С мультфильмом в сердце. Есть ли будущее у украинской анимации?
Мы живем в очень непростое время. С одной стороны, нет ни одной отрасли, которую обошел кризис. С другой - даже на самом глубоком дне всегда находятся оптимисты, не устающие твердить, что этот самый кризис - золотое время новых возможностей. Впрочем, ни те, ни другие обычно не уточняют, что это за возможности и как их правильно использовать. Но у меня для вас хорошие новости: по крайней мере одну сферу можно спасти, и это анимация.
Вчера свои двери для всех желающих открыл десятый тематический фестиваль LINOLEUM. Ну а поскольку его организаторы не намерены останавливаться на достигнутом, и планируют отпраздновать еще не одну круглую дату, перво-наперво было решено поговорить о насущном - собственно, будущем украинской анимации. По этому поводу на столичный «АртПричал» слетелся целый десант отечественных мультипликаторов, и пропустить такое я, конечно же, не смогла.
Встречал гостей Эль Кравчук собственной персоной
Пиарщики мероприятия из компании «Дель Арте» - Юрий Гулевич и Ольга Стельмашевская - держали на пульсе сразу четыре руки
А вот и первые спикеры - Андрей Мелицкий и Егор Олесов в сопровождении Полины Толмачевой. Ей, кстати, была отведена особая роль модератора предстоящего круглого стола
Пока народ подтягивался, Владимир Лыков из компании «Тунгуру» лично решил опробовать качество забавных кресел-мешков. По-моему, остался доволен
Хотя тут еще пробовать и пробовать
Гости тем временем тщательно изучали программу фестиваля, чтобы быть во всеоружии
А у некоторых нашлось время подумать о вечном, благо, место у реки располагает
Михаил Царев приготовился не только внимательно слушать, но и записывать
Итак, все на своих местах - можно начинать
Желающих поговорить о судьбах украинской анимации собралось немало. Кроме уже обозначенных Олесова, Мелицкого и Лыкова, пришли также Елена Голубева из научно-производственной студии «Червоний собака», маркетинг-директор канала «ПлюсПлюс» Ирина Мельничук и исполнительный директор QTV Илья Семенов.
Как только все заняли свои места, Полина Толмачева задала тон дискуссии: вспомнив об успехах анимационной отрасли во всем мире, она предложила собравшимся начать разговор с их видения вопроса, есть ли в Украине кадровый и творческий потенциал, чтобы когда-нибудь «догнать и перегнать».
Первым ринулся в бой гендиректор студии ANIMAGRAD Егор Олесов:
- Думаю, что все стоит разделить на две составляющие: творческий и денежный потенциал. Относительно первого, мне кажется, у нас в стране очень много талантов, в том числе и молодых. Креативная составляющая действительно очень сильная, главное - научиться направлять энергию в правильное русло. Относительно ресурсов ситуация следующая: если мы говорим о большой прокатной анимации, которая может составить конкуренцию на мировом рынке, то мы понимаем, что реального опыта ни у кого не было. Сейчас в этом отношении делаются первые шаги, и дай бог, чтобы они были успешными.
В то же время нужно понимать, что сегодня меняется структура работы над проектами: мы знаем, что многие крупные западные студии размещают большое количество своей работы в Индии, Китае, Малайзии. То есть, если мы здесь, в Украине, создадим мощный креатив с интересными персонажами, то дальше сможем совмещать наш ресурс с аутсорсинговыми странами, и таким образом выйдем на мировой уровень. Но главная задача сейчас - не растерять тот творческий потенциал, который у нас есть. Ввиду ситуации в стране, очень многие, к сожалению, смотрят на запад, и наша задача, как руководителей крупных студий, создать специалистам такие условия, чтобы им было комфортно работать на родине. Я думаю, мы можем это сделать.
Голубева спичем коллеги вдохновилась, но решила увести разговор в другое русло:
- Для меня основной вопрос заключается в наличии аниматоров. У нас достаточное количество режиссеров, и я не буду говорить о креативе. Во-первых, режиссер без постановки в течение семи лет все-таки теряет свой профессионализм. Если в украинское кино за годы независимости деньги вкладывались, то в анимацию - практически нет. И те люди, которые получили образование в этой сфере, потом попросту не смогли реализовать полученные знания. Второй вопрос - у нас нет класса профессиональных аниматоров. Это ведь тоже огромные инвестиции: хорошего аниматора нужно начать растить лет с 12-ти. Но мы не можем дать подросткам, которые приходят к нам, дальнейший путь: отсутствие инвестиций для постоянного производства фильмов дает очень сильный кадровый отток.
