» (в апреле была переминирована в «Радио 7») – музыка и программы по заявкам; радио «Республика» – разговорная радиостанция с местными новостями (антиукраинскими) и программами в формате интервью с «руководителями» ОРДЛО, а в ночное время радиостанция ретранслирует российскую «Вести ФМ»; «Папино радио» – российская и зарубежная музыка нон-стоп (бывают местные новости); «Радио Столица» – тоже в основном музыка, российская и зарубежная.
В Луганске работают три местные радиостанции: «Свое радио» (вместо областного государственного «Пульс ФМ», сейчас входящего в сеть Общественных радиостанций), «Радио Республика» (вещает на частоте «Европы плюс») и «Радио Победа» (вместо Kiss FM). На всех – одна «редакция» вместе с телеканалом «Луганск 24».
Украинские чиновники не всегда соглашаются с информацией о присутствии телерадиовещания самопровозглашенных Л/ДНР на украинских территориях. К примеру, первый заместитель министра информполитики Эмине Джапарова в отчете о работе министерства за прошлый год говорила о достижениях Мининформполитики в восстановлении вещания на Донбассе в рамках работы Комиссии по вопросам обеспечения стабильного функционирования системы национального телевидения и радиовещания: «За период работы Комиссии построено 2 телерадиокомуникационные башни в Краматорске Донецкой области (гора Карачун) и в с. Бахмутовка Луганской области; привлечено от иностранных партнеров более 60 передатчиков; увеличено покрытие территорий в Донецкой и Луганской областях украинским телерадиовещанием на 27%; аудитория FМ-радиовещания на подконтрольных и неподконтрольных территориях увеличилась на 40% (до 700 тыс. человек), аналоговое телевещание увеличилось на 30%, цифровое – на 9%. Кроме того, для зоны АТО за эти годы выделено 57 FM-радиочастот, это примерно 30% от всех частот, которые были предоставлены в пользование по Украине, выданы разрешения на временное вещание на 77 телерадиоканалах».
Наличие украинского вещания на Донбассе подтвердила мониторинговая миссия министерства, которую возглавляет нардеп БПП Александр Бригинец. Анализ украинского вещания в 30 с лишним населенных пунктах Луганской и Донецкой областей прилагается к отчету. В планах министерства на этот год – строительство еще двух вышек в Покровске (экс-Красноармейск) и Горняке Донецкой области. И тут сложно воздержаться от упоминания истории со строительством вышки на Карачуне, окончившейся большим скандалом: вышка, как известно, оказалось ниже предыдущей на 50 м (в Концерне РРТ уверяли, что качество сигнала, несмотря на это, улучшилось).
Слова чиновников Мининформполитики якобы должны подтвердить три инфографики покрытия Донбасса
- украинским телевещанием
- украинским радиовещанием
- краматорской вышки (на Карачуне):
Но корректно ли выдавать кружки на карте за истину и говорить, что украинское телерадиовещание неплохо добивает даже на оккупированную часть, игнорируя карту покрытия территории российским и сепаратистским телевидением? Высота телевышек в Донецке и Луганске составляет 360 и 180 метров соответственно, что позволяет им вещать вглубь подконтрольных Украине территорий – на 100 и 30 км. Вот, к примеру, карта покрытия донецкой телевышки:
Тем временем на оккупированных территориях успешно борются с украинским вещанием, чему есть не одно доказательство. В отдельных районах Луганска с перебоями можно принять только два украинских канала, вещающих из Бахмутовки (Новоайдарский район), – «Перший» и «UA: Донбас», а в «цифре» добивает запущенный прошлой осенью локальный мультиплекс, в котором вещают «UA: Донбас», «5-й канал», «Прямой», «Перший західний» (львовский канал облсовета), ZIK и UATV. В юго-западных районах Донецка с большими помехами доступны только три канала – «1+1», «Украина» и «5-й канал», вещающие из Волновахи. Причем, как пишут пользователи, их можно принять, только если развернуть антенну на украинскую территорию.
