«Даже за одного жителя Донбасса нужно бороться». Как работают военное радио и телевидение Украины
Происходящее на Донбассе четыре года подряд доказывает, что для ведения гибридных войн нужно не столько оружие, сколько «правильные» новости и месседжи в средствах массовой информации. И, к сожалению, нашей стране за эти четыре года далеко не всегда удавалось дать отпор в развернутой Россией информационной войне. Весной 2014-го оккупированные территории остались без украинского телерадиовещания, и все попытки возобновить его практически не имели эффекта. Впрочем, есть один удачный пример такой работы – радиостанция Минобороны «Армия ФМ», созданная 1 марта 2016-го для вещания на Донбассе. Кроме радио, при Минобороне функционирует телестудия, как продакшен производящая телепрограммы для других телеканалов.
В День журналиста, 6 июня, Центральная телерадиостудия Минобороны отметила свое 26-летие. И я решила, что просто обязана рассказать вам, как живет украинское военное радио и телевидение.
Редакция радиостанции и телеканала размещается в Центральном доме офицеров Вооруженных сил Украины. Туда я и отправилась, а провести мне экскурсию согласилась руководитель ЦТРС Минобороны Яна Холодная.
В студии завершился эфир ежедневного утреннего шоу «Рота, подъем», сотрудникам нужно быстро выставить свет и камеры для телезаписи программы «Исторический час», которая развенчивает советские исторические мифы. Проект выходит в прямом эфире по средам с 10:00 до 11:00, а после 23:00 его показывает «5 канал».
Яна Холодная обращает внимание на новый экспонат студии – картину полтавского художника, на которой Тарас Шевченко делает Владимиру Путину татуировку с известной всем фразой. На радиостанции пока не придумали, где повесить картину – все стены заняты флагами
от военных.
Тут же на диванчике можно полистать свежие книги о войне на Донбассе. Но особо расслабиться не удастся – в студии работает веб-камера, круглосуточно транслируя все происходящее на сайт радиостанции, где также можно слушать подкасти и смотреть видеозаписи эфиров.
Фронтовой «реквизит»
от верных радиостанции и стране слушателей
Жизнь кипит не только в студии прямого эфира -
В студии звукозаписи по соседству идет начитка
А в ньюзруме - мини-совещание
Телевидение занимает несколько помещений на первом этаже Дома офицеров, а радиостанция находится на четвертом, с террасы которого открывается вид на здание отеля «Киев», Верховную Раду и Мариинский парк
Сюда сотрудники выходят отдохнуть,
покурить,
что очень не нравится работникам отдела кадров, окно которого выходит на террасу
Но вернемся в студию. Программу «Исторический час» ведут два историка – Василий Павлов и Юрий Гудименко, компанию которым составляет Яна Холодная. Сегодня говорят о нормандском фронте Второй мировой
Юрий Гудименко, если вы вдруг не знаете - активный проукраинский блогер с десятками тысяч подписчиков
Прямой эфир... Поехали!
Я же, минуя стену пожеланий от гостей и слушателей, отправляюсь в телестудию
Меня встречает редактор Виктор Гром
Как оказалось, собственно студии у телестудии нет – все подводки журналисты записывают на сторонних локациях или в студиях телеканалов, на которых выходят программы. Под телестудию здесь отведена комната, в которой из-за недофинансирования пока нет ничего, кроме звукоизоляции. Саму комнату мне не показали – она была закрыта.
Начинаем экскурсию с кабинета программы «Будем жить», которая еженедельно выходит на «5 канале» и рассказывает о людях и судьбах, которые изменила война. В этой редакции тоже много флагов, один из которых – от Амины Окуевой.
У каждой программы, которую производит студия, есть своя редакция. А режиссеров монтажа, судя по всему, на всех не хватает – зачастую журналисты сами монтируют свои материалы. Прямо сейчас идет работа над очередным выпуском программы «Техника войны», рассказывающей об оружии с тест-драйвами и краш-тестамы. Проект выходит на новостном канале «24» и собирает неплохие просмотры на YouTube.
А это улыбчивая команда еженедельной информационной программы «ProВійсько», рассказывающей новости с брифингов, пресс-конференций, полигонов, учебных центров и т. п.
