Пираты – воры! Как телегруппы борются с интернет-пиратством и беспомощностью государства: успешные кейсы
Интернет-пиратство давно стало одним их главных вызовов мировой индустрии контента. И в этом году к борьбе с ним присоединилась Украина: весной в стране наконец-то заработали антипиратские нормы, выписанные в законе о господдержке кинематографа, а к осени у правообладателей появились первые успешные кейсы, которым на нынешнем KYIV MEDIA WEEK посвятили отдельное мероприятие. Поговорить было о чем.
Все в сборе: StarLightMedia, «1+1 медиа», «Медиа Группа Украина» и Украинская Антипиратская Ассоциация (УАПА). Телегруппа «Интер» уже традиционно все пропустила
Знакомьтесь, заместитель генерального директора по правовым вопросам «1+1 медиа» Вячеслав Миенко
Главная #перемога этого года в борьбе с интернет-пиратством – само принятие закона о господдержке кинематографа, антипиратские нормы которого вступили в силу в апреле. Кроме нормы о блокировке контента, в новой антипиратской процедуре – наказания за камкординг, кардшаринг и финансирование пиратства. Как все это работает, телегруппы вместе адвокатами из компании Smartsolutions решили проверить на сайтах, не реагировавших на просьбы правообладателей убрать контент, и провели эксперимент. 30 мая юристы разослали заявления по адресам собственников пиратских сайтов. Через двое суток, не увидев никакой реакции, юристы направили заявление компаниям-хостерам из Украины (ТОВ «ВАЙБО ПРОДЖЕКТ» – сайты files-x.com и filmo-dom.com, ТОВ «ІТЛ ІНТЕРНЕТ-СЕРВІС» – kinogo-hd.net и rutor.co), Литвы (Infium UAB – сайт megapeer.org) , Болгарии (Friendhosting LTD – сайты vizafilm.com, topkino.tv и vseserial.net) и Сейшельских островов (ON-LINE DATA LTD – serial24.com). Через 48 часов, отведенных законом, хостер с Сейшел заблокировал контент, а остальные не отреагировали.
Если хостинг из Украины не реагирует, закон предписывает обратиться с заявлением о правонарушениях в Госслужбу интеллектуальной собственности, потребовав наложения административного штрафа. Но пока телегруппы боролись за принятие закона, ее расформировали, а правки в закон внести не успели. Функции службы перешли к МЭРТ – в конце прошлого года там был создан специальный департамент интеллектуальной собственности, у которого есть руководитель и заместители, но до сих пор нет инспекторов по интеллектуальной собственности, в обязанности которых входит составление протокола о нарушении. В итоге процесс заблокирован. Поэтому Миенко призывает правообладателей консолидироваться: чем больше обращений от правообладателей получит департамент интеллектуальной собственности МЭРТ, тем быстрее их заметят и наберут наконец экспертов.
Полезный совет: правообладатель может выбрать, как наказать пирата. Если в одно заявление вписать 100 нарушений – штраф будет только один, если же сделать несколько заявлений, то можно взыскать с одного пирата несколько штрафов.
Время вопросов из зала
Ликвидация Госслужбы интеллектуальной собственности, названная в законе «центральным органом», в который можно обратиться, навредила общему делу. Есть шансы, что пираты, наняв грамотного адвоката, смогут выкрутиться в будущих судебных делах, доказав, что МЭРТ – хоть и правонаследник, но не «центральный орган». Разъяснений по этому вопросу в министерстве пока не дали.
По словам Миенко, правообладатели всегда будут менее гибкими, чем пираты: чтобы поменять хостера, нужно меньше времени, чем для внесения законодательных изменений. И потом, у пиратов есть лобби в парламенте. Во время внесения поправок ко второму чтению закона правообладатели натолкнулись на непонимание Александра Данченко (глава Комитета по информатизации) и Татьяны Поповой (на то время – Интернет Ассоциация Украины). Впрочем, с первым удалось договориться сразу после того, как убрали ответственность интернет-провайдеров, отметил Миенко.
