Уроки истории от СТБ. Как канал готовится ко Дню Независимости и зачем Сеитаблаева побрили наголо
Совсем скоро украинцы будут отмечать 25-ю годовщину независимости. Третий год подряд этот праздник омрачается событиями на востоке страны, а потому без горького привкуса не обойдется. Помня об этом, телеканалы дружно ломают головы над вопросом, что бы такого предложить зрителю, чтобы он смог одновременно и удовольствие получить, и о важном задуматься. И пока одни выбирают простой и понятный путь, готовясь угощать аудиторию привычными концертами, другие напрягаются по полной, стремясь не только удивить, но и заставить зрителя выучить наконец уроки истории. Узнав, что к празднику задумал телеканал СТБ, я без колебаний отнесла его ко второй группе, и сегодня расскажу вам, почему.
Как вы уже знаете, вещатель решил отметить столь важную дату по-особенному. Сказано - сделано, и сегодня его сотрудники во главе с Талой Пристаецкой (в недавнем девичестве - Онищук) не покладая рук работают над созданием контента для праздничного эфира. Если говорить предметно, то главная фишка праздничного спецпрограммирования на СТБ в этом году - серия фильмов, посвященных людям, которые пожертвовали жизнью или свободой ради Украины. Картин всего пять, и у каждой из них - свой сюжет, актеры, жанровая принадлежность и освещаемый временной отрезок: о битве под Крутами, о Василии Стусе, о Второй мировой войне, о Небесной сотне и обороне Донецкого аэропорта.
На подступах к локации меня встретила вот такая компания. Страшновато, но оказалось, что это - массовка, изображающая политзаключенных советского лагеря, куда во время Второй мировой попал Михаил Бунь
Там, где есть заключенные, обязательно должны быть и охранники. Вооружены и очень опасны, между прочим
И четвероногие помощники тут как тут
Собаки, кстати, не простые, а очень даже дрессированные. До Графа им, конечно, еще расти и расти, но с ролью лагерных охранников они справлялись на отлично
Массовка тем временем набиралась сил
А самые активные ее представители бодро позировали моему фотографу. Видите, как профессионально человек прикладом замахивается? Не иначе, как в милиции когда-то работал
Собаки же к отдыху относятся более ответственно и в перерыве не ерундой занимаются, а борются с жаждой
Тем временем оператор Сергей Ревуцкий находится в поиске лучшего ракурса
Кстати, с этим на локации проблем не было: заброшенная ферма оказалась настолько фактурной, что без труда и особых вмешательств сошла за советский лагерь для политзаключенных (для увеличения нажмите на фото)
Над актерами, их изображавшими, вовсю трудятся гримеры
Результат, к слову, поражает - на некоторых персонажей без содрогания невозможно смотреть. И это, кстати, еще ничего: например, для фильма о битве под Крутами одному актеру «сделали» весьма правдоподобный открытый перелом
Режиссер Юлия Павлова на своем посту очень серьезна. Еще бы, столько народу целый день по жаре туда-сюда перемещать
А вот, кстати, и они - выстроились в ожидании «мотора»
Еще немного - и можно писать
Когда массовые сцены были готовы, на площадку приехал и сам Михаил Бунь, семье которого посвящен один из фильмов. Ввиду преклонного возраста, героя дня решили не томить на площадке целый день, а быстренько записать нужные сцены и отпустить
Но сначала - обязательный грим, куда ж без этого
Настоящий Михаил Федорович в картине появится лишь в эпизоде, а его в молодости сыграет Александр Рудинский. Похожи, не правда ли?
Надо отметить, что, съемочная группа переживала напрасно - Михаил Федорович держался молодцом: то закурит, чтобы расслабиться,
то с девушками заигрывать начнет
А позирует он вообще мастерски!
Нагулявшись по площадке и насмотревшись на стилизацию картин послевоенных репрессий, я решила выяснить всю подноготную проекта у одного из его авторов - Талы Пристаецкой. Благо, та без проблем согласилась ответить на все мои вопросы:
- Тала, расскажите, кому пришла идея снимать фильмы ко Дню Независимости и почему вы выбрали именно такой формат?
