Канны. День третий. Папа может!
Каннское небо затянули тучи, но обещанные еще в начале недели дожди, все никак не придут. Тем не менее, на утренний показ нового Нанни Моретти помчался, вооружившись дождевиком. В комедии «Нам нужен Папа» (Habemus Papam), сражающейся за каннское золото в главном фестивальном конкурсе, Ватикан показан как тюрьма где всевозможные кардиналы и священники мотают срок, мечтая о земных радостях, а отведенные им кельи – камеры одиночного заключения. Во время избрания нового понтифика, каждый из них потеет и молится про себя, прося Господа избавить его от такой непосильной ноши. Меньше других везет Мишелю Пикколи, который после избрания переживает нервный срыв, отказавшись выходить к страждущему народу, толпящемуся на площади Святого Петра. Пиколли дает в фильме Форреста Гампа, так же бестолково помахивая гвардейцам рукой из-за кустов в ватиканском саду и себя называя актером театра. Убоявшись отпущенной ему роли где-то ближе к середине он сбегает из-под присмотра жуковатого пресс-секретаря Ежи Штура, демонстрируя чудеса какой-то асоциальности, отсылающей нас к шедевру Хэла Эшби «Будучи там» (Being there,1979), где примерно так же вел себя герой Питера Селлерса. «Нам нужен Папа» - кино настолько же беззлобное, насколько смешное.
Отношение режиссера, любящего отпускать едкие колкости в адрес существующего в современной Италии уклада, как у Стивена Фрирза в «Королеве» (The Queen, 2007): монархия устарела и все такое, но как доходит до дела, «God Save the Queen» исполняется без всякого ерничества. Моретти, у которого уже есть Каннская ветка за «Комнату сына» (La Stanza del figlio,2001), в собственном фильме появляется - кто бы сомневался - в роли лучшего в Риме психоаналитика, который без всякого придыхания болтает с Папой, как с обычным пациентом, без тени стыда спрашивая его о сексуальных проблемах; Ватикан называет лучшим в мире сервисом и устраивает во внутреннем дворе собора папской резиденции импровизированный волейбольный матч, согнав в команды чудаковатых кардиналов.
Судя по аплодисментам, не прекращавшимся битых минут десять, фильм ждет огромный зрительский успех даже там, где вместо Пап одни Владыки, про которых снимают со слишком серьезными лицами.