Ирина Ионова: "До телевидения я работала акушеркой"
В преддверии запуска проекта "Голос страны" я встретилась с креативным продюсером этого шоу Ириной Ионовой. Мы встретились в офисе "Плюсов" на Крещатике. Я приехала как раз в тот момент, когда шло совещание по проекту. Команда обсуждала расположение камер, временные промежутки съемок, еще какие-то вещи...
Коллективное обсуждение
Обсуждение тайминга проекта "Голос страны"
Когда совещание закончилось, и мы с Ириной остались, наконец, в кабинете одни, я получила возможность расспросить ее обо всем на свете. Во время интервью несколько раз звонил телефон Ионовой, но она отключала звонки и продолжала беседу.
Памятные моменты жизни
На счету Ирины Ионовой работа c такими масштабными проектами, как "Форд Буаяр", "Гарем", "Первый миллион", "Самый умный", "Подвiйний доказ", "Место встречи", "Свобода Савика Шустера", "Великие украинцы"и другие.
- Расскажите, как вы попали на ТВ?
- Я не училась специально телевидению, я попала сначала на телевидение, а потом стала учиться по профильной специальности. Это была чистая случайность, еще во времена Советского Союза. У меня соседка работала в программной службе на государственном телевидении и в летний период отпусков она мне сказала: "у нас дефицит кадров, а ты девочка умная и быстро все сообразишь, пойдем-ка, попробуешь работать администратором". И я стала работать администратором на тот момент еще очень примитивного телевидения - таскала большие картонные заставки... По сути, с нуля начала и таким образом зацепилась. Но, уже через полтора года я была ассистентом режиссера, еще через полтора года - режиссером. По сути, так быстро все у меня и случилось.
- Если бы не ТВ, то что?
- В том-то и была проблема, что закончив школу, а я была отличницей с пятерочным аттестатом - мне все прочили большое будущее, кроме меня самой... Я не знала, чем я хочу заниматься, просто не представляла себе этого. Мне хотелось яркой жизни и приключений, и я понимала, что я не смогу работать 5 дней в неделю нормированным рабочим днем, ходить куда-то в офис. Такой жизни я себе не представляла. У родителей, конечно, была паника на этой почве, они вообще не представляли что делать, поэтому они в очень ультимативной форме сказали: "Раз ты такая умная, то живи за свой счет". И я устроилась в женскую консультацию работать акушеркой, там главной акушеркой работала мать моей близкой подруги. Она меня туда устроила без образования, и я очень быстро освоила профессию, и год после школы работала акушеркой, пока не устроилась на телевидение.
- Устроились на ТВ в России?
- Нет, уже в Киеве. Мы уехали из Санкт-Петербурга, когда мне было 12.
- Какие проекты на ТВ вы смотрите?
- Я смотрю максимально сложные проекты, потому что мне это нужно по профессии. Поэтому я смотрю hi-класс телевидение, которое позволяет мне увидеть для себя что-то новое, расти и осваивать все новинки. Но, эти новинки иногда касаются и футбольных трансляций и трансляций фигурного катания, а иногда это обычные сюжеты. Иногда я смотрю BBC и CNN и вижу для себя тоже что-то новое. Человек, который ищет, может для себя и в рекламном ролике почерпнуть какое-то вдохновение, потому что, по сути, все очень просто. Законы зрительского внимания очень просты и понятны. Если их для себя уяснить, то в любом компоненте телевидения будешь черпать для себя какой-то опыт.
- Какие проекты не понимаете?
- Мне очень непонятны молодежные проекты вроде «Дома-2». Мне понятен их успех, я очень уважаю создателей и реализаторов этих проектов, но, мне очень чужда природа внимания, которую они используют для успеха. По сути это модели, которые канал формирует для молодежи: поведения, сексуальных, эротических и эмоциональных отношений в парах. Молодежи это интересно, они смотрят на это как на пример. Как люди их же возраста ведут себя в таких ситуациях и черпают для себя какой-то опыт оттуда. Мне кажется, то, как сделан этот проект очень сильно примитивизирует молодежь. Для меня это фактор раздражения. Меня раздражает это, я не могу за этим наблюдать. Поэтому, я вообще не могу смотреть такие передачи.
- Какой канал вы бы назвали самым динамичным?
- Не знаю. Сейчас это "1+1". Это же очень зависит от периода жизни канала, разные каналы бывают. Сейчас "1+1", однозначно.
- Что случилось осенью 2009 года, когда вы ушли с "Интера"?
- Мы ушли все вместе. Это была группа менеджеров, которая работала с нашим руководителем Анной Безлюдной. Так как она была вынуждена уйти, мы покинули канал вместе с ней. Мы не представляли себе как мы можем руководить такой огромной структурой без человека, который по сути ее вместе с нами создал.
- У вас есть команда людей, с которыми вам комфортно работать?