- Я бы сказала, что у нас творческое трио. Все началось с идеи, рожденной на совместном совещании меня, руководителя «Вікна. Новини» Володи Павлюка и одного из ведущих журналистов проекта Сергея Стеценко. Сначала речь шла о том, что, поскольку грядет День Независимости, было бы хорошо сделать несколько тематических сюжетов в новости. Спустя недели три мы уже понимали, что это не просто сюжеты, а, скажем так, большие сюжеты, а еще через неделю они уже превратились в фильмы (улыбается). Кстати, изначально мы хотели делать документальные картины, но когда приступили к написанию сценариев «Крут» и «Стуса», поняли, что материала очень мало. А повторять то, что многие делали до нас - редкие фотографии, перемежающиеся комментариями историков - нам не хотелось. Во-первых, так мы бы не смогли открыть ничего нового, а во-вторых, нам хотелось рассказать не столько об исторических событиях, сколько о людях, которые за ними стоят. Вот так, собственно, мы и пришли к этой необычной форме, когда из пяти фильмов три будут художественными
- Но два документальных все же осталось. Почему?
- Нас и на работе все об этом спрашивают (смеется). Документальные проекты посвящены Небесной сотне и обороне Донецкого аэропорта. Я искренне считаю, что сегодня очень важно сохранить максимальную документальность этих тем. Это тот случай, когда не нужно уходить в художественную образность и пытаться показать этих людей через других людей-актеров. Все слишком свежо в памяти. Так мы и решили, что наши фильмы не будут одинаковыми ни по жанрам, ни по форме.
- Я понимаю, что переоценить важность этим тем невозможно, но День Независимости - все же праздник, а каждое из событий, которое вы освещаете - довольно болезненно для Украины. Почему вы пошли таким путем?
- Есть простой и сложный ответы. С какого начать (улыбается)?
- Давайте с простого.
- Ничто так не заставляет человека ценить то, что он имеет, как осознание той жертвы, на которую кто-то ради этого пошел. Теперь сложный ответ: я искренне считаю, что человек, который упорно не хочет учить урок, будет получать его снова и снова, только ставки с каждым разом будут все выше. Причем это касается не только личностных вещей, но и глобальных. Так вот, много событий, о которых мы рассказывает - это недоученные уроки нашей страны. Чем больше я читаю и разбираюсь, например, в теме боя под Крутами, тем больше понимаю, что дело не только в том, что история циклична, а еще и в том, что мы все время наступаем на одни и те же грабли.
- Актуальность Майдана и АТО понятна, а как выбирали остальные сюжеты? Ведь наша история, в общем-то, богата такими невыученными уроками.
- По большому счету, Украина впервые получила государственность только в 1917 году, когда, в том числе и благодаря бою под Крутами, был подписан Брест-Литовский договор. Это, конечно, не 100 лет, но почти. И мы хотели проследить ключевые моменты нашей истории от этой, первой попытки получения государственности до нынешних времен, когда мы в очередной раз вынуждены ее отстаивать. Кроме того, я неожиданно столкнулась с тем, что люди очень мало знают собственную историю. У нас огромное количество мифов - например, многие уверены, что студентов под Крутами было 300 и они все погибли - по аналогии с «300 спартанцев», а когда спрашиваешь у людей, рожденных после 1990 года, кто такой Василий Стус, они говорят - это, наверное, что-то из политики. Если говорить об исторических вехах, которые отражены в наших фильмах, то Круты, как я уже говорила, - это первая попытка получить государственность, история семьи Бунь - это Вторая мировая война и те события, которые она за собой повлекла, история Василия Стуса - зеркальное отражение украинского диссидентства, всего, что происходило в 70-80-е годы. Ну а Небесная сотня и ДАП в объяснениях не нуждаются.
- Расскажите о команде, занятой на проекте.
- Команда у нас огромная и прекрасная! Как и всегда на спецпроектах, мы собираем лучших из лучших, небезразличных людей, которым хочется сделать что-то большое. Чтобы никого не пропустить, пойду по фильмам. «Круты» писала Оля Кржечевская, а режиссером выступил Анатолий Григорьев, которого я считаю отличным, но нераскрытым режиссером: все, что он делал до этого - хорошее, но одноплановое, а Толик, как мне кажется, способен на гораздо большее. Оператором здесь выступил Андрей Урбанский - главный оператор канала. Над историей семьи Бунь у нас работает семейный тандем - Юля Павлова и Сережа Ревуцкий. Мы, кстати, шутим, что Ревуцкий - это наш ответ Любецки, потому что, например, вчера мы снимали сцены с естественным освещением. Причем Любецки снимает 30 секунд в день, а Сережа вчера снял 3 минуты (смеется). Сценаристом этого фильма выступила Юлия Терещенко, ранее работавшая над проектом «Дорогая, мы убиваем детей». Над фильмом о Стусе в качестве сценаристов работали Сережа Стеценко и Таня Высоцкая. Это, кстати, их первая попытка написать сценарий, и, как по мне, невероятно удачная. Оператором здесь выступает Дима Плюта, а режиссером - Антон Щербаков, известный работой на проекте «Орел и решка» и первом сезоне скетчкома «Коли ми вдома», а из последнего - мы с ним делали «Телетриумф». Картину о «Небесной сотне» начинала делать команда, состоящая из сценариста Алины Барковский, режиссера Нины Озимок и оператора Валентина Кагановича. Но, поскольку сейчас они работают над запуском другого эфирного проекта, к работе подключатся другие ребята, и фильм получится самым «семейнорожденным» (улыбается). И, наконец, фильм о ДАПе делают Евгений Степаненко, который сам там служил и выступил режиссером, редактор Жанна Довгич, написавшая сценарий, и оператор Володя Кратинов.
