Дом с привидениями: что скрывают склады FILM.UA
Костюмерные и реквизиторские - это особый мир, живущий по своим законам и хранящий множество тайн. На FILM.UA склады костюмов и реквизита живут по закону сохранения энергии – ничего никуда не девается: вещи, появившиеся для определенного проекта, оседают на стеллажах складов и начинают жить собственной жизнью, кочуя из проекта в проект. Вместе с «хозяйками» всех этих богатств я попыталась отследить круговорот реквизита в проектах, а заодно посмотреть, чем разжилась киностудия за 10 без малого лет существования.
Попав на склад реквизита - ангар с приглушенным светом, заставленный мебелью, посудой, бытовой техникой и кучей девайсов, предназначение которых известно лишь Богу и художникам-постановщикам, я, признаться, слегка растерялась. А потому попросила начальника склада реквизита Наталью Веселку начать с самого интересного:
- Пожалуйста - старая мебель, приехавшая к нам с проектов «Московская Сага» и «Тяжелый песок». Такой ни у кого больше нет.
- Когда она была сделана?
- 40-е, 50-е годы. Мебель, действительно, эксклюзивная – такой уже нигде не найдешь, и мы очень бережно относимся к ней, стараемся поменьше травмировать. Это настоящее дерево, которое, к сожалению, склонно к разрушению.
- Наверное, требует хранения в специальных условиях?
- Неплохо было бы провести реставрационные работы - было бы здорово, если бы у нас была такая мастерская или какое-то подразделение. Хорошо, что сейчас Олег Цьось появился, который на все руки мастер, но один он не справится – объемы очень большие.
- Это уже 50-е годы, – указывает Наталья на буфет со стеклянными дверцами. - Типичная советская мебель. У нас 3 таких буфета, к которым мы бережно относимся, потому что они очень знаковые и хорошо «работают» в кадре. Есть у нас еще один раритет – поворотное трюмо, правда, сейчас оно на съемках.
А вот еще одна вещь, «работающая» постоянно - чугунная ванна на золотых лапах. Правда, я не знаю, как вы ее сфотографируете - тут трупы лежат.
На «трупы» внимания не обращаем - смотрим на золотые лапы
- Вещь современная, но очень дорогая и тяжелая, поэтому ее легче арендовать у нас, чем купить или арендовать в магазине - царапины-то неизбежны даже при самом бережном отношении. Вот ее и арендуют - для сериалов, телепроектов и даже клипов.
- Вот часы, которые очень часто снимают – они были практически во всех наших военных проектах: «Охоте на Вервольфа», «Паршивых овцах», «Доставить любой ценой»... И не только в наших. Их сделали в советское время, но когда именно, понять сложно - очень-очень хорошо замаскировали под старину. Видите, стилистика 40-50-х годов, но думаю, вещь моложе.
- А здесь у нас - склад чемоданов, они тоже приехали с «Московской саги» и «Тяжелого песка». Их более 130 штук, и все раритетные, военного времени. Наш склад вообще начался с этих чемоданов и этой мебели. Рассказывали, как привезли три фуры из Щорса и «временно» пристроили в это помещение. Когда я пришла, вообще не понимала, что тут: верх шкафа, к примеру, мог быть в одном месте, а низ – в другом. Стеллаж был один-единственный, так что пришлось собирать из подручных средств, приносить из бомбоубежища, специально закупать – по капле, в общем, собирали.
Мое внимание привлекла запыленная швейная машинка Singer - а вдруг, думаю, та самая, со счастливым номером?
Советских машинок здесь тоже предостаточно
- Машинка тоже снимается, но не могу сказать, что часто. Это тоже с «Московской саги». Была оттуда и посуда, но уже все перемешалось – многие раритеты наши художники покупали на «птичке».
Что откуда пришло, уже и не вспомнить
«Современная посуда у нас здесь. Это все тоже пришло с проектов, начиная с «Сердцу не прикажешь»
- Много посуды разбивается на съемках?
- Процентов 10 уходит, что касается не только бьющегося реквизита. Но, как правило, наши проекты восстанавливают, либо делают достойную замену.
«У нас даже есть настоящая печка-буржуйка - маленькая, но раритетная. А на улице стоит большая, правда, современная - ее делали под «Страсти по Чапаю»»
А эта вещица перекочевала на склад с нашумевшего военного сериала. Угадайте, какого?
Еще немного старых утюгов
и стулья с "Московской саги"
Убедившись, что склад произвел на меня неизгладимое впечатление, Наталья Веселка предложила осмотреть вторую часть своих владений - более светлую и не так похожую на фильмы с привидениями.
«Раньше здесь был заводской цех, отовсюду торчали балки и арматура. А когда у нас начался сериал «Территория красоты», реквизит стали спонтанно заносить сюда»
По легенде, второй склад начался с этого буфета
На складе - постоянное движение, простаивающего реквизита попросту нет: если освободилось место, его тут же заполняют вещи с проекта, который как раз сдается
- У нас очень много медицинской аппаратуры советского времени – тоже большая ценность, пришедшая с проекта «Женский доктор». Художник Инга Житняя обещала рассказать, что как работает, потому что тут много действующей техники.
- Вот недавно «Чапаев» сдал фонари, делавшиеся специально под него.
- То есть, это не раритет?
- Копия: внутри - металлический каркас, а вокруг - пенопласт, только крепкий, не рассыпающийся. Их художники проекта (Сергей Чижов и Андрей Гречишкин, - Няня) сами делали.
«Вот интересная вещь, тоже из «Тяжелого песка». Мы называем ее бюро»
- В каких проектах использовалась раритетная мебель?