- Да есть. Дело в том, что команда людей формируется по жанрам. Я за свою жизнь проработала во всех жанрах, начиная с новостей и политического телевидения. В этой сфере я начинала работать сразу после государственного телевидения, с Ткаченко. И в таких глобальных проектах, как сейчас «Голос страны». Это абсолютно весь спектр жанров: новости, простейшие сюжеты, политические программы, спортивные программы, развлекательное телевидение, реалити, концерты. И в каждой из этих сфер у меня есть свои команды и люди, с которыми я люблю работать, в зависимости от того, каким конкретно жанром я занимаюсь.
- Не кажется ли вам, что стратегия развития "1+1" направлена на то, чтобы отобрать аудиторию у каналов Пинчука? "Голос страны" - конкуренция талант-шоу канала СТБ, а "Міняю жінку", "Про любовь", "Без мандата" и прочие - против "Нового канала"?
- Дело в том, что в истории телевидения происходят так называемые волнообразные периоды, какие-то проекты становятся более популярными. Я, как человек преподающий данный предмет в учебном заведении, могу вам очень четко распределить по десятилетиям как развивалась мода в телевидении, какие форматы или направления были популярны в тот или иной период развития телевидения. Сейчас просто такой период. Сейчас часть молодежной аудитории завоевывает "1+1". И правильно делает, потому что за молодежной аудиторией будущее. За аудиторией возрастной будущего нет, понятно, возраст упирается уже туда, куда дальше двигаться некуда. Поэтому и "Интер"сейчас пытается омолодить свою аудиторию. Кто-то завоевывает 30-летних, кто-то - 20-летних, и "1+1" очень правильно сейчас себя позиционирует. Это - канал активных людей, людей которые активно следят за тем, что происходит в мире. Людей, которые активно переживают за то, что происходит, переживают за героев на экране. Именно поэтому все проекты "1+1" направлены на то, чтобы наблюдать за настоящей эмоцией, неподдельной. Создавать ситуации, в которых люди себя интересно проявляют, и за ними интересно наблюдать. И это природа интереса, которая связана не только с "Міняю жінку"или "Голосом страны", это очень простая формула завоевывания успеха. Аспект называется "сопереживание", у зрителей его нужно вызвать.
- Какие лекции вы читаете в «Интер-школе»?
- Режиссерам я читаю специализацию режиссерской профессии, историю форматов телевидения. Малые телевизионные формы - это фотосюжеты - мы иногда готовим сюжеты по фотографиям, иногда маленькие сюжетики, промо-сюжеты, документалистику. И иногда я читаю режиссерам монтажа вводные лекции по истории телевидения и по специализации режиссера монтажа. У ведущих - историю телевидения и форматов.
- Что вас привлекает в обучении?
- В обучении самое интересное - это обмен энергией. Перед тобой сидит от 20 до 40 человек молодых людей, желающих получить от тебя знания, какие-то твои переживания, твою эмоцию, твою какую-то страсть, которую ты отдаешь профессии, они же за этим приходят! Какое-то время лекции уходит на налаживание связи, а потом в определенный момент ты чувствуешь отдачу. Чувствуешь, что не только ты отдаешь, а и получаешь от них. Потому что они включаются в этот поток и начинают давать тебе очень многое. Свои эмоции, свои догадки, свои попытки следовать мыслям, которые я пытаюсь им донести. Это очень заряжает.
- Можете сравнить украинский телевизионный рынок с российским?
- В данный момент наш рынок от российского уже не отстает, но еще 3-4 года назад отставал сильно. Единственное, что сейчас очень сильно нас рознит с российским телевидением - это бюджеты. Рекламные бюджеты в России просто на порядок выше, естественно, это сильно влияет на качество российского производства – рекламные бюджеты позволяют и вкладывать в проекты гораздо больше, чем на Украине. Но, с другой стороны, и в Украине появились настолько глобальные и дорогие проекты, которые без труда составят конкуренцию российским. Если посмотреть по кадрам, дефицит кадров в Украине повлек за собой постоянное присутствие российских профессионалов в создании украинских программ, а значит, и качество смешалось. Точно так же, как и украинцы много производят для россиян. Сейчас этот процесс, по сути, взаимного слияния повлиял на качество, в Украине качество подтянулось.
- В «Голосе страны» много россиян?
- Нет. Костю Меладзе часто трактуют как россиянина, но он живет в Украине. Можно сказать, что он украинский кадр. Из россиян у нас двое. Стас и Диана. Диана тоже из Питера, так что, мы с ней спелись.
- Проект выйдет весной и будет в эфире летом. Как вы не побоялись? На телевидении летом затишье, а вы запускаете крупный проект.
