Когда на MEGOGO появятся сериальные новинки? Иван Шестаков о пиратах, телекоме и виртуальной реальности
Кому-то на дни рождения дарят тортик или букетик, но это не случай MEGOGO. Компании, на днях отпраздновавшей 5 лет, нарисовали столько подарков государственного масштаба, что и поздравления начинают казаться лишними: закрыли крупнейшие пиратские ресурсы, перезапустили условия отношений между телевидением и телекомом и дали волшебный пендель всем обывателям.
О том, как себя чувствует именинник, директор по маркетингу MEGOGO Иван Шестаков рассказал вчера в ходе пресс-завтрака (плавно перетекающего в пресс-обед). Я на нем побывала и готова ознакомить вас с целым ворохом новостей от компании. В том числе - дать ответы на животрепещущие вопросы об обновлении библиотеки, новых западных сериалах и украинской озвучке легальных фильмов.
Иван, между прочим, на завтрак почти не опоздал - не отходя от кассы, мероприятие решили провести в здании, куда буквально на днях переехала компания MEGOGO. Рассмотреть новый офис, правда, мне так и не удалось - пресс-служба постеснялась пускать прессу в помещение, в котором пока больше коробок, чем сотрудников.
Шестаков же признался, что сам удивился данным, которые получились при составлении презентации, и приготовился удивлять журналистов.
Для начала - вот она, вся история существования ресурса MEGOGO (отмеченные голубым цветом события - важнее)
И сколько у ресурса пользователей (подсказка - больше 50 млн в месяц)
Как уточнил Иван, 2 млн активных пользователей Smart TV - намного эффективнее 40 млн на web. А именно - с web запускают 3-4 видео в месяц, с мобильного - около 15, а вот со Smart TV - 25-27 раз в месяц.
По признанию MEGOGO, многие в компании сомневались, есть ли смысл в том, чтобы предлагать пользователям телевидение - ведь так модно говорить, что телевизор никто не смотрит. Однако реальность свидетельствует об обратном: «телевизор» сейчас - один из главных драйверов продаж.
Как я и говорила выше, несмотря на то, что пользователей Smart TV сравнительно немного, именно они - самые лояльные, запускают сервис почти ежедневно. А виртуальная реальность, как признались в компании, вообще используется только как технологический эксперимент - впрочем, в MEGOGO об этом догадывались, когда начинали предлагать услугу, но об этом расскажу вам чуть позже.
Важное уточнение - почти 100 из 240 сотрудников компании - разработчики.
Как видите, в планах сервиса - развивать два направления, о которых вы, скорее всего, пока не слышали - прямые трансляции и киберспорт. Подробности - в комментарии Ивана чуть ниже.
Шестаков признался, что сериалы, особенно «новые западные» - это действительно главная контент-проблема сервиса, и решить ее в ближайшее время не получится.
- Дело в том, что покупать западные сериалы - очень дорого и не очень эффективно. Как показывает наша статистика, здесь работает тот же принцип, что и с телевидением. На словах все рассказывают, что телевизор не смотрят, и что смотрят «Настоящего детектива», а вот на практике мы попробовали несколько западных сериалов, и они пользуются далеко не таким спросом, как все об этом заявляют.
Нужно также уточнить, что сама модель их монетизации в мире другая. Сериалы снимают кабельные телеканалы в США для реализации в США. Даже в Европе они доступны не все и не везде. Плюс, у каждого крупного игрока таких крутых проектов - 1, 2, может, 5 в год. И покупать все у каждого - это баснословные суммы. Позволить себе соревноваться с пиратами легальные сервисы не могут.
Несмотря на то, что в соцсетях сейчас много заявляют о том, что закрыли несколько крупных пиратских сервисов, закрыли далеко не все - особой проблемы с доступом к пиратскому сериальному контенту онлайн у пользователя нет. Мы по своим показателям особых изменений в связи с закрытием fs.to, ex.ua и одного из крупнейших торрентов не заметили.
