Янукович против большевизма. В Межигорье началась съемка фильма «Крути 1918» за 52 млн грн
Знаете историю про тернии и звезды? Ну, чтобы увидеть одни, нужно продраться через другие? А я вам расскажу, как на большие украинские экраны долго и упорно продирается фильм о Крутах.
Съемки нового проекта Алексея Шапарева «Крути 1918. Захист» стартовали 8 сентября в Межигорье. Но разговор мы начнем не с репортажа с площадки, а с приквела - о том, какой извилистой дорожкой фильм добирался до начала производства.
Чтобы эту тарелку разбить, создателям фильма «Крути» пришлось постараться
С 1 по 5 конкурсы на питчингах Госкино практиковались «тематические секции», но от предложенных тем часто попахивало нафталином. Поэтому одновременно со сменой власти в Госкино (к 7-му конкурсу) темы, которые стали заявляться на питчинг, обрели более отвечающий запросам целевой аудитории патриотический характер (если вы удивляетесь, куда делся 6-й конкурс кинопроектов, то он не состоялся, ибо Кабмин заморозил финансирование проектов).
На 7-й конкурс предложили подавать проекты на тему «Подвиг героїв, які віддали життя за Україну, та вшанування їх пам’яті», а к 8-му конкретизировали еще и два юбилея - проекты к 100-летию провозглашения УНР 1917 года и к 100-летию трагедии под Крутами 1918-го, отмечать которое Украина будет 29 января 2018 года. Очевидно, что к 100-летию никто не успел - так же, как в свое время и к 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко не успели снять байопик о Кобзаре.
Закономерный эффект того, что тема появилась - внезапный наброс сценариев на вентилятор конкурсной комиссии от предприимчивых продюсеров. Как вы уже догадались, одним из них стал проект «Крути 1918. Захист» Константина Коновалова и Алексея Шапарева. Впрочем, он был одним из многих, и на общем фоне ничем не выделился: проектов на Восьмом конкурсе было так много, и были они настолько невнятными, что отличить один от другого мог разве что родной сценарист. И тот - с натяжкой. Наверное, именно поэтому ни один из них строгая экспертная комиссия не поддержала - всех отправила на пересдачу.
И вот пересдача, а именно Девятый конкурс кинопроектов, отсеяла семена от плевел. Спустя полгода Константин Коновалов превратил таки общее ТЗ «про Круты» в сценарий. Со второй попытки свое «добро» от экспертной комиссии фильм «Крути 1918. Захист» получил вот с такой презентацией:
Как видите, уже на Девятом питчинге бюджет проекта оценили в потрясающие воображение 52 млн грн, из которых на плечи государства легла половина - 26 млн грн. На что именно пойдут такие деньги?
Во-первых, реконструкция исторических событий - это костюмы, декорации и т.д. Во-вторых, экшн-сцены (обещают масштабные, так как запланировано более 40 минут экшн-сцен и более 30 минут - под CGI). В третьих, звездный каст. Если присмотритесь повнимательней к презентации, то в проекте «Крути 1918. Захист» нам обещали Анатолия Пашинина (по очевидным причинам он сниматься не будет), Римму Зюбину, семейство Ступок (все в фильме сыграют), солиста O.Torvald Евгения Галича (с ним ситуация не ясна), а также звезд из США, Польши и Прибалтики (об этом позже). И, кстати, министра культуры Евгения Нищука, о котором на питчинге скромно умолчали, но которому достанется в фильме одна из важных ролей. Наш министр культуры - прямо во всех фильмах Госкино...
В реконструированных исторических событиях по сценарию должны фигурировать, кстати, Симон Петлюра и Михаил Грушевский. Для которых Шапарев обещал найти «портретное сходство».
Теперь, когда с присказкой разобрались, переходим к сказке. Главные роли в фильме достались молодым актерам:
Впрочем, Евгения Ламаха вы можете узнать по ролях в «Слуге народа» или «Агентах справедливости»
А вот и его «любовная линия» Надежда Коверская - которая, кстати, появилась в проекте между переписываниями сценария. И кое в чем новый сценаный ход перекликается с сюжетом другого фильма о «Крутах», питчинговавшегося на Восьмом конкурсе. Но я ни на что не намекаю
Снимается фильм «Крути 1918» в экс-резиденции беглого Виктора Януковича. Чей архитектурно-интерьерный вкус оставляет желать лучшего и на хороший «арт нуво», конечно же, не тянет, но постановщики работают с тем, что есть. Продюсер же фильма Андрей Корниенко больше посмеивается: «Это символично, что фильм о независимости нашей страны мы снимаем в Межигорье». Впрочем, «Межигорье» изображает по сценарию локацию во Франции.
