«В нашем обществе существует не самое здоровое стремление все зарегулировать». Филипп Ильенко о работе Госкино в 2018-м и планах на 2019-й
Считай - не считай, а с официальной статистикой спорить бесполезно - особенно когда результаты года, как в случае с отчетом Госкино, заведомо готовятся как ответы на все возможные вопросы.
Филипп Юрьевич и команда - в этом случае, сотрудник аппарата Госкино Артем Голосов - подготовились тщательно. Но я была бы не я, если бы не нашла несколько вопросов, задать которые необходимо. Так что для начала - вспоминаем, что именно презентовали Ильенко, его первый заместитель Сергей Неретин и пресс-секретарь Мария Дидык на отчетной конференции.
За чем так внимательно следили представители кинообщественности, например, Владимир Войтенко и Алик Шпилюк,
Если вкратце, то вот основные показатели, которые необходимо запомнить: в 2018 году при государственном финансированиии было создано 48 фильмов, с 25 кинопроектами подписаны контракты на производство, еще 65 фильмов - в процессе создания. Из 35 полнометражных картин, вышедших в кинопрокат, 24 получили финансовую поддержку промокампании на рекордную сумму в 4 млн 642 тыс. грн.
Также рекордным в 2018 году (впрочем, для индустрии, которая меньше пяти лет возрождается, рекордным можно считать почти любой показатель) стало финансирование кинофестивалей в Украине: финансовую помощь получили 39 мероприятий на общую сумму 16 млн 300 тыс. грн. Для сравнения: в 2017-м эти показатели составили всего 18 фестивалей и 4,5 млн грн соответственно.
Количество зрителей украинских фильмов в кинотеатрах за 2018 год выросло в два с лишним раза, а кассовые сборы - в три раза, составив почти 200 млн грн.
Неделю назад Филипп Ильенко отчитался и о законотворческой деятельность ведомства: в Госкино было разработано 12 нормативно-правовых актов, 8 из которых приняты соответсвующими органами власти.
Впрочем, именно здесь есть кроется одно «но», о котором мы с главой госагентства пообщались отдельно:
- В отчете за 2018 год подробно изложены все расходы Госкино на производство кино и немного - на промо. Впрочем, все так же нет информации о государственной поддержке кнематографа в других направлениях, обозначенных профильным Законом Украины.
- Мой ответ на этот вопрос остается без изменениий уже год. Госкино не может направлять средства в других направлениях, кроме производства либо промоции, пока Верховная Рада не приняла во втором чтении правки в бюджетное и налоговое законодательство.
- Насколько я помню, этот закон был направлен на повторное второе чтение более года назад. На какой стадии сейчас находится документ?
- Этот вопрос лежит не в сфере компетенции Госкино, поэтому тут мне сказать нечего. Но ни ребейты, ни развитие кинотеатральных сетей невозможны без принятия этих законодательных правок.
- Но это не единственный непринятый документ, речь идет об около 50 нормативно-правовых актов.
- Большинство из них уже подготовлены специальными рабочими группами либо Госкино, но рассматривать их можно только после принятия парламентом этого Закона.
- Есть, например, и не зависящие напрямую от правок в Бюджетный и Налоговый кодексы решения. Например, постановление Кабмина, утверждающее состав нового Совета по кинематографу.
- Да, мы ожидаем, что Кабмин со дня на день примет это решение, и Совет сможет начать работу.
- От этого зависит, состоится ли в этом году конкурс кинопроектов, правильно?
- Да, в том числе.
- То есть, если Кабинет Министров не утверждает состав Совета, питчингов Госкино в этом году не будет?
- Я даже не рассматриваю такой вариант развития событий.
- А как вы при этом оцениваете параллельные конкурсы: то, что проводит Минкульт - сам и через Украинский культурный фонд?
- Я никакую оценку давать этим конкурсам не могу, Госкино не имеет к их организации отношения.
- Хорошо, я перефразирую. Как вы рассматриваете ситуацию, когда один и тот же проект участвует в двух конкурсах сразу?
- Формально это законодательством не запрещено, хотя я считаю, что это противоречит сути условий конкурса. Когда законом определяется, что Госкино частично финансирует производство кинокартины и возлагает на продюсера ответственность найти частное финансированиие на вторую половину бюджета картины, то имеются в виду другие средства.
- Частные?
- Возможно, и государственные - например, деньги областного или городского совета. В этом я вижу логику. Но не Министерства культуры, так как у обоих конкурсов один распорядитель средств.
- Кстати, о местных советах. Каждый год речь идет о создании сети местных кинокомиссий. На каком этапе находитися эта инициатива?
- Послушайте, в нашем обществе существует не совсем здоровое стремление все сферы жизни зарегулировать. Я считаю, что это неправильно. Сейчас нет ни одного законодательного препятствия или ограничения для городских или областных советов по созданию кинокомиссий. Там, где на то есть политическая воля - как, например, в Тернополе, - они уже давно созданы и работают. А там же, где ждут каких-то дополниительных законодательных решениий или прямого финансирования, они никогда даже с решенииями и деньгами не будут работать эффектиивно.
Судя по тому, как себя в прокате ведут фильмы «Я, ты, он, она» и «Круты 1918», год 2019 обещает стать не менее интересным по результатам, так что следить за ним я буду не менее внимательно. Не переключаемся.
Фото - Андрей Полищук