Патриарх украинской сценаристики. Иван Драч и его фильмы
Вчера ушел из жизни Иван Драч. Писатель, поэт, политик, народный депутат, переводчик, искусствовед, критик... Все ипостаси этой фигуры, знаковой для Украины ХХ века, не перечислить. Я лишь напомню, что Драч - еще и первопроходец отечественной сценаристики. А те, кому повезло знать его близко, расскажут об этой стороне его творчества подробнее.
Вот как рассказывал о сценаристе режиссер Юрий Ильенко: «Драч имел немалое влияние на Параджанова во время съемок «Тіней забутих предків» и во многом сформировал концепцию фильма - я тому свидетель. Драч был автором сценария культовой «Криниці для спраглих». Наконец, Драч - автор сценария самого мощного киношедевра ХХ века - «Камінного хреста» Осыки. Это фильм на века».
Иван Драч в студенческие годы
Иван Драч, уже известный поэт, отчисленный из Киевского национального университета Т.Г. Шевченко, неспроста решил получать диплом сценариста на Высших сценарных курсах СССР в Москве. В кинематографической истории остались восемь его полных метров и опубликованые, но пока неснятые киноповести. Драч также активно занимался тем, чему тогда еще не было названия, пока мы не позаимствовали голливудский термин «скрипт-докторинг», вычитывая и корректируя сценарии коллег по киностудии Довженко (официально Драч работал там с 1964-го по 1974-й).
Обложка киноповести «Криниця для спраглих»
Сценарий «Криниця для спраглих» был написан в 1964 году как дипломная работа, и снят уже в 1965 году. Но на экраны «Криниця» вышла только в 1987-м - за «идеологические извращения» фильм положили на полку.
Историю деда Левко, который, не дождавшись приезда сыновей на свое 70-летие, вызвал их из города телеграммой, угрожая резким ухудшением здоровья, выбрал для своего режиссерского дебюта в кино Юрий Ильенко.
Кинорежиссер Леонид Осыка, Иван Драч и его сын Максим
«Камінний хрест» - второй фильм по сценарию Ивана Драча - снят в 1968 году выпускником ВГИКа Леонидом Осыкой. Сценарий Иван Драч написал на основе новел Василя Стефаника (кроме одноименного «Хреста», в сценарий вошли фрагменты повести «Злодій»). Фильм о вынужденной эмиграции сельской семьи из Западной Украины - уникальный хотя бы потому, что одновременно представляет все «украинское поэтическое кино» и полностью его деконструирует и переосмысливает. Сцена восхождения на гору, открывающая фильм, считается хрестоматийной.
В честь 100-летия со дня рождения Леси Украинки на киностудии решили экранизовать сборник повесей Драча «Іду до тебе», фокусирующийся на любовной драме поэтессы. Фильм снимал режиссер Николай Мащенко.
В 1972 году была снята картина «Пропала грамота» - бесспорный шедевр, история, основанная на рассказах Гоголя. Фильм, внезапно доказавший, что не перевелись в украинском кино комедийные таланты. Путь казаков из Диканьки в Петербург и назад в родное село оказался настолько знаковым и символичным для украинской идентичности, что лег на полку на 10 лет.
Николай Яковченко в фильме «Дед левого крайнего»
Картина «Дід лівого крайнього» была снята Леонидом Осыкой и выпушена на экраны в 1973 году. Фильм о художнике и любителе футбола который, выйдя на пенсию, никак не найдет, чем заняться, и решает занятся тренировками внука - левого крайнего.
В 1979-1982 годах Иван Драч в соавторстве с Иваном Миколайчуком работал над сборником киноповестей про киевского композитора Николая Лысенко «Київська фантазія на тему дикої троянди-шипшини». Несколько позже, в 1986-м, их экранизирует Тимофей Левчук под названием «І в звуках пам'ять відгукнеться…»
Кадры из фильма
Картина вышла также под другим названием - «Розы для маестро». Роль Лысенко в картине исполнил Федор Стригун, там же одну из своих первых ролей в кино исполнила Ольга Сумская. А вот дебютировала Ольга в следующем фильме по сценарию Ивана Драча.
Картину «Вечори на хуторі поблизу Диканьки» снял Юрий Ткаченко. В фильме-сказке важное место занимает рассказчик в исполнении Олега Янковского, который показывает одновременно сказку про коваля Вакулу, писателя Гоголя, который пишет сказку, и Украину 1980-х, которой пытается объяснить мистический гений писателя.
Фильм, впрочем, так и не вышел на киноэкраны, попав сразу на телевидение.
В 1992 году по сценарию Ивана Драча «Вінчання зі смертю» режиссер Николай Мащенко снял драму о разгаре сталинского террора в 1930-х. Иван Федорович написал напряженный триллер о молодом лейтенанте НКВД, который по приказу вначале уничтожает «врагов народа», а затем и невинных случайных свидетелей расстрела. В 1992-м, к сожалению, фильм не попал ни в широкий прокат, ни на телевидение.
Иван Драч, впрочем, оставался частым гостем в Доме кино
Именно там 10 апреля 2009 года состоялся творческий вечер поэта, приуроченный к выпуску сборника стихотворений и сценариев «Слово», на котором выступали Богдан Ступка и Мария Миколайчук (Карпюк).
Писатель также принимал участие и в деятельности Национального союза кинематографистов Украины
Не отрицая его заслуг в политическом становлении независимой Украины (как сооснователя и главы «Народного руху»), нельзя забывать и о роли Драча в украинском кинематографе: такой вклад в сценаристику остался малозаметным разве что по причине масштаба личности поэта в прочих сферах. А ведь национальную идею Украины через кино и литературу он формировал задолго до того, как занялся политикой.
Именно поэтому, наверное, характерно, что одно из последних своих интервью Иван Драч дал кинематографистам, и про украинский кинематограф: писатель рассказал авторам фильма «Птах душi» про Васыля Стуса, в том числе о драматичных событиях 4 сентября 1965 года, произощшедших на премьере фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков»:
Светлая память.