Все о виртуальной реальности: как снять, смонтировать и посмотреть ролики VR 360 в Украине
Иногда в погоне за новыми технологиями изобретатели забегают вперед настолько, что за ними не угнаться. Если вы уже полгода из каждого утюга слышите про виртуальную и дополненую реальность (даже я, признаюсь, много об этом пишу), но до сих пор нигде ее не видели и не совсем понимаете, что же это такое, сегодня нам с вами повезло. Специалисты из компании DCU разрешили мне с фотографом вломиться в святая святых, рассказав и показав в подробностях, что такое VR (Virtual Reality) и панорамное видео 360°, как это работает и как его посмотреть в домашних условиях.
Поводом для нашей встречи стало не только мое любопытство, но и премьера нового 360-видео производства DCU и FILM.UA Group — создание мурала на стене Центра культуры и искусства НТУУ «КПИ» художником из Нью-Йорка Li-Hill. Чтобы посмотреть видео без специальных устройств, ставьте самое большое разрешение и крутите видео вправо/влево/вверх/вниз. А потом мы поговорим о том, как погрузиться в виртуальную реальность, не выходя из дома и не тратясь на дорогие гаджеты.
Как оказалось, все не так сложно (и дорого), как казалось. Современные технологии позволяют не только полностью создать новую реальность, но и взаимодействовать с ней с эффектом полного присутствия. А с помощью специального съемочного оборудования и софта можно создать ролик, в котором зритель сам может решать, куда ему смотреть, не ограничиваясь единственным ракурсом, выбранным оператором. И если вы зритель, от вас требуется только смартфон, кусочек картона и любопытство. Готовы?
О специфике продакшена и постпродакшена панорамного видео и пойдет сегодняшний разговор.
Но для начала - небольшая экскурсия. На входе в студию DCU меня встретили камеры для MoCap. Это не паранойя, если повсюду за вами действительно следят
Буквально повсюду
Но сотрудникам не страшно - привыкли, спокойно работают над VR и не только. Кстати, вы видите перед собой один из первых экспериментов по съемке видео 360
- В таком формате еще не существует жестко заданных съемочных рамок, поэтому есть место для экспериментов в зависимости от возможностей и задач. Например, мы начинали с того, что взяли обычный кубик Рубика и прикрепили к нему 6 камер GoPro со всех сторон - это был наш первый тест, - рассказала мне исполнительный директор DCU Александра Луценко.
И вот вам ответ на первый вопрос - как вообще получается снять видео 360. Оказалось, необходимое количество камер устанавливают на специальном приспособлении, которое называется риг (система стабилизации и креплений). Впрочем, риг для VR 360 можно как приобрести, так и сделать самому.
- Сейчас на рынке уже более чем достаточно коммерческих ригов, но мы предпочитаем разрабатывать их сами, исходя из конкретного типа съемки. С одной стороны, это позволяет подстроиться под каждую работу индивидуально, с другой - несколько усложняет подготовительный процесс, потому что важно не только собрать риг, но и точно просчитать расстояние между камерами и их положение, - пояснила мне Александра.
С ригом более-менее ясно? Тогда следующий шаг - камеры. Минимальное количество камер, необходимое для съемки панорамного видео 360, - четыре. Правда, в таком случае речь идет об очень скромном видео. Качество и особенности камер, естественно, тоже важны.
- Мы начали с самых простых камер - GoPro. Но сегодня работаем с различным оборудованием, сложность которого зависит от поставленных задач и даже от физических ограничений по съемке: например, чтобы влезть на строительный кран в INSIDERS Project, оператору нужна была, в первую очередь, легкая и компактная камера. Также мы экспериментируем со сложными вариантами, например, Black Magic. Риги могут состоять из разного количества камер - от минимальных 4 до 32 или 48, количество зависит от того, для съемки какого контента они будут использованы, - пояснили специалисты DCU.
Если вас пугает это фото, снимать видео 360 вы пока не готовы. Но смотреть - вполне!
Кстати о камерах...
И о том, куда их можно крепить
Но не камерами едиными, как оказалось. Если с видеорядом мне все стало более-менее понятно, то запись звука для него пока остается загадкой. И ее пока никто не решил.
- Кроме непосредственно видео, большую роль в VR играет звук - как один из важных инструментов для привлечения внимания, обеспечения эффекта присутствия. И сейчас мы, вместе со всем миром, работаем еще и в этом направлении - ищем, как правильно записать и конвертировать стереозвук, чтобы пользователь смог его услышать именно так, как мы задумали. Потому что еще нет простых и доступных обычному пользователю систем, способных обеспечить к полному визуальному еще и полное аудиальное присутствие (если речь не идет о системах для кинотеатров), - объяснили мне. Так что разработчиков стереонаушников-360 или систем sound capture в индустрии виртуальной реальности ждут с распростертыми объятиями.
Вы уже побежали снимать видео на четыре GoPro? Погодите, надо разобраться еще с несколькими шагами
- Снимать в 360 привычные вещи, для которых достаточно обычной камеры, - занятие бессмысленное. Нужно четко осознавать, что виртуальная реальность - это не вещь в себе, и, как только ажиотаж сойдет, она не будет интересна зрителю исключительно из-за формата. Поэтому, приступая к работе над VR видео, необходимо понять, чем именно оно будет цеплять, - сразу обозначила Александра. - Мы пробуем разные формы, форматы и жанры. Из видео, которые мы уже представили публике - бэкстейдж со съемок «Сторожевой заставы» и создания мурала в НТУУ «КПИ» нью-йоркским художником Li-Hill, экстремальные ролики в рамках INSIDER Project, рекламные бэкстейджи и промо-видео для Samsung, концерт Джамалы, сотрудничество с Ukrainian Fashion Week и еще несколько проектов, о которых я пока не могу говорить - NDA. Но вскоре мы представим еще ряд проектов, вы можете следить за обновлениями на Facebook или YouTube канале FILM.UA VR.