- Где берете материалы?
- Ищем информацию в интернете, в архивах. Что касается непосредственно съемок - на площадке работает исторический консультант Андрей Швачко. Он занимается подготовкой визуальных материалов, скажем, как выглядели интерьеры, форма. Без его разрешения в кадр ничего не допускается. На «Крутах», например, было так, что мы уже высадили массовку, подготовились снимать, и тут Андрей ко мне подходит: «Тала, мы не можем снимать - на одном мальчике рубашка из 40-х» (смеется). Конечно, сохранить историческую достоверность на 100% не всегда получается, но мы очень стараемся сделать максимум и в костюме, и в реквизите, и в деталях.
- Судя по всему, вы только распробовали работу над масштабным историческим проектом. Не хочется сделать что-нибудь еще в таком духе, возможно, уже есть идеи?
- Да, это так (улыбается)! И идеи, конечно есть. Я очень жду, когда мы выдохнем и можно будет из монтажки попасть в административную часть, сходить к Бородянскому и предложить пару вариантов (смеется). Если говорить серьезно, то эти фильмы доказали, что нет ничего невозможного. Это дорого, но речь не идет о запредельных бюджетах. При должной подготовке можно абсолютно все! Сейчас мы работаем в сжатых сроках, а если иметь больше времени, то и результат будет еще круче.
- Как, по-вашему, эти фильмы воспримет аудитория СТБ?
- Если честно, не знаю. У нас получилось, что по жанрам есть практически все. Фильм о Крутах, например, благодаря тому, что главный герой Григорий Пипский - это больше собирательный образ, хотя и реальный человек, получился исторической драмой с элементами мелодрамы, что нашему зрителю близко. То же самое с картиной о семье Бунь: здесь речь идет о ценностях, о которых мы все время говорим в эфире СТБ. «Стус» вообще будет очень неожиданным. Не хочу программировать и говорить, что это будет артхаусное кино, хотя очень просится (смеется). В то же время, этот фильм полон понятных чувств - боли, переживания, - даже если форма для зрителя будет непривычной, он обязательно все почувствует. А истории, рассказанные в фильмах о Небесной сотне и ДАПе, не могут не трогать. Мне важно, чтобы люди, когда будут смотреть, именно почувствовали, а с этим, думаю, трудностей не будет.
- Поскольку ваши фильмы - это социальный проект, не было ли мыслей прийти, скажем, в Минкульт и предложить им сотрудничество?
- Это провокационный вопрос (смеется). Скажем так, скорость, с которой в таких структурах принимаются решения, не позволяла нам всерьез рассчитывать на какую-то большую помощь. Нам помогли с локациями - например, предоставили для съемок Дом учителя, за что им большое спасибо, но мы прекрасно понимали, что если сейчас обратимся за поддержкой, то к следующему Дню Независимости, может быть, и успеем.
Кстати, одной из самых проблемных оказалась картина, посвященная битве под Крутами. Дело в том, что это историческое событие происходило, если помните, в январе, а сейчас на улице жаркий август. Представляете, как настрадались актеры в зимних шинелях?
А на самую большую жертву, я считаю, пошел Ахтем Сеитаблаев. Вы увидите его в роли Василия Стуса вот в таком воплощении:
Кто бы мог подумать, что стоит Ахтему побриться почти наголо, как он станет неотличим от самого известного украинского диссидента
К слову, главного антагониста Стуса играет Станислав Боклан
Хочется верить, что у Пристаецкой сотоварищи получится донести до украинцев важность истории, и нужные уроки наконец будут выучены. Для этого нужно включить СТБ 24 августа в 18:30.
Фото Кирилла Авраменко, пресс-службы СТБ