«Единственный шанс наших стран снять хорошее кино - копродукция». Как итальянцы снимают кино в Украине
Лесом дремучего законотворчества и мелкими шагами Украина все же движется в верном направлении - к международной копродукции в сфере кино. И пока проект №3081-д о поддержке кинематографа ждет своего звездного часа, отбиваясь от нападок пиратов и сочувствующих и выдерживая испытания комитетами, караван идет. Например, в прошлый четверг на самой окраине Киева - Столичном оптовом рынке - начался съемочный процесс фильма «Изи», долгожданной копродукции Украины и Италии.
У журналистов первый съемочный день вызвал понятный ажиотаж - продюсер Олег Щербина еле успевал на вопросы отвечать
Вкратце о проекте я вам уже рассказывала. Напомню все известные подробности. «Изи» - это комедийный роадмуви (кино о путешествии), в центре которого - Исидоро, итальянский гонщик Формулы-3, чья спортивная карьера на закате. Изя, как его ласково переименовали украинцы, везет из Италии в карпатское село гроб с погибшим на стройке рабочим (комедия будет черной, как вы догадались). Главную роль исполнит обладатель «Золотого глобуса» Никола Ночелла.
Андреа Маньяни, режиссер «Изи», признался, что Украина в сценарии проекта - случайность
Съемочная группа интернациональна, как и фильм: украинские и итальянские продюсеры (Fresh Production в лице Олега Щербины и Юлии Чернявской, а также Bartleby Film и Piligrim Film), инвесторы (Госкино Украины и Министерство культуры Италии) и звезды (Барбара Буше и Остап Ступка). Но в целом, картина - детище итальянца, режиссера и автора сценария Андреа Маньяни. Который, кстати, совсем не стремился снимать свою картину именно в Украине - просто ему довелось попасть в нашу страну в гости, где Fresh Production убедили его, что лучшего партнера для копродукции не найти.
Бюджет ленты - около миллиона евро, съемочный период - 7 недель, 6 из которых продакшен проведет в Украине. Премьера запланирована на 2017 год.
Глава Госкино Филипп Ильенко объяснил, что участие агентства в фильме - дело принципа
- Государство должно поддерживать стремление украинского кинематографа сотрудничать с европейскими продакшенами. Это ведь не только дополнительные способы привлечь инвестиции и найти рынки сбыта, копродукция - не исключительно экономическое решение для фильма. Это культурный обмен, это вливание в украинский кинематограф международной экспертизы, это расширение связей между кинематографистами и формирование имиджа Украины для иностранного, в первую очередь европейского, зрителя. А наш имидж, поверьте, требует формирования, - поделился Филипп.
Остап Ступка сыграет в картине роль священника
- Меня зацепил взгляд Остапа, - рассказал об украинском кастинге режиссер Маньяни. - Он умеет дать такой странный взгляд, диковатый, который убедил меня, что он - идеальный кандидат на роль.
Fresh Production в лице Щербины и Чернявской радуются съемкам, несмотря на стремительно ухудшающуюся погоду
Камера, мотор, и оптовый рынок успешно превратился в... украинско-венгерскую границу. Не ожидали?
А вот и Никола Ночелла - пытается попасть в Украину
- Мне сразу понравилась эта роль, одна из лучших, что мне предлагали. Вы видите, я не так чтобы герой-любовник, для кинематографа я полненький, и мне редко предлагают интересные главные роли. Но здесь моему герою предстоит встретить много персонажей, раскрыться, понять, кто он есть, совершить путешествие не только по Украине, но и вглубь себя, - поделился своим энтузиазмом Никола.
А вот и тарелка - итальянцы присоединились к украинской кинотрадиции бить на счастье посуду
Били по-латински, со страстью и размахом
И сохранили на память самое лучшее
А пока суть да дело, мне удалось пообщаться с итальянским продюсером «Изи», Киарой Барбо (ее коллега Джанапаоло Смиралья был увлечен процессом съемок):
- В Италии этот фильм поддерживает Министерство культуры?
- Да, производством занимаются две частные компании - Bartleby Film и Piligrim Film, а финансирование предоставило Министерство культуры и региональный фонд поддержки кинематографа в Триесте. Кроме того, у нас есть частный инвестор, а в Италии - ребейт.
- При этом большая часть фильма будет снята в Украине?
- Да, в Триесте будет только одна съемочная неделя, остальные 6 - в Киеве и Карпатах. В центре сюжета - путешествие главного героя по Украине.
- То есть Италия как государство поддерживает фильмы, снятые и не в Италии?
- Конечно, у нас ведь главный герой - итальянец. Но вообще решение о поддержке фильма государством не принимается костно, каждый раз Министерство культуры решает, поддержать ли конкретный сценарий. В нашем сценарии необходимо, чтобы герой путешествовал, и обязательно не в Италии. Это все понимали, и все равно решили, что фильм достоин поддержки.