С радиовещанием все намного интереснее. В марте у луганских связистов случился прорыв – за две недели они запустили сразу 7 новых FM-передатчиков: 2 – в Луганске, 3 – в Краснодоне, по одному – в Чернухино и Красном Луче. В результате чего на 90,1 МГц появилось «Радио Республика», на 102,7 МГц – «Радио Победа», на 103,8 МГц – «Вести ФМ», на 105,0 МГц – «Маяк». Причем мощность такая, что сигнал добивает в соседнюю ДНР. Но, как пишут пользователи форумов, связисты ЛНР не дорабатывают, поскольку на востоке Луганска хорошо принимаются сразу 6 украинских радиостанций: на 91.6 МГц – «Армия ФМ», 92.4 МГц – «УР-1», 95.8 МГц – «Радио Пульс», 96.2 МГц – «Країна ФМ», 104.4 МГц – снова «Армия ФМ», 106.0 МГц – «ФМ Галичина», 107.9 МГц – «Русское радио Украина». Правда, жители Луганска уточняют, что для приема этих радиостанций, как и в случае с телевидением, нужно манипулировать антенной приемника.
В отличие от Луганска, в Донецке с вещанием украинских радиостанций хуже. Со станциями, добивающими с украинской части Донбасса, расправляются довольно быстро. В феврале на 94,0 МГц вещала «Армия ФМ», но ее заглушили, пустив на этой частоте более мощный передатчик с вещанием других радиостанций: сначала Rock FM, потом Love radio, «Дорожное радио» и «Спорт FM». В феврале в Донецке заглушили «Тризуб FM» на частоте 97,5 МГц – включили «Дорожное радио», а когда «Тризуб FM» перенесли на частоту 100,5 МГц, запустили «Радио Хит» из российского Орска. В апреле в Тельмановском районе силами донецких связистов запустили два радиопередатчика для вещания на Мариуполь, на которых вещают «Папино радио» и «Новороссия Рокс».
Кто стоит за телерадиовещанием на оккупированных территориях
В Луганске со СМИ все очень просто – они изначально были объединены в один «государственный» холдинг «ГТРК ЛНР». Кто им заправляет, после «госпереворота» в ноябре прошлого года понять сложно. При Игоре Плотницком за холдинг отвечала некая Анастасия Шуркаева, глава его же «пресс-службы». Нынешний глава фейковой республики Игорь Корнет, до этого бывший «министром» МВД, во время переворота заявил, что женщина, курирующая сепаратистское телевидение «ЛНР», оказалась «украинской диверсанткой». Она якобы была арестована, и что произошло потом, неизвестно.
Информации о Донецке намного больше. В мае прошлого года местными «властями» был принят указ о создании единого «Республиканского медиахолдинга», который должен был с 1 июля прошлого года объединить абсолютно все местные СМИ. На оккупированной территории, помимо телеканалов и радиостанций, издается порядка 60 изданий: 20 из них – «государственные», остальные – коммерческие (до начала войны, в 2013-м, там выходило якобы порядка 300 наименований газет). Но по факту никакого объединения не было. Почему – неизвестно. За это отвечал 57-летний «и.о. министра» информации «ДНР» Игорь Антипов, до оккупации работавший директором ряда региональных изданий «УМХ» Бориса Ложкина, в частности местной «Теленедели».
Почему Антипов числится и.о., понять сложно, как и то, что произошло с предыдущим «министром», но в «министерстве» он работает изначально – ранее был замом «министра». В прошлом году Антипов рассказывал, как функционирует «республиканское» телевидение: оказывается, сотрудники регулярно проходили практику в московской области на канале «360» (новостной телеканал московских властей) и на «Ростовском телевидении» (видимо имеется ввиду ГТРК «Дон-ТР» в Ростове). Без договоренностей на высшем уровне этого бы не произошло. По словам Антипова, содержать местные медиа помогает реклама: в 2017 году прирост рекламы в печатных изданиях и на ТВ якобы составил от 12-17%.
