]
Facebook LiveJournal Twitter

Рисковать нельзя умереть. Независимые продакшены на «Медиазавтраке с МRМ» раскрыли секреты выживания

14:47 13.10.2017 0

Поскольку вы уже знаете, что вчера в рамках «Медиазавтрака с MRM» представители независимых продакшенов обсудили животрепещущую тему –  как выжить небольшому продакшену в Украине, то наверняка ждете от меня отчета о состоявшемся мероприятии.

Ну, вот и я, и, естестественно, отчет со мною.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

А вот и традиционные круасаны от ресторана RONIN

И спикеры мероприятия:

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Александра Лозинская, продакшен «Рога и Копыта»

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Нана Суханова, Selena Films

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

И Дмитрий Сафановский (RunGo Studio)

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Ну и бессменный модератор «Медиазавтрака» Артем Вакалюк

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Они как приличные люди пришли раньше всех и даже успели что-то обсудить до начала

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

А вот и первые гости

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Среди которых - руководитель проекта «Топ-модель по-украински» Алена Звирык

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк,Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Ну, сейчас настроят стрим в Фейсбуке, и можно будет начинать

Напомнив тему встречи, Артем Вакалюк рассказал, что в Украине сейчас работают более 150 продакшенов – тех, кто минимум раз в год что-то выпускает. И приступил к модерированию разговора. Для начала попросил всех вспомнить о том, «как было раньше» и сравнить с тем, «как сейчас»:   

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Как вам работается с нашими телеканалами: проще, сложнее, чем, скажем, 15 лет назад?    

 – Ну, тогда были совсем другие стартовые условия, – начала вспоминать Александра Лозинская. – В 2003-2005-м практически всегда мы шли на каналы с пониманием, где найдем деньги, каких спонсоров потрясем, как продумаем продакт-плейсмент… Так мы запускали несколько проектов. Например, себестоимость квеста «На свою голову», который мы делали для ICTV, была настолько высока, что на канале сказали: «Да вы что! Мы не можем себе это позволить». Но нам за месяц удалось убедить нескольких спонсоров в том, что это будет интересно, мы придумали, как интегрировать их продукт в проект, и когда канал увидел, что в это уже не надо вкладывать столько денег, - дал добро. Прошло время, и когда мы к тем же каналам стали приходили со словами: «Вот, у нас есть наметки, может, ваш коммерческий отдел подключится, и мы вместе составим какое-то коммерческое предложение», нам уже отвечали: «Давайте каждый будет заниматься своим делом: вы – производить, а мы продавать».

Тогда и каналов было меньше, и продакшенов, и при желании, если не набивать столько шишек, сколько набили мы, можно было бы уже и не быть небольшим продакшеном, – заключила Александра.

– Какие шишки вы набили? – поинтересовался Вакалюк.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Мы с моим партнером, режиссером, настолько сильно вовлекались в проекты, что хотели контролировать буквально все и делать за всех все, – призналась Лозинская. – Нам казалось, что невозможно отпустить группу, не приехать на площадку и самим не проверить каждую склейку. Естественно, это забирало время и не давало возможность развиваться, делать несколько проектов одновременно.

– Я вот думаю, в чем разница между 2010-м, когда мы появились, и нынешним временем, – вступила в разговор Нана Суханова. – Мы тогда производили достаточно много скетчкомов, реалити для канала «ТЕТ», адаптировали форматы. Грубо говоря, тогда нам давали креатив, оставалось только разработать логистику производства и произвести. Так же мы работали с полнометражной картиной «Раскоп» Сергея Дахина перед самой революцией: приехали режиссеры, операторы, продюсеры, а мы сделали полный сервис – с локациями, бюджетированием и т.п. Потом случилась Революция, у нас был копродакшен по документальному проекту «Зима в огне», и после этого ситуация изменилась. А мы это не сразу осознали и не сразу приняли новые правила игры: теперь, чтобы производить, нужно давать креатив. Не просто приходить на канал: «Я могу для вас что-то сделать», а принести идею. По большому счету – ряд идей под каждый конкретный канал с учетом их сетки, ЦА и пр.

Новым оказалось в последние годы и появление мощного сценарного департамента. Теперь он идет впереди всего паровоза, и его тоже нужно маржерить и финансировать.  

Дмитрий Сафановский по сравнению с опытными коллегами смог вспомнить не так уж много:

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– На данном этапе у нас полтора проекта: сериал «Суббота», который идет на «1+1», и в процессе съемок – сериал «Опер по вызову» для «2+2». Ну и еще мы подписали договор с одним каналом и сейчас разрабатываем сценарий. У нас было пару пилотов для ТЕТ… Кажется, мы все с ТЕТ начинали. В общем, сняли для канала пилот реалити «Охота на работу» – довольно недешевый, он снимался в Нью-Йорке и Киеве, был в эфире и даже без промо дал среднюю долю канала, но его все равно не запустили.