Сама битва «под Крутами» тоже не будет сниматься непосредственно на месте событий - там, где 300 студентов противостояли армии большевиков, уже возвели мемориал, так что бои будут имитировать в похожей локации.
Дам лучше слово Константину Коновалову, он о своем проекте расскажет точнее:
«Фильм начинается с тайного политического союза между Украиной и Антантой, - уточняет Константин. - Это была первая попытка украинцев войти в Евросоюз. На фоне этих масштабных событий мы расскажем историю простых украинцев. Историки часто возвращаются к этим событиям, тема актуальна как никогда, поэтому мы ее и экранизуем. А над сценарием я работаю с 2008 года, и основан он на первоисточниках. Нас хотели консультировать многие историки, но они не были под Крутами, у них свой, субъективный взгляд на материал. Мы же брали в рассчет только написанное участниками боя. Основа - мемуары Аверкия Гончаренко, командира боя под Крутами, героя Первой мировой войны, козака, милитариста, единственного профессионального военного среди гражданских студентов. Он умер аж в 1987 году в Штатах. Сюжет наш - мол, его правнук приехал в Украину разбираться в истории».
Признаю, чем-то субъективизм историков и субъективизм одного из немногих выживших в кровавой резне отличаются. Да к тому же Коновалов решил добавить в историю шекспировской драмы: «Это будет классическая история, в драматургической основе которой - «Тарас Бульба», только 1918 года. Отец - генерал контрразведки. И два сына, один предатель, второй - нет».
Осталось только пожелать команде удачи, что тут добавишь
Очень французские парки Межигорья
Если вам интересно, Алексей Тритенко тут просто так или по делу, то спойлер - по делу, играет одну из ролей. Алексей Шапарев вообще верен себе, снимая одних и тех же актеров
Можно брать фото и сличать с тарелкой «Правила боя»
Костюмы, конечно же, отличаются
Часть, судя по всему, осталась после «Моей бабушки Фанни Каплан»
Видите, как радуется исполнительница главной роли тому, что она не слепнет, а в бадминтон играет?
Еще часть костюмов, похоже, театрального происхождения
Смущает же Алексея Шапарева не локация и не костюмы, а некстати мрачная как для начала сентября погода
С самого утра свет в Межигорье пытался испортить режиссеру все кадры
Поэтому, наверное, к приезду журналистов на площадку Алексей оказался не готов - сбросил общение с прессой на продюсера и сценариста, а сам «ловил» ускользающее солнце
И его отражения
Кстати, о продюсере. Андрей Корниенко еще раз повторил журналистам, что снимает фильм за 52 млн грн, из которых 26 млн - государственной поддержки, еще 26 - «свои и частные инвестиции». В том числе, по словам Андрея, с польской стороны, которая тоже вступила в проект. «Наша цель, - провозгласил Корниенко, - показать кино не только в Украине, а сделать все, чтобы оно могло путешествовать, продаваться за границу».
Надежда с ним солидарна - в прокат в Европе уж очень хочется
Новая модель iWatch - это из какой эпохи?
Кстати, о технологиях. Дмитрий Ступка предлагал всем на площадке купить его машину. Давайте поможем молодому отцу, ему же семью кормить. Впрочем, никакая семья не оправдывает того, что Дмитрия взяли на роль 38-летнего Симона Петлюры, хотя обещали «портретное сходство». Ну, разве что гример в фильме - большая умница.
Пока Ступка разбирался с продажей своего транспортного средства, я пообщалась с Андреем Корниенко. И вот что узнала:
- Мы хотим снять за октябрь-ноябрь, возможно, захватим кусочек декабря. Запланировано на сейчас 35-40 съемочных дней, в зависимости от сложности некоторых сцен.
- А какие, кроме Межигорья, локации?