Коллега Олесова по студии ANIMAGRAD Андрей Мелицкий, послушав о печальных реалиях современной украинской анимации, решил привнести толику оптимизма:
- Проблема действительно существует, поскольку у нас нет школ современной анимации, а в классических вузах современным технологиям уделяется мало внимания. Но, в то же время, есть большое количество различных онлайн-курсов, воркшопов, где можно учиться у специалистов с мировыми именами. Так что возможность получать знания есть.
- Анимацию нужно сделать модной. Так это, например, происходит во Франции: тысячи студентов понимают: сейчас они учатся, а через три-четыре года будут работать либо с Nicelodeon, Universal, Pixar и так далее, либо с крутыми местными компаниями. По этому пути нужно идти и в Украине: всеми возможными способами доносить до молодежи, что индустрия есть, и она модная, интересная и перспективная. Тогда специалисты появятся сами собой, - многозначительно добавил Олесов. Потому что знает человек, о чем говорит.
Отмалчивавшийся до этой поры Лыков из небольшой анимационной студии «Тунгуру» наконец заговорил. Да не просто так, а вкусными метафорами:
- Специалистов в Украине можно сравнить с хорошими семенами. У нас есть действительно хорошие анимационные школы. Но теперь представьте, что этих семян у вас немного, хватает только на то, чтобы засеять небольшой участочек земли, урожая с которого хватит на одну буханку хлеба. В то же время в Европе или США засеивают целые поля, а урожай собирают комбайнами. Словом, хорошие семена есть, но условий для того, чтобы они могли прорасти - нет.
Ну а раз нет условий, их нужно непременно искать, правильно? А раз так, то необходимо хотя бы приблизительно знать, на что рассчитывать. Исходя из этих соображений, Полина плавно перевела разговор из абстрактного русла в конкретное, предложив обсудить мучающий всех и вся финансовый вопрос.
- Елена, скажите, сколько стоит минута анимации в Украине, и как эта цена отличается от мировой?
- Аниматор измеряет время не в минутах, а в секундах. Пять лет назад секунда классической рисованной диснеевской анимации стоила $170. Но, в связи с тем, о чем говорил Егор - появление и распространение аутсорса - стоимость мировой анимации сильно упала, и порой в Китае стоит $5 за секунду. Естественно, мы в Украине не можем позволить себе таких цен. Наши специалисты могут согласиться на $20-30. Но это цена за самую простую работу, которая никоим образом не будет двигать индустрию в целом, так что для меня это, скорее, вопрос инвестиций, причем очень долгосрочных. Ведь индустрия - это постоянный рост, внедрение новых технологий, осваивание новых техник, - снова принялась жаловаться Голубева.
У Олесова немного другой взгляд на проблему:
- В вопросе стоимости все очень сильно зависит от типа анимации, ее качества и еще многих факторов. Елена обозначила цены на черновой продукт, но если говорить о готовом продукте с озвучкой, музыкой и прочем, то цена колеблется от $2 до $15-20 тысяч за минуту в случае сериального телепроизводства, и $40-50 тысяч за минуту в случае прокатной анимации, если ориентироваться на бюджет в $4-5 миллионов за весь мультфильм. Что касается запада, то там бюджеты часто превышают сотню миллионов, а значит и стоимость минуты соответствующая. При этом, мы должны понимать, что в эту цену включены бешеные гонорары актерам, известным композиторам и так далее.
Продолжая денежную тему, Владимир затронул вопрос продажи лицензированной продукции по мотивам отечественных мультиков: во всем мире, это, дескать, распространенная традиция, а у нас и прецедентов-то практически нет. А еще высказал любопытную мысль, что качество контента соответствует поставленной задаче - никто не гонится за идеалом.
- Есть, например, мультфильмы для изучения языков. Так вот, звуковой ряд там будет очень высокого качества, а картинка такая, будто рисовал школьник. Тем не менее, этого более чем достаточно, и продукт в итоге пользуется популярностью.
Наконец, когда производители контента высказались, настало время телеканалов. Естественно, самый волнующий вопрос: каким должен быть мультфильм, чтобы он попал в телевизор.