Но мы все равно благодарны за шанс. Мы поняли, что можем, и сняли за свои деньги пилот ситкома «Суббота». Даже не знали, к кому с ним идти и отправили его по почте. Он заинтересовал руководителей канала, мы встретились с ними и вот – сняли сериал. И теперь работаем дальше.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Во время съемок «Субботы» у нас даже не было офиса. У меня – даже ноутбука, – поделился Дмитрий. – Главное – делать. Пилот реалити «Охота на работу» мы снимали, чтобы просто получить опыт. Даже если телеканал говорит, что заявка или пилот некачественные, нужно предлагать, предлагать… До «Субботы» и «Опера по вызову» я ни минуты не работал ни на одном продакшене. Я видел старвагены и думал «Круто!» Подойти к плейбеку для меня было мечтой. Мне многие говорили: «Ну, иди, работай в продакшене». А я понимал, что легче самому сделать…

Тут Дмитрий практически сорвал аплодисменты, поскольку оказался живым воплощением «американской мечты» и продолжил:

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Мы показали Елене Васильевой пилот – но пилот, а не заявку – ей понравилось, и она спросила: «А какая у вас фильмография? Какой у вас опыт, как я могу вам поверить?» Я честно сказал, что опыта нет, но он будет, если вы нам поверите. Ну вот, теперь он у нас есть. Пилот – это важная вещь. Нужно рискнуть.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Вкладывать деньги в пилот могут очень крупные продакшены, у нас их по пальцам одной руки можно пересчитать. Насколько оправдан риск деньгами? – поинтересовался Артем Вакалюк. – С вами, Дмитрий, все понятно…

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Нужно быть готовым к тому, что даже если пилот стопроцентно финансирует канал, все равно будут моменты, когда продакшену придется вложить свой ресурс, и зачастую немаленький, - объяснила Нана. - Но тебе крайне важно, чтобы получилось хорошо, и ты пойдешь на любые затраты. Будет перерасход по ночным сменам, бензин и т.д., это все буферится твоими финансами. Это больно, но нужно. У нас оборотных средств немного, «подушка» небольшая. И наша основная сложность – постоплаты работ, которые сейчас приняты на рынке, особенно в рекламных проектах.

Ты должен полностью вложиться в съемки рекламного ролика, а если параллельно идет пилот? А «тумбочка» не бесконечная, и ты идешь к коллегам, партнерам, пытаешься занять под проценты… Нужна «подушка». Средства возвращаются, но это время нужно пережить.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– У нас похожая ситуация, – призналась Александра Лозинская. – Часто мы заходим в съемки, еще не получив финансирования, и каждый съемочный день я думаю, где взять деньги, чтобы оплатить завтрашнюю смену и закрыть сегодняшнюю. И понимаем, что на какое-то финансирование можно рассчитывать в лучшем случае дней через 10, если ты будешь достаточно настойчив в том, чтобы его получить. Потому что нужно все время напоминать, что дата оплаты тогда-то, а заказчик ее уже просрочил, а нам надо снимать, потому что если мы остановимся и зайдем в консервацию, то потом расконсервировать будет значительно дороже…

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Давайте создадим инвестиционный профсоюз для наших продакшенов! – предложила Нана 

– В общем, чтобы выжить и не искать дополнительные инвестиции, которые потом будешь возвращать, нужно в идеале иметь несколько проектов, чтобы иметь возможность перекрыться, – резюмировала Александра. – А по поводу производства не под заказ… У нас был опыт документального проекта, который нам никто не заказывал. Просто тема оказалась близка. И мы не до конца понимали, что будем делать с проектом дальше. В итоге проект сняли, смонтировали и даже выпустили в прокат. И он вышел в такой плюс, что мы даже не ожидали. Мы продали его на пару маленьких каналов и послали на пару фестивалей. Поэтому  – как выжить? Иметь смелость. Если сидеть на месте, ничего не предлагать, не иметь варианты финансирования сценаристам за пилотные серии, которые еще непонятно, продашь или нет, не приносить в полуготовом варианте продукт на всякие питчинги в расчете на дофинансирование – то можно сесть и умереть.

Дальше речь пошла об инвестициях продакшенов.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Раньше мы вкладывали в технику, – подхватила Александра. – Наш парк техники, конечно, не сравним с парком больших продакшенов, но какие-то свои потребности он покрывает.