При этом снимать панорамное видео 360 только потому, что вы собрали риг, не стоит - нужно придумать, что именно снять. Как и в любом другом медиа, самое важное в таком контенте - хорошая идея. Но и ее недостаточно:
- Съемочный контент - наш естественный первый шаг в VR. Мы много в нем экспериментируем, но также понимаем, что контент на основе игровых движков имеет гораздо больший потенциал именно в формате окружающего интерактивного пространства. И мы обязательно начнем работать в этом направлении. А еще мы работаем со сценаристами: активно ищем авторов, сценарии для этого жанра. Суть в том, что VR - это совершенно другой сторителлинг. И мы уже нашли одну историю, в жанре хоррор, очень украинскую. Пока не могу раскрывать подробности, но думаю, будет интересно! - рассказала Александра.
- Сценарий такого видео должен быть продуман и прописан заранее до мельчайших подробностей. Например, на съемках VR-бэкстейджа «Сторожевой заставы» мы провели много времени на площадке, но выбрали только небольшой эпизод, который может быть со всех ракурсов интересен зрителю, и максимально подготовились к съемке. Во многом это похоже на первые годы в истории кинематографа, когда, снимая на пленку, режиссеры тоже должны были полагаться только на тщательное планирование и свое понимание съемочного процесса, - признались специалисты DCU.
Лично я считаю, что такой тщательный подход к подготовке - только плюс в карму всех участников процесса. Впрочем, даже если у вас есть и риг, и камеры, и гениальная идея - это еще не все.
- Видео 360, если мы говорим о профессиональном видео, недостаточно просто снять специальным оборудованием. Рабочий материал должен быть правильно сконвертирован, сшит с помощью набора кастомных инструментов и софта, затем нужна цветокоррекция, которую делают вручную, а готовое видео нужно правильно залить на видеоплатформу, - уточнили в DCU.
Что делать с отснятым разными камерами материалом, мне тоже рассказали и показали в подробностях. Вот все этапы работы с видео в постпродакшене:
Залить файлы
Подготовить к рендеру
Просмотреть материал
Вручную поправить все неточности - «сшить», как это называют специалисты
- Ни один софт не может сшить рабочий материал автоматически и при этом качественно, поэтому необходимо все править руками. Чем грамотнее просчитаны риг и расположение камер, тем меньше сложностей возникнет при дальнейшей обработке видео. Но и тут есть проблема, найти решение которой пока не удалось никому: когда объект находится очень близко, меньше чем метр-полтора от камеры, на стыке возникает параллакс, явно заметный шов, - призналась Александра Луценко.
Ну и, наконец, работа с масками
- Процесс цветокоррекции видео 360 не слишком отличается от обычного. Усложняется разве что тем, что работать приходится сразу с несколькими видео с разных камер. Снова же, чем лучше все было продумано заранее, чем точнее был собран риг и лучше конвертировано видео, тем меньше сложностей на этапе цветокоррекции, - пояснила Александра.
Финальная проверка...
И можно выпускать видео на люди
Технический директор DCU Геннадий Вишневский рассказал мне о финальных штрихах - как же показать видео VR 360 зрителю:
- Пока не так много платформ, на которых можно расместить VR-видео. И тут тоже есть свои тонкости. Например, залить его на YouTube не так просто, как кажется. Поскольку это не стандартный файл, его нужно пропатчить - подсказать YouTube, что это именно данный формат, после чего некоторое время уходит на рендер файла и его распознавание платформой. Видео 360 поддерживает и Facebook, но там качество пока ниже (HD по сравнению с 8К на YT), а вскоре его можно будет размещать на Vimeo.
Впрочем, вопрос остается насущным - если у меня нет очков виртуальной реальности и желания платить за них немалые деньги, что делать?
Александра Луценко против инсинуаций вокруг «больших денег», которые должен потратить зритель
- Мы прекрасно понимаем, что профессиональное оборудование для съемки и просмотра VR не будет присутствовать в каждом доме. Да и нет в этом необходимости. В то же время, уже сейчас можно посмотреть видео 360 со смартфона, купив обычный кардборд за 100-150 грн, а количество пользователей смартфонов у нас в стране растет. Также в этом смысле большие возможности открывает анонсированная платформа виртуальной реальности для мобильных устройств DayDream. Так что не стоит считать, что аудитория VR в Украине - это несколько гиков, инженеров, которые могут позволить себе дорогие очки виртуальной реальности: почти вся украинская молодежь потенциально может стать зрителем такого видео. И это только начало!
Я проверила - самые дешевые кардборды действительно стоят от 100 грн, более того, любители кройки и шитья вообще могут соорудить их дома бесплатно.
- Я убеждена, что сейчас в Украине, как и везде - взлет виртуальной реальности. И развивать ее нужно именно сейчас. Потому что в классических направлениях, например, анимации, сложно угнаться за голливудскими мейджорами - в первую очередь, из-за бюджетов, которые у них закладываются в работу. А в технологии VR мы все приблизительно на одном этапе развития. Многие компании экспериментируют и тестируют технологию VR: нельзя упускать такой момент, сейчас мы ни в чем не уступаем, а кое-где и обгоняем Голливуд.
На этой оптимистической ноте я вас и оставлю - пойду выбирать кардборд. И вам советую, раз уж виртуальная реальность намного ближе и доступнее, чем кажется.
Фото Кирилла Авраменко