Помощник нардепа БПП Григория Шверка Александр Карапетян внимательно выслушал претензии правообладателей к МЭРТ
Пока руководитель VOD-портала 1+1 Digital Артем Лезин готовился к презентации, я не могла отделаться от вопроса, не приходится ли он родственником Виктории Лезиной?
Лезин презентовал специальную разработку телегруппы – сервис по защите авторского контента SUDUM. Кроме круглосуточного мониторинга пиратов как ContentID в YouTube, сервис позволяет отправлять жалобы хостерам и даже регистраторам. Он обрабатывает топ-5 соцсетей, топ-50 поисковых запросов Google и топ-30 пиратских сайтов. Эффективность сервиса – 93,5%. Что это значит на практике: 150 тысяч копий видеоконтента удалено, телегруппа увеличила свой трафик в три раза, а прибыль от видеорекламы – на 40%.
Глава УАПА Владимир Илинг поддержал Плюсы, рассказав еще одну историю о неудачном сотрудничестве с МЭРТ
УАПА работает со всеми голливудскими кинокомпаниями – в том числе «большой шестеркой», а также с несколькими дистрибуторами художественных фильмов в Украине. Обращение в полицию и суды – процесс длительный, поэтому в УАПА очень ждали принятия закона. Но то, что получилось в результате, ассоциацию разочаровало. Выходит, что проще все же обратиться в полицию и суд: главное – правильно составить заявление и прописать компенсацию. Но время на принятие решения уходит колоссальное – не меньше 6 месяцев.
По словам Илинга, в законе не учли наработки ассоциации. Если ранее 30% сайтов-нарушителей реагировали на обращения правообладателей, то после подписания закона пираты поняли, что бояться нечего: МЭРТ не составляет админпротоколы за нарушение прав интеллектуальной собственности, а потому пираты перестали реагировать на письма. Упала и статистика по закрытию пиратских ресурсов: в прошлом году усилиями УАПА закрылось 60 сайтов, еще примерно столько же поменяли хостинг с украинского на зарубежный. После вступления закона в силу «показатели существенного снизились» (увы, насколько снизилась, Владимир не рассказал).
«Отсутствие инспекторов, которые по закону должны составлять админпротоколы, поставило нас в тупик. Когда мы обратились в департамент по интеллектуальной собственности МЭРТ, нам ответили, что, во-первых, они не согласны с такой формулировкой участия во всех процедурах, а во-вторых, у них нет сотрудников для всего этого. Что делать – ждать комплектацию или вносить изменения в закон?» - резюмировал Илинг.
Напомнив о мониторинге рекламы брендов на сайтах с нелегальным контентом, который УАПА проводит вместе с инициативой «Чистое небо», Владимир призвал всех объединиться, приведя в качестве примера созданный на мировом уровне The Alliance For Creativity and Entertainment. За короткий срок работы (с июня) АСЕ, в который вошли 30 крупнейших производителей контента, провел несколько масштабных рейдов по Европе и Канаде:
Наработками StarLightMedia в борьбе с пиратами поделился коммерческий директор StarLightDigital Николай Фаенгольд. Но для начала напомнил, что пираты – воры, а пиратство – это бизнес, построенный на воровстве. Пират не платит за контент, но зарабатывает, и чем больше аудитория – тем больше его доходы.
