КАННЫ. Взрывные выходные
На Ким Ки Дука буквально пролез в переполненный зал, и сидеть пришлось прямо… рядом с Кустурицей.
Вернее, сначала в проходе на полу, где минуте на десятой через меня переступил Кустурица, председательствующий в жури в «Особого взгляда», по ведомству которого проходит Ким Ки Дук, и уселся на свое место. Около него было свободно – я не замедлил примкнуть. Ким Ки Дук у нас популярнее машин KIA , и потому не написать про него я не мог. «Ариранга» (Arirang) - это такие «Восемь с половиной», где автор без всяких метафор, образов и прочей чепухи, говорит о переживаемом им творческом кризисе, случившимся после тринадцати лет в кино. Говорит Ким Ки Дук с какими-то очень жалобными интонациями, периодически пускаясь то в песнопения, то в плач. Причем, плачет Ким так, что до конца так и не понимаешь, кто перед тобой – взрослый ребенок или шарлатан, каковым его считают на родине.
Кустурица много и громко смеялся. В фильме Ким рассказывает, что снял это кино, потому что купил себе Mark II, с появлением которой больше не нужно возить с собой тяжелые камеры, освещение и находить общий язык с целой командой, с которой у Кима всегда не складывалось. Месседж такой, что, вроде, высокие технологии, мол, превращают кино из командной игры, в одиночный вид спорта.
В субботу в Каннах ни много ни мало – прогремели четвертые «Пираты Карибского моря» (Pirates of the Caribbean: On Stranger Tides).
Новый сюжет и режиссер, обучавшийся мастерству хореографии у самого Боба Фосса, постановщик «Чикаго» Роб Маршал, практически не испортили старой борозды. Из-за чего всякий раз неловко отвечать на вопрос «о чем же новый фильм?». Легче сказать о новых персонажах, появившихся в четвертой части, чей сценарий писали всем колхозом, включая Джонни Деппа. Кроме усатой Пенелопы Круз, в новом фильме есть меланхоличный проповедник, эпизодическая Джуди Денч и стая русалок-вампиров. В общем, если четвертых «Пиратов» и смотреть, то ради пятиминутной сцены, в которой появляется Кит Ричардс, внешности которого приключенческая сага обязана не меньше, чем одноименному аттракциону в Диснейлэнде.
Из-за вечерней премьеры Круазетт забилась практически полностью. Появление Джонни Деппа сопровождалось жутким девичьим визгом и потерей сознания.
Журнал MovingPictures опубликовал список самых кассовых актеров 2010 года, в котором Депп уверенно держит первое место. Чтобы вы понимали - Бред Питт с Клуни где-то на пятнадцатых позициях.
Ноздря в ноздрю с Деппом идут гостящие в Каннах Роберт Патинсон и Леди Гага. Последнюю на Ривьеру приволок Тарантино, с которым певица завела дружбу после того, как он одолжил ей под съемки клипа Telephone свой желтый Pussy Wagon. Тарантино в Каннах продвигает свой новый вестерн Django Unchained с Уиллом Смитом в главной роли, а Леди Гага за баснословную сумму в какие-то 500 000 фунтов отыграла небольшой концерт на сцене пляжа Martinez:
Потолкавшись у красной дорожки «Пиратов», я отправился на премьеру «Бронкской истории» (A Bronx tale, 1993) - режиссерского дебюта Роберта Де Ниро, который показывали в Cannes Classic в честь десятилетия основанного им же нью-йоркского кинофестиваля «Трайбека». Грандиозное кино, в котором, как в феллиниевском «Амаркорде», биографии его автора больше, чем пьесы Чезза Пальминтьери, по которой написан сценарий. Де Ниро интегрирует в чужую историю свои личные детские воспоминания о временах, проведенных в Маленькой Италии, на улицах которой тяжело было не впасть во грех.
Тут многое от «Злых улиц» (Mean streets,1973), в которых молодой Де Ниро когда-то сыграл революционную роль современного святого, ищущего новые пути спасения в кабаках, сексе, уличных битвах, и находящем его, как и положено, в мученичестве. С одной только разницей, что главному герою в «Истории…» до греха не дает скатиться харизматичный местный авторитет.
С премьеры вышел потрясенный одновременно и фильмом, и второй в жизни встречей с Де Ниро. Первая четыре года назад здесь же в Каннах закончилась интервью. Вторая - автографом на старинной фотографии с каннской премьеры «Таксиста», которую я по случаю прикупил в небольшой лавчонке у порта.
По дороге туда в офисе UniFrance, где у меня была встреча, нарвался на братьев Дарденн, дававших интервью французской прессе. На минуту я остолбенел. Новый фильм знаменитых бельгийцев - «Мальчик с велосипедом» (Le gamin au vélo), включенный в основной каннский конкурс, прост и гениален как колесо. Его стиль традиционно суров, скуп на любые визуальные, сюжетные и психологические излишества, а ритм непривычно бодр.
На историю двенадцатилетнего Сирила, одержимого идеей разыскать бросившего его отца, и доверившегося от безысходности пригревшей его парикмахерше (Сесиль де Франс), уходит меньше полутора часов.
Сесиль де Франс и братья Дарденны
Недостижимый образец назидательного, философского, по-хорошему морализаторского кино. Если таковым его признает и жюри, у Дарденнов, уже двукратных каннских чемпионов, есть шанс добыть каннское золото и в третий раз, оставив позади братьев Тавиани, получивших Золотую пальмовую ветвь в 1977-м за «Отца-хозяина» и Коэнов с их наградой за «Бартона Финка».
Уверенным же фестивальным лидером, согласно рейтингу публикуемому журналом SCREEN, пока остается драма «Нам нужно поговорить о Кэвине» Линн Рамсей. О ней в очередях на показы сейчас говорят больше, чем об Анжелине Джоли, продающей на каннском кинорынке свой режиссерский дебют In The Land Of Blood And Honey. Посмотрим как изменится ситуация после того, как в гонку включится, видимо, самый долгожданный фильм каннского конкурса «Дерево жизни» (Tree of Life) американского ветерана Терренса Малика, в котором один другого переигрывают Бред Питт и Шон Пенн.
Одна из очень немногих фотографий Малика - он практически не разрешает себя фотографировать