Также Шестаков прогнозирует, что уже в ближайшие несколько лет сервисы видео по запросу и телевидения почти перестанут отличаться, так как благодаря системам catch up и другим техническим новинкам разница между ними для пользователя становится минимальной.
- Когда пользователь включает, скажем, Discovery, он не смотрит то, что прямо сейчас идет в эфире канала, он смотрит, что шло за день или последние несколько дней, и включает те прогарммы, которые ему интересны. Так что телевидение и VOD движутся на сближение.
Естественно, MEGOGO акцентировал, что все предложения направлены на одну цель - заставить пользователя купить подписку. Для этого, естественно, все усилия прилагаются к тому, чтобы сам процесс покупки был максимально простым и безболезненным, отсюда - партнерство с платежными системами.
То, что платформа MEGOGO может существовать «под любым брендом», - не пустые заявления.
- Это в Украине и России MEGOGO - достаточно сильный и известный бренд сам по себе. В Беларуси, например, у нас партнерство с МТС, мы там предлагаем мобильное телевидение. Приложение сделано в цветах МТС, полностью забрендировано, как МТС, но под этой обложкой на самом деле - MEGOGO. В ряде других стран у нас аналогичные партнерства с телеком-операторами, с мобильными операторами и т.д.
А в Туркменистане, например, у нас всего несколько десятков пользователей. Мы знаем каждого пофамильно. Шутим даже, что если кто-то несколько дней не заходит в MEGOGO, что нужно позвонить и проверить, не заболел ли. Так что все рынки равны, но некоторые, конечно, равнее других. Самые важные для нас, бесспорно, рынки Украны и России.
- Это в Украине стоимость украинского и международного трафика не имеет значения, пользователь в среднем по больнице просто платит за безлимит. А в Казахстане, например, даже Youtube без кэширования толком не посмотришь, поэтому один из важных принципов нашей работы - чтобы во всех странах, в которых мы работаем, мы кэшировались как свой трафик. И все наши пользователи, отправляясь в командировку или в поездку, могли смотреть MEGOGO без проблем.
О том, что 2016 год стал для компании годом невероятного роста, я вам уже рассказывала вчера.
- Борьба с пиратством важна, но, как видите, количество наших пользователей выросло не потому, что внезапно закрыли три крупных пиратских сервиса. Влияние здесь, по нашей версии, сразу многих факторов: рост доверия к платежным системам и упрощение работы с ними, накопилась достаточная критическая масса пользователей, которые купили один раз один фильм и поняли, что нет в этом ничего страшного.
Кроме того, за последний год увеличилось и просто количество пользователей, которые стали идентифицировать, где пиратский сервис, а где - легальный, понимать, в чем разница. Борьба с пиратством - это неизбежное требование эволюции не только всей индустрии, но и страны. Правила для всех одинаковы. Если вы не хотите платить за контент, значит, вы не уважаете право собственности - вот что видит иностранный инвестор, смотря на рынок Украины. А если вы не уважаете право собственности, значит, во всех сферах здесь подобные проблемы. Как в известном выражении, что «все украинцы против коррупции, но все любят, чтобы кум порешал». Не работает так, чтобы здесь «кум порешал», а здесь все было легально - правила для всех одинаковые.
Проанализировав эти данные совместно с информацией о количестве платящих пользователей сервиса, можно уже делать выводы о том, кто и как пользуется MEGOGO в разных странах.
Украинский рынок, кстати, Шестаков назвал наиболее динамично развивающимся.
А вот и объяснение, почему сервис перестал позиционировать себя, как онлайн-кинотеатр.