Напоследок Виктор показывает монтажку, в которой работает над 40-минутным документальном фильмом об аннексии Крыма. Виктор был очевидцем событий, поскольку в то время как раз служил в Крыму и снял немало эксклюзивного видео, которое нигде не публиковалось. Мой собеседник рассказывает немало интересного: вы, например, знали, что из 1000 с лишним крымских военных присягу предали 75%? Те, кто не предал Украину, были переброшены в Одессу, Николаев и Херсон.
Фильм, который готовит Виктор Гром, выйдет осенью, возможно, даже в кинотеатрах.
Тем временем, на радио завершился прямой эфир, и я смогла расспросить Яну Холодную об особенностях работы военного радио и телевидения во время войны:
- В марте «Армии FM» исполнилось два года. Расскажите, как вы запускались.
- Два года для СМИ – это очень мало. У нас не было большой промокампании, у нас небольшой штат. Но при этом мы вещаем 24 часа в сутки.
Все решалось на уровне Министерства обороны. Было принято решение создать военную радиостанцию. Вспомним международный опыт: у американской армии есть своя радиостанция, поддерживающая военных в тех местах, где они несут службу – это показано в фильме «Доброе утро, Вьетнам». У израильской армии есть радиостанция, очень похожая на нашу форматом, идеей, концепцией. В России также есть военная радиостанция – там работает целый холдинг вокруг телеканала «Звезда», включающий и информационные интернет-ресурсы. У нас своя история – мы решили пойти несколько другим путем. После анализа информпространства на Донбассе оказалось, что украинского вещания там мало, множество коммерческих радиостанций ушли оттуда после начала войны. Поэтому приняли решение делать радиостанцию не только для военных, но и охватить местных жителей Донбасса. Наша концепция – 70% музыки и 30% информации. Мы следуем этому принципу с первого дня, и он себя оправдывает.
- Какого формата музыка на «Армии FM»?
- У нас нет российской музыки и русскоязычной украинской музыки – только украиноязычная и западные хиты. Хорошо заходит рок, его очень любят военные: в топе, например, AC/DC, но заказывают и много украинских исполнителей – группы Kozak System, «Тень солнца» и др. Каждую неделю мы подводим итог, кого больше всего заказывают. В последний раз это была как раз-таки группа «Тень солнца».
- Вы с самого начала возглавляли «Армию FM»?
- Я больше 10 лет работала в МВД – сначала в пресс-службе, потом в телестудии, а в январе 2015-го возглавила Центральную телестудию Минобороны. Теперь она называется Центральная телерадиостудия Минобороны и объединяет редакции «Армии FM» и «Военного телевидения». Радиостанция ведет FM-вещание на Донбассе и онлайн – на сайте. У «Военного телевидения» как таковой медиаплощадки нет: есть только канал в YouTube, отдельные телепроекты выходят на коммерческих телеканалах.
- Я знаю, что в запуске «Армии FM» участвовал радиохолдинг «Первая украинская радиогруппа» Андрея Карпия. В чем заключалось сотрудничество?
- Мы вещали на волнах, принадлежащих Андрею Карпию, пока сами не стали лицензиатами Нацсовета, получив лицензию в августе прошлого года. Юридически у нас был подписан договор с Карпием, по которому он бесплатно ретранслировал «Армию FM». Также поначалу Андрей помогал нам оборудовать студию, поскольку у нас не было опыта в запуске радиостанций. Кроме того, с запуском нам помогал Валера Глейзер, создавший не одну коммерческую радиостанцию. Они оба консультировали нас, как лучше сделать, какую аппаратуру лучше поставить, как оборудовать студию для эфира, для записи, провести звукоизоляцию. У нас были разные идеи относительно запуска вещания, но в результате мы пошли по пути коммерческих радиостанций.
- Есть ли у «Армии FM» «полевая» студия на Донбассе?
- Мы ведем вещание исключительно из Киева. У нас здесь – в помещении Центрального дома офицеров Вооруженных сил Украины, как вы уже видели, есть ньюзрум, студия для эфира и студия для записи. Но раз в месяц практикуем выездной эфир на Донбассе: едем в зону ООС, выбираем бригаду и работаем оттуда – рассказываем о бригаде, посвящаем им весь день. Выводим в эфир солдатов с классными историями. Иногда практикуем выездные эфиры с участием местных жителей, волонтеров. Мы пытаемся рассказать, что на Донбассе очень много проукраински настроенных людей. Как-то вышли в эфир из библиотеки в селе Александро-Калиново (20 км от Авдеевки), общались с местными жителями. Они несколько месяцев жили в оккупации, рассказывали, как подпольно боролись против сепаратизма. У них есть свой этно-музей, они сносят туда предметы украинской культуры, поддерживают его. В музее также есть отдельная экспозиция об АТО.