За сим все единогласно признались, что смысла продакшену вкладываться технику сейчас нет.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Мы стараемся все, что выходит в плюс, вкладывать не в технику или апгрейд, а в контент, – рассказала Нана Суханова. – Выкупаем права на экранизацию, на первую серию комедии… Последние 2,5 года все, что можно приобрести на баланс компании – это нематериальные вещи. Пусть лежат, ждут. У нас есть минимальный джентльменский набор: петлички, камера, светокор. Чтобы выжить, продакшену нужно быть «гармошкой», которую нужно – развернул, не нужно – свернул, перезимовал и снял несколько рекламных роликов.           

– Как заработать маленькому продакшену? – поднял новый вопрос Вакалюк.

– Находить диалоги с подрядчиками, фрилансерами, обоюдное понимание насчет налогообложения, – ответила Нана. – Потому что не все сценаристы и актеры понимают, что элементарное открытие СПД и ФОП необходимо: мы работаем с расчетным счетом, а фрилансеры привыкли получать гонорары на руки. И не хотят получать деньги «грязными». Приходится объяснять им, что все платят налоги. А творцы к этому не привыкли, а работать нужно. И дальше либо ты нашел налоговую цепочку, которая для всех ок, либо ты в минусе.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Поднятый следом вопрос о возможном финансировании государством сериалов большого энтузиазма не вызвал:

– На рынке к этому относятся скептически, – заявила Александра Лозинская. – Может, как тренинг питчинг и будет, но будет ли запуск чего-то в производство – вопрос. Мы надеемся, что все будет хорошо, но всегда должны иметь план Б.    

– Сейчас сериальные продукты на питчинг не готовим. Мне непонятен пока механизм работы, – призналась Нана Суханова. – С кем Госкино будет заключать договор – с каналом или продакшеном? Для начала нужно понять это.

 После коснулись основных статей расходов продакшенов:

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Все выросло! – ужаснулась Лозинская. – Технический и творческий персонал, актеры, ожидания к качеству картинки каналов, соответственно, стоимость техники. Я все жду, когда на очередном проекте пойму, что мы зашли даже не в ноль, в минус…       

– Очень подорожали артисты, – продолжила Нана Суханова. – Но и их занятость стала такой, что теперь сделать КПП комфортным и рентабельным сложно. Подорожал творческий персонал, режиссерский, операторские ставки! Я понимаю, что это четырежды заслуженно, но наш-то бюджет с каналом остается тем самым… Поэтому нужно взращивать новое поколение.

После чего вернулись к вопросу выживания:

– Чтобы выжить, у тебя должна быть сериальная линейка, ряд рекламных роликов – желательно не менее 2-3 в месяц, и параллельно разрабатываться кино, – рассказала глава Selena Films. – Это ступенчатая история. Не представляю, как небольшой продакшен может выжить с одним проектом. 

И перешли к вопросу интернет-проектов: выяснилось, что мы, в отличие от России, к ним придем нескоро.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Просто у нас монетизировать диджитал невозможно, – присоединился к спикерам Артем Вакалюк. – Чтобы запускать проект, нужен свой YouTube-агрегатор – прямо на YouTube вы не зайдете в жизни. YouTube заберет у агрегатора 45%, агрегатор – 45% у вас. И у вас останется 10%. Вы потратите $10 тыс. и получите $100. Вот и вся экономика.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

– Но в любом случае здесь есть перспектива, – считает Александра Лозинская. – И те, кто активно нырнет в эту реку, сможет на безрыбье поймать улов. Я пару лет назад еще скептически относилась к диджиталу, а сейчас все больше убеждаюсь, что туда тоже нужно нырять чем быстрее, тем лучше, потому что с каждым полугодием конкуренция становится больше.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Ну и закончили. Сперва плохим:

– У нас была ситуация, когда канал заказал 200 эпизодов реалити, а через 100 серий сказал: «Извините, больше денег нет. Хотите судиться? Ок, но мы большая корпорация, так что подумайте...», – рассказала ужастик Александра Лозинская. – Так что смотрите, с кем общаетесь.

А затем хорошим:

– Бытует мнение, что на каналах сидят монстры, – сказала Нана Суханова. – Не верьте! Там – большие умницы, труженики и вообще креативные люди.

Медиазавтрак с МRМ, Артем Вакалюк, Александра Лозинская, Рога и копыта, Дмитрий Сафановский, RunGo Studio, Нана Суханова, Selena Films.

Напоследок модератор заметил, что раз главы маленьких продакшенов все ждут, когда окажутся в минусе, и все не оказываются, то не все у них плохо. А может, и вообще неплохо. И вообще – пусть все будет хорошо.

С удовольствием присоединяюсь к пожеланиям Артема и желаю небольшим продакшенам стать большими. И радовать меня своими новостями. Надеюсь, вы согласны. 

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...