- VOD растет, но не в ущерб телевидению, а параллельно с ним. Мы понимаем, что ограничиваться только VOD - глупо. Кстати, для многих наших пользователей подписка на MEGOGO была проблемой еще и потому, что это отказ от телевидения, за которое они уже платят. Но сейчас оказывается, что многие выбирают наш сервис уже как единственное телевидение - например, переехали в новую квартиру или сделали ремонт и не хотят сверлить дырки в стенах, поэтому решают раздать телевидение на все девайсы через wi-fi. А за телевидение, как я не устаю повторять, пользователи привыкли платить, оно всегда было платным. Поэтому ежемесячная квитанция их уже не пугает.
А вот и объяснение, зачем MEGOGO предлагает видео виртуальной реальности, если не видит в этой технологии большого будущего.
- По крайней мере в смысле видеоконтента VR останется любопытной новинкой, очень ограничено интересной. Несколько раз попробовал - и все. У VR есть перспектива в гейминге, но не в видеоконтенте. При этом мы ждем, что совсем скоро получится технологический прорыв с дополненной реальностью - и именно там совершится настоящая революция. Будущее - за гаджетами, которые смогут совместить виртуальный и реальный миры, а не заставят пользователя делать выбор или/или. У всех крупнейших компаний в разработке есть линзы или очки Augmented Reality, дело только за тем, чтобы у кого-то они получились хорошо.
Иван Шестаков не постеснялся высказаться и по поводу недавно обострившегося противостояния индустрий медиа и телеком.
- Изменения в Универсальной программной услуге неизбежны, как и то, что отношения между телеканалами и системой их дистрибуции неизбежно станут договорными. Это нормально.
Многие пираты сейчас жалуются, что пытались или пытаются легализоваться, но у них не получается. А все потому, что они предлагают отчислять процент от того, что зарабатывают на каждом видео, правообладателю. У правообладателя резонный вопрос - а почему это им какие-то пираты начинают диктовать, за какие деньги, на каких сайтах, с какой озвучкой и, главное, когда продавать свой контент? У них есть своя стратегия реализации фильмов, свои договоренности с кинопрокатчиками, которые им совсем невыгодно нарушать, своя стратегия дистрибуции сериалов, свое уже продуманное ценообразование.
То же самое можно отнести и к украинским телеканалам: они производят свой контент и хотят за него получать какие-то деньги. Дальше - вопрос того, смогут ли они договориться с телекомом. Но отсутствие УПП - это хотя бы инструмент в их руках в ходе переговоров, который будет работать против андеррепортинга. И телекому придется быть более прозрачными с тем, сколько у них на самом деле абонентов. Не всем, конечно, в этой индустрии тоже есть легальные игроки, которые привыкли всем платить. Они, кстати, совсем не возмущены необходимостью работать по-рыночному.
Не обошел Иван вниманием и ветирование Закона Украины «О государственной поддержке кинематографа».
- Мы, кстати, во всех законодательных инициативах выступали, в том числе, как соавторы или консультанты. Не беру на себя славу, мол, что это мы все сами сделали, но во всем, что касается регулирования рынка, старались участвовать. Ветирование Закона - большой минус для индустрии. Но пиратство, как я уже сказал, будет постепенно дожиматься на всех рынках. Это естественная эволюционная необходимость: или мы боремся с пиратством, или у нас просто перестают производить контент.
У журналистов к MEGOGO была масса вопросов...
И срочная необходимость задокументировать каждый слайд.
Несколько важных моментов прояснила и для себя и я в эксклюзивном комментарии.
- Иван, я знаю, что вы с лета начали экспериментировать с live-эфирами, и сейчас это для вас - одно из самых перспективных направлений. Расскажите подробнее.
- Да, мы выяснили, что «лайвы» - это очень перспективно. Причем совершенно случайно. Моя работа - видеть не только нынешние тренды, но и на несколько лет вперед. Facebook, Twitter, другие крупные сервисы неспроста стали столько внимания уделять собственным прямоэфирным проектам - за этим будущее видеоконтента. Или какой-то его части, как минимум.