- Давайте пройдемся по сетке вещания. Какие программы транслируете?
- Каждое утро у нас играет гимн, в начале каждого часа выходят новости. По будням есть утреннее шоу «Рота подъем» (с 7:00 до 10:00), на которое во вторник и четверг приходят гости – позитивные люди или малоизвестные украинские группы, которые мы поддерживаем. Днем в эфире программа поздравлений «Привет в АТО» (с 13:00 до 14:00), вечером – с 17:00 до 18:00 – разговорные программы. По понедельникам в этой линейке выходит программа «Ветерано бизнес» с военным психологом Андреем Козинчуком. Изначально ее вел совладелец пиццерии Veterano Pizza Леонид Остальцев, но в силу того, что он занят своими проектами, ведущий поменялся. Это программа-интервью с бойцами, которые вернулись с войны и открыли свое дело, они делятся своим опытом. Во вторник идет программа «Полиграф» – интервью с чиновниками Минобороны, Генштаба; обсуждаются вопросы, например, социального обеспечения военных. В среду у нас музыкальный день: в 17:00 выходит программа «Живьем», в которую мы приглашаем звезд, а после – с 19:00 до 20:00 – программа SoundUA. Ее ведет фронтмен группы «Тарута» Женя Романенко. Он рассказывает о последних новинках в музыке, в частности украинской, о фестивалях, которые проходят на Донбассе. В среду с 10:00 до 11:00, у нас, как вы уже видели, «Исторический час», его ведут два очень хороших историка – Василий Павлов и Юрий Гудименко. Кстати, у нас был очень удачный спецэфир ко Дню Победы: они развенчивали мифы, насаждавшиеся нам советской пропагандой. В четверг в 17:00 выходит программа «Оружие.UA», ее ведет Сергей Каминский. Это короткая получасовая программа об оружейных новинках и т.п. По вечерам пятницы – музыка.
В выходные выходит «Рейверский уик-энд» с Сашей Безсоновым. Он – военный, во время службы создавший пиратскую радиостанцию в Марьинке. Он купил китайский передатчик и запустил радиостанцию для своей бригады – крутил рок, чтобы перебить тот шансон, который там повсюду в FM. Мы, создавая «Армию FM», узнали о нем и после демобилизации предложили контракт. Саша, кстати, пишет музыку, в программе рассказывает новости о рейве. К нему постоянно звонят – заказывают композиции, программа пользуется большим спросом.
- В каких городах Донбасса вы вещаете? Сколько у вас FM-частот?
- У нас в сети 23 города Донбасса. В августе прошлого года, став наконец-то лицензиатами [Нацсовета], мы взяли на себя некоторые частоты, которые раньше были записаны на компании Карпия, получили на них временные разрешения на вещание.
- Я слышала, что вы хотите FM-частоту в Киеве. Это так?
- Мы хотим выйти за приделы Донбасса. В планах у нас не только Киев, но и вся Украина. Как это будет происходить, мне пока сложно понять, поскольку поиски частот – очень сложный процесс. Но, к счастью, есть поддержка Нацсовета. Мы – государственная, некоммерческая радиостанция, поэтому нас поддерживают.
- А на оккупированные территории Донбасса сигнал «Армии FM» добивает?
- Да. В начале работы радиостанции, в частности из-за поддержки Карпия, была сформирована стратегия, как мы должны вещать, расставлять передатчики. Это сработало. Они стоят максимально близко к линии разграничения. Где-то мы присутствуем на 10 км вглубь, где-то – до 30 км. Все зависит от мощности передатчика и высоты подъема. В некоторых местах нам несколько усилили сигнал волонтеры. Когда тебе пишут из Горловки, Макеевки со словами благодарности за украинский язык, ты понимаешь, что делаешь правильные вещи. Даже за одного жителя нужно бороться. Первоочередная наша аудитория – это военные, это их поддержка. Для них это тоже важно. В 2015-м, когда мы начинали, нам солдаты рассказывали, что им, сидя в окопах, приходится слушаит о том, как сильна армия «Л/ДНР».
