А вот кому анимации: интеллектуальной, документальной, авторской? Фестиваль LINOLEUM начал свою работу
Поскольку я верю, что вы не игнорируете советы Няни, то убеждена: сейчас вы либо находитесь на показах стартовавшего вчера Фестиваля актуальной анимации и медиаискусства LINOLEUM, либо собираетесь на них, либо ждете моих новостей с мероприятия.
Ну, за мной дело не станет. А поскольку любое мероприятие для журналиста берет отсчет с пресс-конференции, то и начну я с нее.
Пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля, проходила, естественно, там же, где в этом году с 15 по 18 сентября обосновался фест - в Малой Опере.
Которая с новым жильцом тут же практически сроднилась - видите, даже ее стены мимикрировали под логотип мероприятия
Да и одежда встречающих на входе не оставляет сомнения: тут раздают мультики
Тут же, на входе, вас в эти дни сходу одарят программкой на все дни фестиваля
А фуртшет - извините, был только для участников и журналистов
Пища, кстати, была весьма здоровой
Но настоящего журналиста эклерами не корми - дай еще до начала пресс-конферецнии вопросы позадавать!
И кому ж их было задавать, как не идеологу и основателю LINOLEUMa Михаилу Цареву
Более терпеливые работники диктофона в это время терпеливо ожидали остальных коллег
И изучали ту самую программку
К счастью, ждать долго не пришлось. Александра Кравченко из анимационной студии Animagrad, ставшей в этом году одним из организаторов фестиваля, быстренько представила всех участников пресс-конференции.
А это - практически в полном составе члены жюри конкурса: Елена Голубева - сооснователь и куратор анимационной студии «Красная собака», естественно, Михаил Царев, французский режиссер-аниматор Бастьен Дюбуа, председатель жюри, и украинский режиссер-аниматор Анатолий Лавренишин.
– Еще в состав жюри вошли Олег «Фагот» Михайлюта – он, если помните, озвучил не один мультфильм – и кинокритик Алексей Тарасов. Но их вы сможете увидеть уже на закрытии – добавила Александра.
И напомнила, что каждый год у фестиваля появляется новая тема-слоган. В этом году он звучит как «Бумажные мечты»:
– Мы всегда ищем слоган, который соответствует настроению времени. «Бумажные мечты» – это то, что сложно осуществить. Но у анимации как вида искусства нет границ и рамок, и осуществить те самые «бумажные мечты» ей под силу.
Далее Александра не без оптимизма заметила, что анимация в Украине начинает возрождаться:
– Мы в студии Animagrad не только занимаемся производством контента, но и хотим присоединиться к созданию профессиональной среды анимации в Украине. А еще дать понять зрителю, что анимация – это не только детские мультики или фильмы Диснея. Она очень разножанровая и многовидовая.
Следующей информацией я с вами уже делилась, но повторить мне не жалко: в этом году фестиваль стал международным, и в его конкурсной программе, которая на тот раз разделена на национальную и международную, будет представлено 75 короткометражных анимационных картин из 27 стран (при этом заявок было подано свыше 1500 из 80 стран).
За сим слово взяли члены жюри.
Михаил Царев первым делом выразил радость:
– Я очень рад, что фестиваль не только обосновался в Киеве, но и начинает бить все возможные рекорды: 1500 заявок из 80 стран – при том, что в мире проходит более 200 анимационных фестивалей – говорят о том, что аниматоры выбирают, куда им посылать фильмы. Да и аниматоры такого уровня, как Бастьен, выбирают, куда им приезжать. И для нас как организаторов это победа: LINOLEUM становится признанным в мире.
Далее Михаил подчеркнул, что LINOLEUM – фестиваль анимации интеллектуальной, поэтому и программа показов – для аудитории 16+. Хотя, как вы помните, у детишек на LINOLEUMе будет свой специальный день.
– Нам очень важно показывать именно авторскую анимацию, – продолжил Царев. – Я убежден, что коммерческая прокатная анимация не может существовать без авторской. Любые крупные анимационные компании поддерживают авторскую анимацию, не говоря уже о государстве и крупных телеканалах. Потому что авторская анимация – это то, откуда приходят идеи. Это новая анимационная индустрия. И я рад, что Animagrad обратил внимание не только на наш фестиваль, но и на саму проблематику. Количество украинских работ, прошедших в этом году на конкурс, не очень велико – всего 8 фильмов. Но это работы международного уровня, которые не стыдно представить на любой конкурс за пределами Украины. Что же касается участников международной программы, то радует, что это – не только студенты, но и «оскаровские» номинанты, и участники крупных международных анимационных форумов…
Бастьен Дюбуа как вежливый человек поблагодарил за приглашение и объяснил, почему принял его:
– Во-первых, в 2010-м на этом фестивале я получил награду за фильм «Мадагаскар, путевой дневник», что для меня стало толчком в начале творческой жизни – очень важным для молодого режиссера. Во-вторых, я приезжал в Украину за несколько месяцев до начала событий на Майдане, на фестиваль «КРОК». И сейчас мне очень приятно увидеть страну, которая смогла подняться после тех событий.