- Практически все предметы (может, кроме пары шкафов ) работали в наших проектах. К тому же, ее арендуют: недавно, к примеру, Star Media снимала проект «Анна Герман» – они брали у нас много мебели и оружие.
Здесь есть даже школьные парты
А вот, собственно, и оружие,
надежно спрятанное в ящики. Оно появилось после «Охоты на Вервольфа», а потом работало в проектах «Доставить любой ценой», «Дорога», «Паршивые овцы», «Баллада о бомбере», «Страсти по Чапаю»...
И мягкая мебель - на засыпку
- Много чего сейчас нет на складе. К примеру, для проекта «Лист ожидания» закупили красивый мягкий уголок, а сейчас он используется на съемках ситкома «Такси».
- Для чего отдельный склад?
- Мягкая декорация сильно накапливает пыль, а в том помещении обстановка пыльная – раньше был цементный цех. Пыль до сих пор летает по территории.
«Подушек у нас много-много»
Прочего мягкого реквизита - не меньше
Шнурки
А ночью этот зверь оживает и бродит по коридорам...
Вдоволь насмотревшись на реквизит, я отправилась в костюмерные, которых на FILM.UA, как и складов реквизита, несколько.
- Здесь у нас - украинская милиция, - рассказывает начальник склада костюмов Ирина Музычук. - А российской сейчас нет – она работает на проекте «Оборотень в погонах».
А вот - медицинские одежки, участовавшие в проектах «Женский доктор», «Лист ожидания» и «Территория красоты»
Халаты рожениц из «Женского доктора»
- Невесты у нас - сплошь и рядом, продолжает Ирина, – во всех проектах.
- Это дубль с «Листа ожидания»: герои ехали через стройку и на невесту падала плита.
- Сейчас проект «Такси» снимается, в котором была история история о женщинах, захвативших автопарк. Все они были в костюмах а-ля Барби.
- А вот мы к юбилею Сергея Леонидовича клип снимали.
- Изначально «бэнд Созановского» должен был играть вот в этом, но в последний момент передумали.
По словам Ирины, на складе хранится более 18 тыс. предметов. И это - только женская одежда. Под этим помещением находится еще 6 складов – мужская, немного театральной, военная, верхняя одежда и обувь
Бальные платья - отдельная тема, их часто арендуют проекты, не связанные с кино
Одежки из "Страстей по Чапаю"
Словно зная, что мы говорим о "Чапаеве", пришла Алена Гресь, работавшая в этом проекте
Новогодняя елка из вешалок бывает только у костюмеров
А это - маленький аксессуарный склад
И "кровавые" крылья под потолком
Ирина показывает кокошник Андрея Данилко
- У его костюмера на нашем складе брали интервью для документального проекта Маши Ефросининой, - рассказывает Ирина. - После съемок они нам подарили этот кокошник. Вот так этит цацки попадают сюда практически со всех проектов.
- Недавно у меня был большой отбор на «Анну Герман», сейчас «Большая разница» возится, Каневский музей военную одежду арендовал, прошлым летом делала инсталляцию еврейская община – костюмы увозили в Израиль.
- А что они брали?
- Тема – Холокост, они брали вещи тех годов, «киношные».
«Оборотень в погонах» сдал обувь
- «Интер» в позапрошлом году снимал сказку «Алые паруса» и костюмы остались у меня. Вот это - моряки,
это у них там был дурдомчик,
а вот - мэрский костюм. Мэра, кстати, играл Юрий Стоянов.
- А шинели откуда?
- Это «Чапаев». Форма австрийских солдат – галифе и кители, а это их шинели. Работа Алены Гресь, с которой вы только что познакомились.
- А раньше мы сняли «Дело было на Кубани» - вот костюмы кубанских казаков.
- Для военной одажды у нас - целый склад, в котором мне еще нарастили трехметровые стойки. Но она все равно не помещается – война, судя по всему, еще будет сниматься и сниматься.
- А вот у меня есть одежда Гитлера. Его играл Миша Ефремов в «Охоте на Вервольфа»: был парадный костюм, и плащ, и фуражка – все «правильное», очень хорошо выполнено.
- А вот костюм а-ля генералиссимум. Неохотно я его даю (улыбается), потому что это очень редкие правильные вещи. А с «Вервольфа» и «Бомбера» у нас остались награды – и советские, и немецкие. За ранение, за отвагу...
- Настоящие?
- Копии, но очень хорошо сделаны: даже когда камера близко берет, они правильно смотрятся.
Академические значки - тоже с «Чапаева»
Костюм - оттуда же, в таких снимали охрану Троцкого
- А дальше полки и подоконники забиты солдатской «хэбэшкой» и телогреечками – окопными. Они чистенькие, залатанные-перелатанные, но правильные.
- Вот «Нюхач» отобрался, а вот сдалась «Дорога» - ботинки, которые негде раскладывать, все просто забито.
- Как вы в них разбираетесь? Это же нереально запомнить…
- А и не надо: я на одну сторону выкладываю средние размеры, на другую – большие. Ну, пока так, а в перспективе мы построим новый склад.
Склады реквизита и костюмерные произвели на меня впечатление локации для какого-то фильма с духами и привидениями. Тут, по-моему, и детектив можно снять, и магическую историю - в общем, интереснейшее место. А хранители этого всего - прямо как члены какого-то тайного ордена - уж слишком много знают... Буду сюда захаживать, рассказывать вам, духи каких новых фильмов осели в реквизиторских FILM.UA.
Фото Яны Новоселовой