- Я правильно понимаю, что жители оккупированной части Донбасса должны направить антенну на украинскую сторону, чтобы поймать сигнал «Армии FM»?
- Я точно не знаю нюансов по приему.
- По ту сторону ваш эфир, случайно, не глушат? Там ведь такие вещи мониторят.
- Насчет заглушек – это очень дорогое удовольствие. Они в плюсе, потому что в Донецке есть вышка, у которой сумасшедшее покрытие: это вторая вышка по высоте в Украине – 350 м. Но нас точно слушают в Горловке, Макеевке, части Луганска, Стаханове. К нам даже звонили с той стороны – в прошлом году на День Независимости сказали, что будут поздравлять наших военных «Акациями» (самоходная гаубица, - МН). Когда положили трубку, не прошло и минуты, как перезвони наши бойцы: сказали, что ждут с нетерпением. Это было всего один раз, но это было сильно.
- В стране идет процесс розгосударствления СМИ. Начали с газет, но со временем дойдут и до радио, телевидения. Как тогда быть?
- «Армию FM» запускало государство, поскольку коммерческим радиостанциям неинтересно работать в таком формате. Военная радиостанция может жить и после войны. Радиостанция может поменять профиль и стать патриотической радиоволной. Почему бы и нет? У нас сейчас множество патриотических программ и украинской музыки.
- За последние полгода на Донбассе запустились еще три военные радиостанции – «Тризуб FM» , «49 параллель» и «Свободное радио». Вы считаете их конкурентами?
- О «Тризуб FM» знаю, мы вместе получали лицензии в августе прошлого года. На Донбассе не может быть конкуренции в информпространстве. Чем больше будет украиноязычных радиостанций, чем больше они будут нести эту правду, тем лучше. Мы не говорим о том, что мы лучшие, а они хуже. У нас своя специфика работы, у них своя специфика работы. «Тризуб FM» начинал с очень маленькой радиостанции в Карловке, завоевали доверие, захотели расшириться, и это нормально. Чем больше таких радиостанций будет, тем лучше.
- Расскажите, как появилось «Военное телевидение».
- Центральной телестудии Минобороны уже 26 лет, она снимала разные программы о министерстве, войсках. Когда я пришла сюда в 2015-м, было 6 или 8 программ, я их все закрыла, поскольку они были очень плохого качества. Мы провели ребрендинг, разработали логотип и начали позиционировать себя как «Военное телевидение». А в 2016-м, запустив радиостанцию, мы стали Центральной телерадиостудией.
Если взять историю нашей армии за 20 лет – было полное нивелирование этой государственной институции. То же самое было с направлением военной журналистики. Военные корреспонденты видели войну только в миротворческих миссиях и снимали учения на полигонах. Приходит 2014-й и – как снег на голову – война с Россией. Сейчас все это выводится на абсолютно новый уровень – и направление военной журналистики, и формирование позитивного имиджа и в некоторой мере контрпропаганда. Это все должно быть.
- У нас, кстати, где-то еще обучают военных журналистов?
- В Киевском университете им. Шевченко есть Военный институт, где есть, в частности, специальность военный корреспондент. Студентов немного, но запрос есть. Начиная с 2014-го, желающих поступить именно на эту специальность все больше. В прошлом году ко мне оттуда пришли два выпускника, курсанта. При мне пришло еще два курсанта. Во Львове это направление было при Львовской сухопутной академии, очень мощный факультет, но его закрыли задолго до 2014-го.
- Какие программы производит «Военное телевидение»? С какими телеканалами работаете?
- Мы работаем на бесплатной основе с «5 каналом», с каналом «24» и делимся со всеми другими телеканалами видео из ООС, которое снимают наши мобильные группы. На Донбассе они работают по всем направлением – Мариуполь, Авдеевка и Донецк. Это журналисты из числа наших корреспондентов, работающие на ротационной основе – снимают оперативные видео об обстановке на фронте. Отдельная их задача –записывать пресс-секретаря ООС, потом мы все это раздаем телеканалам. Многие берут наши видео с фронта, некоторые ссылаются на нас, некоторые – нет. Все материалы есть на нашем YouTube-канале, он открыт для всех.