В августе проходили Z-Games, большое мероприятие, интересное нашей аудитории - по краней мере, интересное самой коммерчески привлекательной его части. Мы отправили туда свои камеры и делали прямые трансляции с мероприятия. Потом, когда анализировали смотрение, оказалось, что если бы это был телеканал, то он бы занял седьмое место в рейтинге. Это при том, что остальные вещатели смотрели месяц, а Z-Games проходил всего 4 дня.
- И, как вы мне рассказывали раньше, его смотрели несравнимо дольше другого видео?
- Да, средние показатели трансляций с фестиваля - почти четыре часа безпрерывного смотрения. Это очень много. Хороший процент абонентов включали трансляцию утром и смотрели по 8, 10, 12 часов не перелючаясь.
- После этого вы попробовали еще несколько «лайвов», их смотрели лучше или хуже?
- Хуже, но все равно очень хорошо. Не все мероприятия одинаково интересны, конечно же. Кроме Z-Games, мы показывали прямые трансляции двух чемпионатов по современному танцу. Их тоже смотрели, кстати, достаточно неплохо: во-первых, средний показатель смотрения был около 50 минут, что больше большинства телевещателей, во вторых, один из чемпионатов смотрело почти 60 тыс. уникальных пользователей. Это без какого-либо промо.
- Правильно ли я понимаю, что live-трансляции - это дешевый и доступный способ производить собственный уникальный контент?
- Да, в каком-то смысле. Мы думаем над производством контента и не можем конкурировать здесь с продакшнами или телеканалами, мы не снимем на том же уровне сериалы или даже реалити-щоу. А прямые трансляции - незанятая особо ниша, в которой мы вполне способны обжиться. В ближайший год планируем выйти на трансляции 1-2 событий в неделю.
- Для этого явно придется занятся организацией собственных событий.
- Да, и над этим мы тоже планируем работать.
- Даавайте обсудим обновления библиотеки MEGOGO. Как часто она обновляется?
- Постоянно. Мы обновляемся постоянно, и это часто зависит не только от нас, но и от правообладателей - они переводят свой контент из одной группы в другую, мы здесь руководствуемся их диктатом.
- Не так давно я услышала мнение давнего абонента, что библиотека очень изменилась и выросла.
- На самом деле настоящий эффект абоненты увидели, не когда мы что-то кардинально изменили в библиотеке, а когда мы изменили алгоритмы поиска и рекомендаций. Только 8% пользователей нашей библиотеки на самом деле знают, что они ищут. Все остальные смотрят то, что им рекомендуют. Это намного важнее, чем собственно библиотека.
Мы, кстати, определили, что эффективный ее каталог - около 3 тыс. наименований. Больше пользователь в среднем не смотрит.
- Но при этом нареканий на то, что мало новинок и мало западных сериалов, слышно больше всего.
- Как я уже сказал, мы не можем здесь конкурировать с пиратами - на большую часть пиратского контента мы либо не сможем получить права, либо не сможем их купить. Рассчитывать, что в интернете фильм легально появится, когда он идет в широком прокате, - наивно. Что касается новых западных сериалов - мы над этим работаем. Это вопрос стабильных и многолетних переговоров с мейджорами - фильмы у нас тоже не сразу появились. Мы тратим годы, чтобы убедить партнеров, что этот рынок им интересен и они хотят на нем работать. В 2011 году, например, на кинорынках никто даже не понимал, где на карте Украина, когда мы просили продать интернет-права.
- Ну и в заключение - на рынке давно и упорно ходят слухи, что вы готовитесь к продаже сервиса. Говорят и о продаже MEGOGO, и о продаже украинской части бизнеса.
- На то они и слухи. MEGOGO серьезно продажу не рассматривает.
Надеюсь, все интересующие ответы вы получили. А если нет - я точно знаю, что на 2017 год MEGOGO планирует много изменений. И совсем скоро смогу о кое-каких вам рассказать. Так что не переключайтесь.
Фото - Кирилл Авраменко, пресс-служба MEGOGO