- В воскресенье мы едем в Круты. Это место силы для нашего проекта, поэтому начало и конец съемок мы планируем именно там, хотя сейчас там мемориал и сам бой будет сниматься в другом месте. Кроме того, улицы Киева - может быть, «Шоколадный домик», может быть, фортеця и казарменный плац, Софийская площадь.
- Для получания разрешений на съемки вы работаете с КГГА? Там уже создали «единое окно»?
- Простите, что?
- «Единое окно» для получения всех разрешений на съемки. Обещали к осени.
- Мы в КГГА работали с пресс-службой, они нам очень помогли, обещают всестороннюю поддержку, мы подпишем меморандум о сотрудничестве. Об «окне» же ничего не слышал и комментировать не могу.
- Из бюджета в 52 млн грн значительная часть частных инвестиций - постпродакшен, я правильно понимаю?
- Да, мы будем делать много графики, особенно для экшн-сцен.
- Вы несколько раз подавались на конкурсы Госкино с разными по сути сценариями проекта.
- Все верно. Первый сценарий появился совсем незадолго до питчинга - мы подали его, как есть, не успели доработать. После того, как нам и остальным участникам конкурса эксперты посоветовали все доработать. Мы доработали, наверное, успешнее других коллег - у нас появились человеческая и шпионская сюжетные линии, он стал «объемнее» драматургически.
- При этом второй сценарий дороже первого в реализации.
- В два раза (смеется).
- А кто будет делать этот масштабный постпродакшен?
- Не готов ответить на вопрос. У нас есть свои ресурсы и есть предложения, определимся ближе к октябрю, когда на площадке должен будет работать FX-супервайзер.
- Вы работаете только над полным метром или снимаете еще и телеверсию?
- Пока только полный метр, но буквально сегодня с одним из каналов обсуждали возможность телемува при подписании соглашения о сотрудничестве. Но пока речь идет только о 110 минутах, полном метре.
- С дистрибуторами уже общались?
- Пока нет.
- Потому как они предпочитают 90 минут. Как вы вообще видите будущее фильма, он будет зрительский или фестивальный?
- Показать его на фестивале в Украине я хочу, бесспорно. Премьеру на ОМКФ, релиз - в конце следующего года. Настроены снимать зрительское кино, для самой широкой аудитории. Сейчас в сценарии есть чем ее заинтересовать - это не скучная историческая драма, там есть шпионы, экшн, любовь.
- Когда планируете закончить работу?
- В декабре закончим съемки, до мая 2018-го - постпродакшен, релиз - сентябрь-октябрь 2018 года.
- А сможете что-то показать на Зимнем кинорынке или к 29 января?
- К годовщине Крут мы хотим снять научно-популярный документальный фильм, в котором будут частично показаны моменты фильма и наш бекстейдж. Нечто вроде «фильма о фильме». Где мы будем его показывать, пока не могу сказать - ведем переговоры с телеканалами.
Кстати, за Крутами следили не только журналисты. Разбить тарелку приехал также вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.
«Мені дуже приємно, що вчора Президент України у своєму посланні звернув увагу на те, що Україна вже має прекрасні кінострічки, створені за підтримки коштів держбюджету, і наголосив на необхідності подальшого виділення коштів, в тому числі - на фільми патріотичного спрямування. Очевидно, що такі картини як «Крути 1918. Захист», патріотичні фільми українського виробництва повинні якомога частіше з’являтися на наших телеекранах. Ми повинні знати свою історію, щоб у майбутньому уникати помилок», - рассказал Павел.
Ну а пока Сергей Неретин, замглавы Госкино, выгуливал Розенко по съемочной площадке,
В кадре разворачивалась настоящая шпионская драма...
С союзниками, подложными подписями на документах и прочими радостями жизни
И обязательным селфи на память
Многие роли в этих сценах достались не актерам, а «обычным студентам», так что за качество их игры в итоге отвечать будет Алексей Шапарев. Впрочем, как обычно.
А если какой-то дубль запороли по звуку - то отвечать будет Дмитрий Ступка, который на площадке развлекался не самым тихим образом
Ну и Алексей Тритенко, чей звучный смех был слышен по всему Межигорью
А вот кто будет отвечать за соблюдение исторической правды, за художественную ценность картины и за то, чтобы окупить в прокате Украины 52 млн грн - узнаем уже в 2018 году.
Фото - Кирилл Авраменко, Евгений Власов, пресс-служба фильма «Крути 1918. Захист»