Игра медиапрестолов, или Размер имеет значение. Какие изменения в Warner Bros. готовит AT&T
Вместо предисловия покажу вам одну из речей предвыборной кампании действующего президента США Дональда Трампа, которую он произнес в Геттисбурге, Пенсильвания, в октябре 2016 года, за две недели до выборов:
В ней он заявляет, среди прочего, следующее: «Приведу пример властной структуры, с которой я борюсь. AT&T покупает Time Warner, а значит, CNN. Это сделка, которую не утвердит моя администрация, потому что это слишком большая концентрация власти в руках всего нескольких людей».
Если вы не следили за последними событиями, то всего полтора года спустя, 12 июня 2018 года администрация Дональда Трампа как-раз таки одобрила сделку между AT&T и Time Warner. Уже на следующий день компания изменила свое название на Warner Media. За прошедший месяц слияние было финализировано, и сейчас становится очевидным, как именно структуру одного медиагиганта будут встраивать в структуру другого новые собственники.
О том, что это значит для сферы медиа и не только, я и предлагаю сейчас поговорить.
Приемные внуки
«Между нами говоря, мы только что приобрели трех внуков», - прокомментировал председатель правления и СЕО AT&T Рэндалл Стивенсон, финализируя сделку о слиянии. Эта характеристика намекает на то, как компания видит WarnerMedia: она приобрела киностудию Warner Bros., информационную платформу CNN и вещатель/производитель телеконтента HBO. Все остальное в структуре Warner их интересует мало.
Напомню, основные тезисы топов AT&T сразу после слияния звучали так: HBO должен конкурировать с Netflix, но не бюджетами, а нишевым контентом. Студия Warner Bros. должна пересмотреть свой подход к франшизам, особенно - к экранизациям комиксов DC. Редакционная политика CNN компанию интересует мало.
Но, и это самое любопытное, AT&T вообще не интересует покупка Fox ни студией Disney, ни даже Comcast. «Мы - безпроводная компания, полностью wireless. Мы развиваем сеть 5G и смотрим, как люди будут потреблять контент в будущем, а не выжимаем остатки доходности из того, как они потребляли контент в прошлом», - заявил в интервью The Hollywood Reporter исполнительный директор AT&T Джон Стенки, управляющий активами WarnerMedia после слияния.
На рынке же поговаривают, что слияние медиагрупп - попытка защититься от экспансии компаний FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google).
Обещания дают, чтобы нарушать
В течение 600 дней (именно столько заняло заключение сделки о покупке Time Warner) AT&T в официальном заявлении в Департамент юстиции обещала снижение цен на свои услуги после завершения переговорного процесса. Это намерение компания подтвердила два месяца назад на слушании в суде, на котором решилось дело об утверждении администрацией Трампа этой сделки. Департамент юстиции США использовал возможное повышение цен на услуги как один из главных аргументов против сделки. Суд поверил обещаниям AT&T. Это зафиксировано в протоколе заседания.
Впрочем, меньше чем через месяц после слияния AT&T заявила о повышении цен. С 26 июля все базовые пакеты услуг компании дорожают в среднем на $5 в месяц (все пакеты AT&T реализуются по подписке).
Комментарии, я думаю, излишни.
Не все сделки равны, некоторые равнее остальных
В отличие от потенциального приобретения Fox - не так важно, станет покупателем Disney или Comcast - случай слияния AT&T и Time Warner уникален еще одним нарушенным ранее обещанием. Неспроста за считанные месяцы до одобрения слияния в США упразднили принцип «сетевого нейтралитета».
AT&T предоставляет услуги мобильной связи 159 млн пользователей, видео- и интернет-услуги - 63,8 млн пользователей. Не имея обязательств соблюдать принцип «сетевой нейтральности», AT&T теперь может регулировать скорость и удобство доступа пользователей к контенту, поставив контент WarnerMedia в привилегированное положение по отношению к другим производителям контента. И тезис про «контент - король» очень быстро придется пересматривать.
Для полного понимания контекста: 90% созданного профессионально аудиовизуального контента в США производят всего 8 компаний.
Трамвай «Желание»
Warner заявила о намерении построить «трамвайную линию», связывающую павильоны компании в Бурбенке со знаменитым знаком Голливуда - гигантскими буквами Hollywood на одном из холмов. Инновационный подвестной трамвай Hollywood Skyway обойдется AT&T в $100 млн, разрабатывается он по принципу, «конкурирующему с концепцией гиперлупа Илона Маска».
Экспериментальная инновация тоже внедряется не только для того, чтобы «оказать услугу жителям Лос-Анджелеса и метрополии», несмотря на пафосные заявление в пресс-релизе.
5G и автономные машины
Позавчера в сеть утекла аудиозапись разговора Джона Стенки и главы HBO Ричарда Плеплера, состоявшегося в присутствии сотрудников WarnerMedia 19 июня. В словах топ-менеджера было много интересного, а многое заставило задуматься. В частности, мимоходом брошенное заявление, что «Warner станут прибыльными благодаря распространению автономного транспорта и нашему контролю за 5G».
«Отсутствие необходимости самостоятельно руководить автомобилем - это час или два ежедневного потребления нашего контента пользователем, - заявил Стенки. - Поэтому наш приоритет - создание больших объемов контента». Эти часы пользователь должен провести не в Facebook. Ради этого и WarnerMedia, и особенно - HBO должны радикально измениться.
Больнее, чем во время родов
Именно так охарактеризовал грядущие изменения в структуре HBO Джон Стенки. Впрочем, иначе оценить требование «делать в разы больше продукта такого же качества и почти в тех же бюджетных рамках» сложно. Расшифровка аудиозаписи была сделана изданием Recode и доступна здесь.
Я же предлагаю обсудить вопросы, которые остались после прослушивания аудиозаписи у меня. Насколько больше все же будет производственный бюджет HBO? Если Netflix готов потратить в этом году $12 млрд, Amazon назвал сумму в $4,5, то HBO в прошлом году потратил $2 млрд и планировал на этот год такие же расходы. Для увеличения объемов производства контента нужно увеличить и штат, а в современных высококонкурентных условиях это недешево. Придется ли HBO покупать больше контента, чем производить? Сможет ли HBO сохранить статус «вещателя» и «недельное программирование по слотам», которое пошло на пользу «Игре престолов» и еще больше - «Миру Дикого Запада»?
Увы, ответы на эти и остальные вопросы мы сможем получить только со временем. На следить за развитием AT&T придется тщательно: стоит одной компании серьезно нарушить сетевой нейтралитет, как по ее дорожке проследуют все остальные.
Фото WarnerMedia, AP, Reuters, Variety, ArsTechnica