- Мы ставим в эфир мультфильмы украинского производства, но проблема в другом, - сразу обозначила свою позицию Ирина Мельничук. - У нас в стране нет такого спроса на анимацию, чтобы не просто производить ее, но и все время обучать специалистов, повышать их уровень. Существующий спрос практически полностью удовлетворяется мейджорами, которые заходят на наш рынок, предлагая не один и не два мультика, а целый пакет. Более того, у этих мейджоров есть обкатанная аудитория и готовое лицензирование: ребенок еще не видел мультиков про Микки-Мауса, но уже прекрасно знает, кто это такой. На сегодняшний день в Украине невозможно производить анимацию уровня Disney. Более того, если вы принесете нам на канал мультфильм и скажете, что готовы отдать его в эфир бесплатно, мы его не возьмем: он нам незнаком, мы не знаем его аудиторию и не будем рисковать рейтингами.
Вопрос даже не в стоимости производства. Прежде всего, нужно понимать, что перед тем, как поставить продукт в эфир, должна быть проведена огромная подготовительная работа. У наших мультипликаторов, к сожалению, нет понимания того, чего от них ждет аудитория, и в этом, на мой взгляд, кроется главная проблема.
Илья Семенов оказался вполне солидарен с коллегой, ответив твердым «Нет!» на вопрос, поверил бы он в то, что кто-то может произвести условную украинскую «Футураму».
- Во-первых, я уже давно в анимационном бизнесе, и не было ни одного человека, который бы пришел и сказал, что у него есть целый анимационный мир, с которым он хотел бы познакомить зрителя. Во-вторых, мы хорошо знаем, что нужно нашей аудитории: зритель прекрасно смотрит «Губку Боба», «Симпсонов» и «Футураму», и не нужно пытаться заместить эти продукты.
Ну а поскольку вопрос показа украинского контента в эфире украинских телеканалов встал особенно остро, Ирина сочла нужным расставить все точки над «і».
- Я хочу, чтобы все понимали: телеканалы при выборе продукта руководствуются только тем, будет ли его смотреть зритель. Мы не можем отвечать за то, что наши дети не смотрят отечественные мультфильмы. Конечно, мы бы хотели ставить их в эфир, но не можем идти на риск. Более того, мы не являемся теми, кто не пускает контент к зрителю - сегодня существует масса путей его доставки, например, интернет.
В связи с вышесказанным, у Ирины нашелся союзник в зале, представившийся продюсером небольшого украинского анимационного продакшена.
- Я понимаю и поддерживаю эту точку зрения: мы еще долго не сможем тягаться в качестве продукта с мейджорами. Каналам же абсолютно бессмысленно идти на риск, беря в эфир контент только потому, что он отечественный. У нас получается замкнутый круг: канал не берет наш контент в эфир, потому что зритель не будет его смотреть, а инвестор не вкладывает в него средства потому, что непонятно, каким образом он их вернет.
Точку в вопросе умело поставил Владимир:
- Чтобы наш продукт попал на телеканалы, необходимо искать какие-то компромиссные варианты, договариваться. Нужен диалог между всеми игроками рынка, и в таком случае все может получиться.
На этой оптимистичной ноте слово передали динозавру украинской анимации Евгению Сивоконю. До этого момента он сидел молча, но, как оказалось, был вполне готов внести свою лепту в дискуссию.
- Меня огорчает, что процентов 80 нашего разговора посвящено рынку, менеджменту и всему такому прочему. Я бы хотел акцентировать внимание вот на чем: уже много лет я занимаюсь преподаванием, и то, чему я стремлюсь научить своих студентов - это авторская анимация. Дело в том, что коммерция - это хорошо, но перейти в нее из авторской анимации куда проще, чем наоборот. Главное, на чем стоит делать упор сегодня в Украине - это профессионализм, а после этого появится и рынок.
Подискутировав еще немного, спикеры все же сошлись на мнении, что пациент скорее жив, и до аудитории это донести вполне возможно, используя давно проверенные за границей методы: копродукция, лицензирование и, конечно же, конструктивный и открытый диалог между всеми игроками рынка.
Слушателей в зале было не слишком много,
зато интерес к вопросу - неподельный
А вот представитель некоего Центра детского творчества напоследок еще и предложил всем клепать учебные мультики: «Чем проще, тем лучше!». Каждому свое, как говорится
Полина Толмачева, кажется, осталась довольна: работа модератора выполнена на все сто
Алена Стародубова тоже не унывает: будущее-то у мультиков есть!
А вот кому приходилось все время трудиться в поте лица, так это Кравчуку:
то порядок на локации самостоятельно наведи,
то с руководством переговори...
Зато в том числе и его стараниями мы теперь в курсе: анимации быть, как и конструктиву между всеми к ней причастными. Приходите на «АртПричал», убедитесь в этом сами - времени еще достаточно.
Фото Кирилла Авраменко