Это одно направление работы. Второе – проекты, которые мы производим: программы «Техника войны», «ProВійсько», «Будем жить», «Защитник Отечества» и «Рекрут. UASOF». «Техника войны» – это еженедельная 10-минутная программа, она выходит на канале «24», в ней рассказывается об оружии, военно-промышленном комплексе, оснащении армии. Кстати, она на канале в топе, вышло уже два сезона – осенью запустим третий. «Будем жить» – это социальная программа о военных и людях, которых так или иначе затронула война, выходит на «5 канале». Также на «5-м» выходит еженедельная 15-минутная информационная программа «ProВійсько» – сводка новостей с фронта за неделю. «Защитник Отечества» – это 24-минутный проект, в который мы заливаем все новости ООС и раздаем на областные телеканалы. Программу транслируют около 15 местных телеканалов.
Также в прошлом году для «5 канала» мы запустили первое военное реалити «Рекрут. UASOF». Мы снимали его по курсу отбора в элитный подраздел сил спецопераций ВСУ, показывали, как проходит отбор на службу. Наш военный корреспондент проходил этот курс, мы его снимали и сами потом делали постпродакшен. Показывать военных нельзя, поэтому участником был наш военный корреспондент – через него передавались все эти эмоции. В результате вышло 8 серий по 10 минут. Это был разовый проект, выходил осенью и очень хорошо зашел, получил множество позитивных отзывов. Поэтому решили продолжить, запустили съемки второго сезона с десантниками – снимаем молодежь, которая уже подписала контракты на службу, показываем, что с ними делают в первые 30 дней. Сейчас съемочная группа как раз работает в Житомире – в научном центре. Но на этот раз мы уже работаем с каналом «24»: они выделили своих операторов, мы – своих. Это будет наш общий проект.
- Если в ваших проектах так заинтересованы даже коммерческие телеканалы, почему не сложилось сотрудничество с Общественным? Они же, как и вы, финансируются из госбюджета.
- У нас была когда-то программа «Час Ч» на «Першому». Они тогда было еще НТКУ, а потом мы ее сами закрыли из-за плохого качества. Почему сейчас нет сотрудничества – я не знаю. Нас во всех начинаниях и идеях поддерживают «5 канал» и канал «24». Уже сложилось сотрудничество с ними. Мы бы хотели выходить на больших каналах, но меня устраивает то сотрудничество, которое существует сегодня, и их полная поддержка. Возможно, когда-то создадим военный телеканал. Посмотрим. Хотя это очень дорого.
- Помнится, в 2015 году президент публично давал поручение министру информационной политики создать военный телеканал. Почему не получилось?
- Я – должностное лицо и не комментирую заявление президента. Могу сказать, что никаких разговоров об этом не было.
- Не так давно закрылся частный военный канал Zalp: в декабре 2016-го вещатель получил лицензию Нацсовета на спутниковое вещание, но так и не запустился. Основателем канала выступал советник министра обороны. Что вам об этом известно?
- Руководство этого канала обращалось к нам с официальным запросом о сотрудничестве: прислали проект соглашения, который меня не устроил. Мы должны были бесплатно отдать им весь архив, позволить редактировать наши программы... Это не наш формат работы. Я не знаю цель этого канала, не знаю, кто и для чего его создавал, но перед тем, как создавать телеканал, нужно думать, какой контент будешь транслировать. Если контента нет, и ты рассчитывать на кого-то – это, как минимум, неправильно.
- Вы упоминали контрпропаганду. Какие из телепроектов, о которых вы рассказали, соответствуют этому определению?
- В нашем случае контрпропаганда – это только правда. Сейчас мы планируем запустить на радио общий проект со «Стоп-фейк». Были еще сторонние программы по развенчиванию мифов, которые мы выпускали в эфир «Армии FM». Из наших программ в этом плане очень хорошо заходит «Исторический час».
- Есть мнение, что с жителями Донбасса нужно говорить по-русски, соответственно, создавать для них программы на русском. У вас все программы на украинском?