А еще Бастьен неофициально признался, что на его приезде очень настаивала Елена Голубева:
– В прошлый мой приезд они с мужем решили, что спать перед самолетом мне не надо, и мы всю ночь пили водку. Мне такое гостеприимство очень нравится…
Елена тему гостеприимства развивать не стала и состредоточилась на украинской секции фестиваля:
– Программа украинского конкурса в этом году поддерживает высокий стандарт именно авторской анимации, во многом поддерживает тренд не только разнообразия, но и очень чувственных, непосредственных фильмов. Они иногда демонстрируют драматургию, к которой мы не привыкли, и это действительно настоящий поиск и настоящее искусство.
Нам предстоит очень непростой выбор, потому что эти фильмы, хоть их и немного, очень разные – и по технике, и по чувствам. Так что очень рекомендую следить в этом году за украинской программой LINOLEUMа: мы можем стать свидетелями того, как творится история отечественной анимации.
Анатолий Лавренишин был краток:
– Главное в фильме – не техника, а идея. Поэтому мне очень нравится, что один из призов LINOLEUMa – возможность поехать на фестиваль в Анси и познакомиться с лучшими образцами современной анимации.
Раз уж речь зашла о призах, то Александра Кравченко огласила призовой фонд:
- Лучший фильм Международной программы получит $3000;
- Лучший фильм Национальной программы - $2000;
- Поездка на фестиаль в Анси - специальный приз от FILM.UA Group - ждет одного из участников именно Национальной программы.
А еще будет спецприз от компании Wacom - профессиональный планшет и годовая подпиcка на журнал «Фокус» от, собственно, журнала «Фокус».
- Хочу отметить, что мой фонд ежегодно награждает детскую анимационную студию специальным призом. Этот год исключением не станет, – заявил Михаил Царев.
И напомнил, что 18 сентября на фестивале - детский день, в рамках которого дети не только посмотрят отобранные специально для них работы, но и узнают, как они создаются. Да и вообще их в этот день ждет много интересного.
Взрослым же напомнили, что их ждет встреча с иностранными гостями: в частности, режиссером из Израиля Дафной Авадиш, чей фильм «Перелетные птицы», созданный в технике комбинированной анимации, уже завоевал награду фестивалей в Италии и Швейцарии и был отобран для участия еще в 10-ти международных форумах.
Ну и встречи с бразильцем Педро Харрезом и немцем Томасо Хеннингом будут наверняка не менее интересными.
Кстати, вы что-то слышали о документальной анимации? А ее, оказывается, много в нынешнем международном конкурсе.
- Это новый тренд такой? - поинтересовалась Александра Кравченко у Бастьена Дюбуа.
Бастьен с ответом затруднился:
– Меня недавно пригласили на фестиваль в Женеву, где собрались режиссеры именно документальной анимации. Мы проговорили два дня и так и не договорили. Поэтому ответить в двух словах не могу. Единственное, что могу сказать – жанр этот существует давно.
Затем в связи с появлением у фестиваля образовательной секции затронули и тему анимационного образования в Украине.
– Все прекрасно понимают, что ситуация в стране не могла не отразиться на состоянии анимации: в Украине не осталось ни одного факультета, выпускающего аниматоров: в частном порядке работают одни фанатики. Вот с прошлого года в Днепре существует студия «Линолеум»: по своей инициативе Никита Гудков преподает людям, которые работают совершенно в других сфрах – такая себе «вечерняя школа анимации». Но я не представляю культурную среду такой страны, как Украина, без анимации. Украинской анимации есть о чем сказать миру, и мы в это верим.
– В профессии действительно остается очень мало людей, – согласилась Елена Голубева. – Потому что анимация – высокотехнологическое искусство, которое не сделаешь на коленке. Оно невозможно без серьезных инвестиций, которые не вернутся даже за 10 лет. И сейчас, когда мы набираем группу из 40 людей, а в профессии из них остаются двое – это достижение. Несколько лет подряд не оставалось вообще никого. Или оставались, но не в этой стране. Так что у нас хоть маленький, но прогресс.
В общем, решили, что все у украинской анимации будет хорошо - «нужно только выучиться ждать».
А вы не ждите: LINOLEUM-то в самом разгаре! Подробнее знакомьтесь с программой, идите сами и ведите детей. Время до 18 сентября еще есть.
Фото Кирилла Авраменко