Задача телегруппы – ударить по бизнесу пиратов
Летом 2014-го StarLightMedia подвела итоги первого полугода работы своего Центра мониторинга контента. Итоги, как выразился Николай, изменили сознание телегруппы: 2 210 ссылок удалено, количество легальных просмотров выросло с 19 млн (в 2013-м) до 31 млн. Но удаление линков – неправильная стратегия: нужно «удалить» пиратство. Пиратов в телегруппе делят на два подвида: веб-мастера, нагоняющие трафик и монетизирующие готовый пиратский контент, и собственно пираты, записывающие контент телегруппы, чтобы потом выложить его в свой плеер. По результатам 2014-го количество просмотров в легальном плеере телегруппы дошло до 88 млн. Зачисткой контента занималось три человека. В 2015-м был запущен собственный софт, и количество легальных просмотров выросло еще больше. Также группа ведет работу с поисковиком – Google заблокировал 23 тысячи сайтов. Сейчас у телегруппы есть претензии к 146 пиратским ресурсам из 539, находящихся сегодня в списке «Чистого неба». И да, просто бороться с пиратскими сервисами недостаточно: нужно развивать легальную альтернативу. Кроме собственных сайтов, телегруппа монетизирует контент на YouTube, где сегодня размещено 300 тысяч единиц контента.
В 2016-м телегруппа начала продавать права на ретрансляцию телеканалов: первыми их получили ОТТ-сервисы, из-за чего телеканалы группы ушли из бесплатных ОТТ-приложений, доступных в Google Play и App Store. С ОТТ-сервисами, которые не убрали телеканалы группы в мобильных приложениях, пришлось говорить иначе. В результате из App Store было удалено 8 пиратских приложений, в Google Play – 16. Со Smart TV было проще – после чистки в мобильных приложениях они сами начали удалять каналы телегрупп.
У SLM есть договоренности с двумя кабельными провайдерами на предмет незаконной ретрансляции телеканалов телегруппы. Изначально подали иски по трем, и с двумя урегулировали вопрос сразу – они компенсировали затраты и оплати роялти. В конце августа телегруппа подала свое первое заявление в киберполицию (против кого – телегруппа пока не готова рассказать). Это первый кейс – в телегруппе занимались им 9 месяцев и не думали, что подготовка займет так много времени.
Главный по каналам телегруппы FOX в Украине Родион Принцевский следил за дискуссией, заняв стратегическое место на галерке
Совсем недавно – 2,5 месяца назад – SLM открыла для себя еще один путь борьбы с пиратами. Пираты зачастую получают платежи, пользуясь системами Visa и MasterCard, у которых есть внутреннее правило – системой нельзя пользоваться, если платежи нарушают авторское право. За 2,5 месяца телегруппа написала 12 заявлений, и по 6-ти из них контент удалили, с одним нарушителем договорились, еще 5 – на рассмотрении.
Вместо резюме – бесплатный совет от Фаенголда: правообладателю стоит выделить бюджет на мониторинг – это только зарплата сотрудника. А алгоритмами успешных кейсов телегруппа готова поделиться.
Директор юридической фирмы «Виндекс» Павел Миколюк участвовал в дискуссии как юридический представитель «Медиа Группы Украина» по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности
Миколюк сосредоточился на истории с нелегальным распространением телеканалов «Футбол1/Футбол 2» в IPTV-ОТТ. По его словам, хозяйственный суд Киева завален исками правообладателей, а суды в регионах – нет, соответственно, там дольше проходит рассмотрение дела. Борьба с большим игроком – результативнее, поскольку резонансное дело может повлиять на других. Один из первых успешных кейсов «Виндекса» – прекращение нелегальной трансляции футбольных телеканалов компанией «Корбина-телеком»: помимо интернета, бонусом, провайдер раздавал абонентам пиратское IPTV. Сложность кейса в том, что провайдер как ООО не предоставлял доступ к интернету, а передавал это другой компании, IPTV же раздавали при помощи приставки, которая была разработана исключительно под провайдера. Таким образом, в деле было три ответчика. Продавец приставки защищался тем, что «продал кусок железа без контента», но «Виндекс» доказала: приставка настроена так, что работает в сети основного ответчика. Однако сначала суд наказал только провайдера. И лишь когда судебный процесс зашел на второй круг (после кассации), на апелляции были наказаны все три ответчика, а правообладатель получил компенсацию. Что интересно, «Виндекс» сумела доказать нарушения без экспертизы.