- Как вы решаете языковой вопрос?
- Ой (смеется). Это очень сложный вопрос, правда. У нас на площадке будет каша из итальянского, английского, украинского и русского. И в фильме, на самом деле, тоже поначалу будет такая каша - в первой части по сценарию должно быть много недопониманий, и значительная их часть - языковая. Со временем этот вопрос решается, Изи начинает понимать и себя, и людей. Языковой вопрос у нас работает, как метафора.
- Давайте вернемся к вопросу налогового возврата, то есть ребейтов. Вы сказали, что вы сможете его получить?
- Да, в Италии. Налоговые возвраты - это очень, очень важная вещь для нашего фильма, а для итальянской киноиндустрии она стала решающей в последние годы. Единственный шанс для наших стран - таких, как Италия и Украина, у которых нет своего миллиарда жителей, как у Китая, чтобы снять хорошее кино, - копродукция.
В Италии работают две системы налогового возврата - внутренняя и внешняя. Это значит, что для итальянского фильма, который снимается в Италии, ребейт начисляется автоматически. Мы как продакшен не «получаем возврат», как это, наверное, кажется со стороны, а просто платим меньше налога, и вообще не платим некоторые налоги на итальянскую съемочную группу, итальянские локации, итальянское все. А когда мы снимаем с международным партнером, этому партнеру тоже полагаются льготы на суммы, которые он инвестирует в итальянскую экономику. В копродукции это сложнее, конечно, потому что требует больше документации, и я не могу сказать, что в Италии это работает идеально, но без этой системы мы бы, наверное, вообще не могли снимать кино.
- Какие ставки налоговых ребейтов действуют в Италии?
- Для внутреннего кино до недавнего времени мы освобождались от 40% налогов. Сейчас Министерство культуры смогло убедить правительство пересмотреть эту ставку, и мы освобождаемся от 60% налогов. Для международных компаний эта ставка немного ниже, но мы работаем, чтобы повысить и ее.
Очень важно, как мне кажется, больше говорить о налоговых льготах и кредитах в СМИ. Потому что многие инвесторы и компании, которые не задействованы непосредственно в киноиндустрии, не знают, что ребейты работают. Например, мы работали с кейтерингом в Италии, который даже не знал, что за работу над итальянским фильмом ему полагается льгота! Надо объяснять это местным бизнесам.
- Хорошо, давайте поговорим об «Изи». Такой ли это простой фильм, как говорит его название?
- (смеется) Да, вы очень правильно угадали, что это ирония. Фильм, несмотря на то, что комедия - непростой. Это путешествие человека не только по чужой стране, а по его внутреннему миру, который для него такой же чужой и незнакомый, малопонятный, как и окружение. Мы уверены, что это история, которую сможет оценить аудитория во всем мире.
- Для мировой аудитории надо искать дистрибутора.
- Да. Для Италии у нас дистрибутор уже есть, кстати. Но мы надеемся показать фильм на фестивалях, и найти там международного дистрибутора.
- Я слышала, не так давно итальянский фильм порвал бокс-офис.
- Да, он собрал самый большой бокс-офис в истории нашей страны. Но это, конечно, заслуга главного героя и актера, который наш итальянский Саша Барон Коэн - он интересен сам по себе, особенно итальянцам. Мы не удивились, когда фильм собрал такую кассу. В остальном прокат итальянского кино не так хорош, как хотелось бы.
- Почему?
- Тому много причин - зрители меньше ходят в кино вообще, только на блокбастеры. А за государственные деньги снимают не блокбастеры, а другой тип кино. Мне кажется, проблема национального кино, наверное, и украинского так же, как итальянского - в канале дистрибуции. Мы снимаем фильмы, которые зритель хочет увидеть, но он не хочет смотреть их в кинотеатре. Наверное, решение - это VOD, как Netflix, или другие интернет-каналы. Частично решение - это телевидение. В общем, мне кажется, зритель наших фильмов есть, но он не в кинотеатрах, а где-то еще.
- Если бы вам предложили еще одну копродукцию с Украиной, вы бы согласились?
- Обязательно! Но дело не в стране, а в сценарии. Люди везде одинаковы, и мы можем понять персонажа, будь он хоть итальянцем, хоть украинцем, хоть нигерийцем. Главное, чтобы в сценарии речь шла именно об этой, общечеловеческой истории персонажа. Даже полное непонимание украинского языка не мешает Изи понять украинских героев фильма - если у меня окажется еще один такой же сценарий на столе, я с радостью возьмусь его продюсировать, и в Украине в том числе!
На этой радостной ноте оставляю вас с мыслями - и о налоговых возвратах, и о каналах дистрибуции, и, что главное, об общечеловеческих ценностях.
Фото - пресс-службы Fresh Production