«Французская весна» в Украине: кино, театр и то, что важнее политики
Даже если в новостях сплошная паника, жизнь, как справедливо поет Тина Кароль, продолжается. На каждой премьере, открытии и прочих культмассовых мероприятиях звучит один и тот же вопрос: «А вы не думали перенести?» И ответ на этот вопрос - касательно кино - я получила еще в январе, на открытии «Вечеров французского кино»: в смутные времена кинематограф должен говорить громче, чем в обычные.
С мыслью о значимости для культурной жизни страны открывалась и 11-я «Французская весна» - без обычного уличного шоу и адского перформенса старт фестиваля получился тихим, но ведь главное в таких делах - контент.
Поскольку именитых гостей на пресс-конференции собралось немного, ажиотаж образовался вокруг одной точки - Павла Гудимова.
Собственник галереи активно задействован в проекте французов, так что отчитываться было о чем
Но перед этим предусмотрительные журналисты обзавелись на регистрации новыми молескинами
Даже сами организаторы задумались, не взять ли себе несколько - симпатичные ведь штуки
Киноавторитет и партнер «Французской весны» Денис Иванов с супругой с интересом рассматривают программу фестиваля
Пресс-конференцию открыл Олег Соснов, помогавший с переводом - все прочие ответственные лица вещали, как и полагается, на французском
Главный ответственный за «Французскую весну» - директор Французского института Эрик Тозатти - поделился самым важным
- В этом году мы решили отказаться от громкого открытия. Не будет ни уличного шоу, ни артистов. Мы посчитали, что это неуместно в сложившейся ситуации. Неоднократно поднимался вопрос, не отменить ли вообще мероприятия, но мы пришли к выводу, что нельзя отказываться от «Французской весны». С 2004 года мы строим мост между французской и украинской культурой, интегрируем, так сказать, Украину в Европу в культурных сферах. А в этом и есть суть происходящего и все чаяния народа. Мы полностью поддерживаем украинский народ, и таким образом еще раз демонстрируем свою солидарность.
Речь - практически для кандидата в президенты
Но была и конкретика
- Хочу отметить, что в этом году мы существенно расширяем географию «Французской весны». Фестиваль давно вышел за пределы только Киева, а в 2014 году охватит 9 городов Украины. Сразу оговорюсь, мероприятия были запланированы на 11 городов, включая Симферополь, и Севастополь. По понятным причинам эту часть программы пришлось отменить или перенести... Расширяем мы и программу - в этом году у нас запланированно больше мероприятий во всех сферах культуры, чем когда-либо.
Краткое приветствие от спонсора - слово отелю «Премьер Палас»
Журналистов и гостей собралось немного - видимо, тоже считают, что не время для развлечений
Слово взял Венсан Гийом, классик современной французской драматургии
- Мы хотели к этой «Французской весне» подготовить несколько постановок. Последние годы я в Украине 6 месяцев в году, работаю в театре им. Леся Курбаса. И в этом году мы планировали нечно невероятное - но... Весь наш театр очень близко переживал события киевской зимы. А в феврале в дни расстрела Майдана погиб один из наших сотрудников, Андрей Мовчан. Так что мы делаем только одну постановку, в память об Андрее - «На осколки».
Атташе Франции по вопросам культуры Франки Бландо перевел разговор в менее политическую плоскость, связался с Францией по скайпу и представил Стефана Рикорделя, режиссера другой театральной постановки - «Проездом»
Задействованный в ней актер Дмитрий Ярошенко обнаружился в зале
Особую благодарность вынесли и Гудимову - за то, что уже не первый год сотрудничает с фестивалем
Вот так, кратко и эффективно, открылась «Французская весна»
Хотя плюшки тоже были
А также фото на память...
и стендапы с эксклюзивами в новости
Пока гости вели высокоинтеллектуальные беседы,
я решила выяснить у Дениса Иванова подробности кинопрограммы «Французской весны»
- Как «Артхаус Трафик» мы прокатываем только один фильм этого фестиваля - «Китайскую головоломку» с Одри Тату, но мы, как всегда, помогали с программой всего фестиваля. Мне кажется особенно уместной и актуальной сейчас ретроспектива фильмов «Новой волны» - теперешней Украине очень созвучны Годар, Шаброль, Варда.
Мне кажется, особенно важно сейчас не очернять культурные мероприятия как танцы на костях, а понимать, что культура сейчас - даже важнее, чем политика. Ведь человек определяет себя принадлежным какой-то национальности не по тому, на каком языке он говорит, или в какой стране родился, а по культурной среде, к которой принадлежит. Это и СМИ, и кино, и вся культурная сфера - они формируют ощущение принадлежности к определенной идентичности. Ведь Крым мы потеряли не из-за военных, наших или российских, а потому, что там многие себя не ощущали как часть Украины.
- Шла речь о том, чтобы отменить фестиваль...
- Да, весь январь, февраль и март мы каждую неделю созванивались с организаторами. Они меня постоянно спрашивали - а уместно ли сейчас будет проводить «Весну»? Мы неизменно приходили к выводу, что не только уместно, но и необходимо.
- И ваш новый проект - детский кинофестиваль в мае - тоже в силе?
- Да, полностью. То есть, настолько в силе, насколько мы можем быть в таких условиях. Как и «Французская весна», мы тоже планировали мероприятия в Севастополе и Симферополе, а теперь вынуждены от них отказаться. Надеюсь, до мая у нас больше ничего не аннексируют. Других подробностей не расскажу. Мы сейчас активно готовимся, и в середине апреля устроим большую презентацию фестиваля, а до этого у нас режим молчания.
- Сейчас в связи с кинопрокатом в Крыму возникает масса вопросов юридического характера.
- Мы пока с этим не столкнулись. «Далласский клуб покупателей» - последний фильм, который мы прокатывали в Крыму - прошел, как и было запланировано. Мне не очень приятно это констатировать, но Крым для артхаусного кино никогда не был перспективным рынком. В лучшие времена полуостров составлял менее 1% нашего рынка. Но ситуация с прокатом, точнее, ее правовая сторона, сложнее и запутаннее, чем вам кажется. Мы пока что занимаем выжидательную позицию, думаю, многие прокатчики также. Что касается сетей кинотеатров - вот они оказались в действительно сложном положении.
Впервые на моей памяти «Французская весна» берет не яркими шоу, а скромным обаянием буржуазии. Но основная мысль верна - нельзя позволить оккупации проникнуть в сердце и голову, и помешать культурной жизни. В любом случае лучше смотреть классику французской «Новой волны», чем итоговый выпуск новостей на «России 1».
Фото Иванны Зубович