Второй пример – киевский провайдер Wnet и его партнер в Белой Церкви «Магнус лимитед». Киберполиция провела экспертизу, но дело закрыли, поскольку у Wnet «не было прямого умысла». Тогда «Виндекс» обратилась в суд, где доказала незаконность схемы: «Магнус» предоставлял ТВ, которое ему предоставлял другой киевский провайдер, который в свою очередь брал контент у сервиса tvbuzer.net.
С корабля на бал. Сергей Крапива, начальник Киевского управления Киберполиции, прибыл на мероприятие прямиком с аэропорта – был на конференции в Гааге
Крапива решил рассказать о работе своего ведомства, попутно отчитав правообладателей. Департамент киберполиции молодой, он создан в 2015 году. По состоянию на сегодня у него есть представительства во всех областных центрах, общий штат – 400 человек, включая как сотрудников оперативного блока (инспекторов), так и спецагентов («белых хакеров»), которые помогают правообладателям найти нарушителей. У киберполиции есть «национальный контактный пункт», позволяющий оперативно получать ответы на запросы из других стран. А слабое звено в этой цепи, по мнению Сергея – правообладатели: мол, заявители подают неполные заявления или не подтверждают сумму причиненного ущерба, из-за чего ведомству приходится закрывать уголовные производства. Иногда правообладатели используют правоохранительные органы, чтобы припугнуть нарушителей: мол, в 2016-м году не раз бывало, что после обыска киберполиции нарушитель договаривался с правообладателем, и тот забирал иск. «Дальнейшие обращения таких правообладателей рассматриваются иначе», - сообщил Крапива, не уточнив, как именно. А я вот думаю: если до пирата доходит только после визита киберполиции, разве это плохо? Главное, ведь, что дошло!
Совет от Крапивы: направлять заявление одновременно во все органы – СБУ, полицию, прокуратуру – не нужно, быстрее не будет. Координация между ними есть, но может случиться, что все отложат на потом, так что нужно сразу определиться с одним органом.
Слушатели фотографировали не только слайды презентаций, но и самих спикеров
Катерина Федорова, сменив прическу, очень похорошела
Руководитель «Чистого неба» рассказала об успешном сотрудничестве инициативы с международными организациями (например, с USAID), а также призвала правообладателей обмениваться опытом и объединять усилия. В частности для этого в Фейсбуке будет создана специальная группа. Инициатива вместе с Антипиратской ассоциацией готовит обновленный мониторинг рекламы брендов на пиратских сайтах. Рекламодатели должны понимать, что такая реклама – не только репутационные, но и финансовые риски, учитывая уголовную ответственность за финансирования пиратства.
«На закуску» выступила Анна Слобода, вице-президент польской антипиратской ассоциации Sygnał и менеджер по управлению правами в интернет и борьбе с пиратством в крупнейшей польской телегруппе TVN. Если «Чистое небо» украинские телегруппы создали в 2012-м, то в Польше ассоциация появилась еще в 2002 году – в первую очередь для борьбы с кардшарингом и незаконной дистрибуцией, интернет добавился позже. Как оказалось, поляки сталкиваются с похожими проблемами – несовершенное законодательство не позволяет быстро наказать пирата за размещение незаконного контента. Несмотря на тесные связи Евросоюза, Польше не удалось принять Директиву ЕС по авторскому праву, которая заставила бы интернет-провайдеров платить за нарушение авторских прав. А вот блокировку оплат пиратов по Visa и MasterCard ассоциация использует давно, чем регулярно портит бизнес местным пиратам.
Последний совет – от юристов Smartsolutions. Точнее, пошаговое руководство для правообладателя в борьбе с пиратским сервисом:
Как ответят (и ответят ли) чиновники из МЭРТ правообладателям, узнаем со временем. Я же с нетерпением жду первых результатов судебных разбирательств с использованием нового закона – как в случае с пиратскими интернет-сайтами, так и в случае пиратских интернет-провайдеров, ОТТ-сервисов и рекламодателей, финансирующих пиратов. Думаю, это будет эпично.
Фото - Андрей Полищук