Сейчас донецкие СМИ поделены на несколько сфер влияния: «Радио Столица» и «Папино радио» вместе с телеканалами «Оплот 1» и «Оплот 2» входят в один условный холдинг. Кто его контролирует, понять сложно. «Новороссия ТВ» и радиостанция «Новоросссия Рокс» до сих пор позиционируются как вещатели Павла Губарева. Телеканалы «Первый руспубликанский» и «Юнион», а также радиостанции «Комета», «Радио Республика» и «Радио 7» (экс-«Донбасс FM») якобы находятся в собственности «государства».
Телерадиовещание обеспечивает Донецкий РТПЦ Концерна РРТ, который прошел «национализацию» и называется «государственным» предприятием «Радиотелевизионный передающий центр». В нем работают те же люди, что и до оккупации. Весной 2014-го особо захватывать предприятие не пришлось – его работники сами отключили украинские телеканалы, заменив их российскими. РТПЦ возглавляет некий Антон Холхунов, информации о котором в сети мало. Местные СМИ тиражировали его цитату о том, что в Донецке работают девять цифровых передатчиков различной мощности, только один из которых – 10 кВт – дает покрытие в радиусе порядка 250 километров, что, по словам Хохлунова, позволяет покрывать цифровым сигналом Днепропетровскую и Запорожскую области. Аналоговое вещание из Донецка, по его словам, покрывает сразу 32 города Донецкой области, подконтрольные украинским властям.
Нет украинского телевидения и в кабельных сетях Донецка. Все они прошли местную «перерегистрацию», трансляция украинских каналов – под запретом. Всего на территории фейковой республики зарегистрировано 240 операторов кабельного телевидения и телекоммуникационных услуг.
За телерадиовещание у сепаратистов отвечает так называемый министр связи ДНР Виктор Яценко 1985-го года рождения. Яценко родился в Херсонской области, женат, имеет двоих детей, оглашен Украиной в розыск по ряду статей. Как он попал в Донецк, неизвестно. Возглавить фейковое министерство ему удалось после того, как он помог гражданину РФ Игорю Гиркину дешифровать телефонные звонки в пик боевых действий весной-летом 2014-го.
В местных СМИ Яценко рассказывал о перезапуске цифровых мультиплексов и их емкости – по 10 телеканалов (+радиостанции в первых двух) против 8 телеканалов при Украине. Они якобы вещают на украинскую территорию Донбасса, а в будущем должны расширить сеть вещание на Днепропетровскую область. Также Яценко в сепаратистских СМИ откровенно глумился над новостью о старте работы системы глушения. А вот откуда 5-й год подряд берутся деньги на обеспечение вещания сепаратистских и российских телеканалов/радиостанций в таком количестве, Яценко местным жителям не рассказывает.
Между тем, работой «министерства» жители Донецка недовольны: «В ДНР Минсвязи сидят дилетанты. Это прекрасно показал фактически не работающий «Феникс» (захваченный «Киевстар», - МН). Такой же бардак и в радиоэфире. Вместо того, чтобы брать сигнал напрямую со спутника, большинство станций ведь вещают открыто, берутся низкокачественные, нестабильные интернет-потоки. Постоянная чехарда со станциями, сегодня вещаем одно, завтра – другое, послезавтра – третье. Куча ненужных музыкальных шкатулок – «Донбасс FM», «Радио Столица», «Радио ТВ»», - пишут жители фейковой республики на форуме.
Учитывая, насколько богатые плоды приносит агрессору информационная война, главные вопросы с каждым днем заостяются все больше. Почему борьба Украины с российской пропагандой в регионе за все 4 года так и не дала результатов? Почему украинского телерадиовещания нет даже на подконтрольной Украине территориях Донбасса? Почему информация о закупках системы глушения считается «военной тайной»?.. Если вам что-нибудь известно, приглашаю в комментарии.
Фото - pikabu.ru