- Я не думаю, что этим летом на украинском телевидении будет затишье. Эта тенденция, так называемый офф сизон, уходит в прошлое уже очень давно и с огромной скоростью, настолько сейчас высока конкуренция между каналами. Если посмотреть на ежедневные рейтинги и доли, то на первом месте сгрудилось 5 каналов, и они ежедневно вырывают это первое место по разным аудиториям друг у друга с такой интенсивностью и с таким старанием, что нет уже времени на межсезонье. Не только у 1+1, а у всех. Все понимают, что они пытаются дотянуть максимально в июнь-июль предыдущий сезон и максимально рано в августе его начать. Этот месяц межсезонья, разве что его мы покрываем «Голосом страны», это решение было принято руководством канала, генеральным продюсером, и мы его в этом поддержали в том смысле, что довольно сложно выделиться и начать проект на фоне уже существующих огромных флагманов в этом жанре, вроде «Х-фактора», «Україна має талант» и «Танцують всі», которые уже идут по второму и третьему сезону и полюбились зрителям. Довольно сложно на их фоне сейчас выделиться и на их же поле, по сути, играть по их же правилам. Мы попытались выйти в офф сизон, которого, еще раз повторю, скорее всего не будет.
- Сколько времени у вас ушло на подготовку к проекту?
- До ужасного мало. Если правообладатели лицензии готовились 6 месяцев, то у нас было 2,5 месяца до первых съемок.
- Как вы отдыхаете?
- Я отдыхаю обычно, уезжая подальше, и чем дальше, тем лучше. Так как я, в силу своей профессии и своего характера, объездила почти весь мир, то ищу какие-то экзотические уголки, которые еще не видела. Приезжая туда, в основном путешествую, я редко нахожусь на одном месте. В какой бы стране я ни была, стараюсь объездить ее всю, за время отпуска. А если еду на коротко, на праздники, на 3-4 дня, то стараюсь посетить маленькую страну.
- Где будете на майские?
- На майские я буду монтировать, у меня активный период монтажа, но, у меня 25 апреля день рождения, и я решила в этот раз Пасху встретить на Святой земле в Израиле и заодно отпраздновать там день рождения.
- Говорят, что у вас жесткие подходы. Это ваш сложный характер или специфический подход к работе?
- Иногда слава о человеке бежит далеко впереди, не в смысле времени, а в смысле значения. Я не считаю, что у меня жесткие методы работы. Мне очень жаль, когда обо мне так говорят, потому что у меня такая манера разговаривать. А иногда манеру разговаривать воспринимают, как манеру действовать. В действиях я очень мягкий, толерантный и стараюсь быть очень деликатным человеком, особенно когда это касается поступков, которые влияют на жизнь человека. Меня, наоборот, зачастую обвиняют в нерешительности в этих поступках, именно потому, что я боюсь навредить человеку, обидеть его, как-то неправильно быть трактованной в своих поступках. То есть, я максимально осторожна в этом. То, что я так разговариваю, это, конечно, следствие моего характера, и мне очень жаль, что это именно так выглядит со стороны. Я стараюсь с этим бороться, чтобы людям не казалось, что у меня жесткие методы руководства. Просто мягкими методами руководства, на мой взгляд, вообще ничего не добиться. То есть, они должны быть рациональными. Любая жесткость иногда оправданна, если она рациональна. А любая неоправданная жесткость и смысла не имеет, потому что она не принесет никаких плодов.
- Многое о вас говорят… Как вы реагируете на неприятные вещи в оценке вашей личности?
- До недавних пор я на них не обращала внимания вообще. Для меня не имело значения, что обо мне говорят, я была достаточно сильна, для того, чтобы без труда выносить как недоброжелателей, так и позитивные, комплиментарные вещи воспринимать без эйфории. С недавних пор, последний год, я совершенно не переношу конфликтов, каких-то негативных на меня реакций и негативных слов обо мне. Видимо, это приходит с возрастом, плюс разные определенные события произошли у меня в жизни. Я, по сути, была очень сильно надломлена и сейчас я нахожусь в очень ранимом состоянии. Я совершенно не переношу неконструктивной критики, когда она не несет под собой почвы.
- Вы дружны с Анной Безлюдной. Как давно вы дружите?
- Аня моя самая близкая подруга. Мы дружим со времен создания телеканала «УТ-3», это был 93 год. Я с «УТ-1» перешла на канал «УТ-3». Это был первый коммерческий канал, который возглавляли Николай Белоус и Андрей Фещенко. Аня там была ведущей одной из рубрик, а я ассистентом режиссера. Вот там мы и познакомились с тех пор и дружим.
- Часто видитесь?
- Сейчас редко. Она работает в совершенно другой сфере, почти не занимается телевидением. Но, мы близко живем, звоним друг другу и, в общем-то, видимся раз в неделю, иногда реже, но видимся.
- Ионова-Пилат... Вторая часть вашей фамилии, это фамилия супруга?
- Да, это фамилия моего мужа, он поляк. Не могу про семью, я нахожусь в состоянии развода, и длится это уже год, довольно болезненная тема. Мне нечего сказать, мы разводимся.
- Охарактеризуйте себя в нескольких словах.
- Слишком быстрая, очень ранимая, разная, веселая.
Ранимая... Ирина, оставайтесь быстрой, веселой, и разной, а раны постепенно затянутся, превратятся в рубцы, против которых имеется волшебное средство контратубекс.
Напоминаю, проект "Голос страны", над которым сейчас активно работает Ирина Ионова, запускается 15 мая на телеканале "1+1".
Фото - Ян Солнечный.