- Все телевизионные и радиопередачи у нас на украинском языке, хотя в эфире радио бывают русскоязычные гости, мы принимаем много звонков от русскоязычных, но проблемы из этого не делаем и общаемся с ними на украинском. Они нас понимают, мы их понимаем. Это никогда не было проблемой. У нас выходила программа «МинБрест"», ее вел военный блогер Мартин Брест, когда служил в армии. Это был развлекательный, чисто армейский проект, с армейским юмором. И он говорил по-русски, приглашал тех, кто уже демобилизовался, обсуждали в юмористической форме серьезные темы. На фронте тоже много кто говорит по-русски, и это не проблема.
- Давайте поговорим о ресурсах: сколько у вас техники, какой штат, годовой бюджет?
- Технического ресурса не хватает, у нас небольшой штат и очень маленький бюджет. Когда началась война, нам с выездами помогали волонтеры – передавали фотоаппараты, ноутбуки – мы все это принимали. Потом нас поддержало министерство – удалось чуть докупить и обновить камеры. Количество людей не могу назвать: мы военная часть, большинство наших сотрудников – военные. Но это очень небольшой штат. Еще у нас есть люди в регионах – там отдельные редакции. Регулярно на фронте находятся 5-6 человек: честно говоря, у нас постоянная ротация – такая работа истощает. Разве что о радио могу сказать – тут работают до 10 человек (в ответ на официальной запрос о доступе к публичной информации по вопросу бюджета телерадиостудии мне в Минобороны предоставили следующий ответ: бюджет Центральной телерадиостудии Министерства обороны в 2016-м составил 8 648 241,00 грн (без разбивки на телестудию и радио); в 2017-м – 13 460 563,00 грн; на 2018-й заложена сумма в 15 454 646,00 грн. ЦТРС подчинена управлению коммуникации и прессы Минобороны, – МН).
- А на гранты вы можете подаваться?
- Нет, мы же государственная структура. Можем получать только благотворительную помощь. Запуская «Армию FM», мы получали технику от волонтеров – поставили ее на учет, перевели на баланс Студии. Три первых передатчика, на которых вещает «Армия FM», были переданы как благотворительная помощь от Spirit of America. Это общественная организация, существующая на пожертвования обычных американцев. Они же закупили технику для радиостанции. Еще 7 передатчиков нам приобрело Минобороны. Потом были благотворители, волонтеры… Радиооборудование у нас в целом есть. Главная проблема – телевизионная техника, она очень и очень дорогая. Сейчас нам понадобилось бы абсолютно все. В дороге пыль, техника «забивается». Также она очень убивается на фронте, на учениях – очень много таких производственных нюансов.
- А как у вас с зарплатами? Сколько получают журналисты?
- Зарплаты для военных – еще более-менее нормальные, для гражданских – совсем небольшие деньги. Многие оформлены на полставки, потому что еще где-то работают. Если мы говорим о радиостанции, то здесь не нужно сидеть с 9 до 6. Есть свои проекты – отработали и ушли. Если мы говорим о гражданском журналисте, то в среднем – это 5 тыс. грн в месяц на полной ставке уже со всеми премиями, доплатами. И это должен быть журналист с опытом. Операторы, режиссеры монтажа получают еще меньше.
- Почему тема героизации наших военных не поднимается на государственный уровень? Вопрос не совсем к вам, но все же – мы не знаем простых героев, которые ежедневно сражаются за страну. Неизвестны командиры, генералы, которые руководят операциями, разрабатывают стратегии… У нас, по сути, единственное публичное лицо – пресс-секретарь ООС. Почему так получается?
- Это международная практика. Я ездила в армию Германии, там тоже есть спикеры, которым поручено комментировать ситуацию. Спикеры ООС, пресс-офицеры – это их работа, их направление, они обучены комментировать. У генералов, командиров бригад – другие задачи. Чтобы всем каналам выдать свежую информацию на 7 утра, пресс-секретарь штаба ООС просыпается в 4 часа. Он аккумулирует все сводки в штабе, записывает текст, видео и выдает всем каналам. Да, это сухая информация, без эмоциональной окраски. А воинов мы часто снимаем в окопах на фронте. Но они не комментируют того, что не в их полномочиях: есть четкое направление работы, которое они могут комментировать.
Вот так, несмотря на нищенский бюджет, работает украинское военное радио и телевидение. Надеюсь, общественные организации и государственные мужи все же обратят внимание на озвученные выше проблемы. А общенациональным телеканалам рекомендую присмотреться к реалити «Рекрут. UASOF» – такой продукт стоит больших аудиторий.
Фото - Андрей Полищук