]
Facebook LiveJournal Twitter

Венеция закончилась победой «Рима»

14:48 10.09.2018 0

Подводя итоги Венецианского кинофестиваля, главный трофей которого – «Золотой лев» – достался фильму «Рома», сложно артикулировать, чья именно это победа – режиссера Альфонсо Куарона или стриминговой платформы Netflix, по заказу (фактически) которой и снята эта черно-белая фреска о том, куда уходит детство. В данном случае самого Куарона, по детским воспоминаниям которого и поставлена эта двухчасовая картина, в название которой вынесено название одного из тогда благополучных районов Мехико, где и вырос будущий автор «Дитя человеческого» и «Гравитации». Поскольку Венеция неофициально считается стартовой площадкой оскаровской кампании, то «Рома» с венецинским золотом теперь зачислена в главные фавориты предстоящей гонки. 

Победа Куарона была очевидной с самого начала. И не только потому, что в жюри председательствовал мексиканец Гильермо Дель Торо  земляк, близкий друг и бизнес-партнер Куарона. Слишком уже хорош фильм. «Рома» – очень феминистическое кино в самом лучшем смысле. Трогательное и какое-то мягкое. Куарон, и прежде воспевавший женщину (вспомнить хотя бы «Гравитацию»), здесь демонстрирует ее истинную силу, которая в слабости. Главная героиня, молодая домработница, покорно принимает удары судьбы, очарованно шагая по дороге разочарований. Куарон через очень частное мастерски дает в прямом и переносном смысле широкую панораму общего (его камера буквально обнимает героев) - времени, показанного с высоты нежного возраста, а потому без провокаций и жести.  

Другой участник формирующейся оскаровской обоймы  «Первый человек» 33-летнего Дамьена Шазела, который здесь был обойден вниманием жюри но, очевидно, обречен на трофей Американской киноакадемии. 

«Гран-при» – награду несколько утешительную, чем действительно значимую, выдали греку Йоргасу Лантимосу за «Фаворитку». Автор «Убийства священного оленя» продолжает углубляться в чужую культурную территорию: Лантимос снова снял кино с американскими актерами, но впервые по чужому (дико смешному) сценарию и к тому же костюмную историю из жизни английского королевского двора в начале XVIII века. Играющая здесь Королеву Анну Оливия Коулман была удостоена приза «за лучшую женскую роль». Хотя главной фавориткой в этой номинации всю дорогу считалась Эмма Стоун, сыгравшая в «Фаворитке», вероятно, свою лучшую в карьере роль  молодую выскочку, которая по трупам движется с королевского камбуза к самому трону. 

Лантимос в «Фаворитке», конечно, издевается над культурой костюмных драм, травестируя сюжет кубриковского «Барри Линдона» и подмигивая «Все о Еве». «Фаворитка» в сотни раз ядовитее и смешнее (Стоун пикируется с Рэйчл Вас так, что от хохота выпадешь из кресла) «Лобстера» с «Оленем», но такая же холодная и даже механичная (порой слышен звук шестеренок лантимосовой машинерии), как и предыдущие работы режиссера.     

Француза Жака Одияра отметили «Серебряным львом» как «лучшего режиссера» за англоязычный дебют «Братья Систерз», вестерн про ковбоев и кислоту, разыгранный Хоакином Фениксом, Джоном Си Рейли и Джейком Джиллехолом. Другой конкурсный вестерн – «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэн  был отмечен наградой за «лучший сценарий».  

«Лучший актер» венецианского конкурса – Уиллем Дефо, за главную роль в новом фильме Джулиана Шнабеля «Ван Гог. На пороге вечности». Фильм, который порой заносит на территорию реконструкций, рассказывает о французском периоде великого художника, которого Дефо играет с сильной оглядкой на своего же сына божьего, из «Последнего искушения Христа» Скорсезе. Кстати, именно в Венеции случилась премьера того скандального фильма, из-за которого на острове Лидо когда-то прокатились марши протеста, а разгневанные католики тогда едва не сожгли кинотеатр.

Целых две награды – специальный приз жюри и трофей Марчелло Мастрояни «лучшему молодому актеру»  достались австралийской исторической драме «Соловей» Дженнифер Кент, рассказывающей о зверствах белых колонизаторов мужчин и муках их жертв, преимущественно женщин. 

Мой персональный фаворит – «Закат» венгра Ласло Немеша («Сын Саула»), по достоинству оценила лишь международная кинокритика, удостоив этот завораживающий своей субъективностью исторический триллер награды ФИПРЕССИ. Но «Закат» это еще один будущий оскаровский номинант. Как и немецкая драма «Никогда не отводи взгляда» (Never Look Away, 2018), Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка («Жизнь других» и снятый прямо здесь, в Венеции, страшно дорогой и очень открыточный шпионский экшн «Турист» с Джоли и Деппом), которой справедливо ничего не дали. Это, как я уже писал, трехчасовое, страшно тяжеловесное в своей назидательности, олдскульное и одновременно неприлично зрительское кино, снятое нарочито под оскаровский шорт-лист. 

«Суспирия» итальянца Луки Гуаданиньо, про которую только и разговоров на Родине, это классическая история про юную американку (Дакота Джонсон), которая, в отличие от оригинального фильма Дарио Ардженто, приезжает поступать в берлинскую танцевальную школу. Но, погружаясь в хореографию безумия, вместо танца обречена постичь науку страха. Гуаданиньо – мастер добавлять к чужим рукописям целые страницы своего (не всегда качественного) текста. «Бассейн», который он переплавил в «Большой всплеск», сдобрил гастротурами в духе Джимми Оливера, научив нас попутно готовить моцареллу. «Суспирию» наводнил левым радикализмом Баадер Майнхоф, тенями Холокоста и призраками Третьего Рэйха, за которых в сюжете несет ответственность старенький психиатр. В кадре снова Тильда Суинтон и приглушенные цвета, за кадром – музыкальный плачь Тома Йорка (ему в Венеции досталась награда номинации Soundtrack Stars за «лучшую песню»). В общем Гуаданиньо, который теперь замахнулся на «Кладбище домашних животных», нужно сильно любить. 

А потом уже смотреть. 

Смотреть, смотреть и еще раз смотреть нужно фильм «Процесс» нашего Сергея Лозницы – это еще одно документальное высказывание автора «Донбасса» про современность. На этот раз на архивном материале о чудовищных, похожих на жуткий кафкианский театр, сталинских процессах 1930-х годов. Сюжет этого двухчасового полностью монтажного фильма, где Сергей Лозница снова буквально пьянит своим звуковым дизайном (немая хроника всего происходившего вне зала суда заговорила, зашипела миллионом тончайших шумов), построен вокруг дела так называемой Промпартии. На этой мрачной театральной арене примерно дюжина интеллигентных людей с профессорскими регалиями чеканно оговаривают себя, называя агентами империализма, врагами-вредителями и пособниками интервенции. Но больше этого смиренного восхождения на плаху страшны люди, пришедшие на этот спектакль. Чья жада крови читается на светящихся лицах даже больше, чем на транспарантах «Слава ОГПУ», «Смерть агентам империализма» и «Расстрелять!». 

Как Майдан проглядывает в его же «Событии» (тот фильм тоже был показан в Венеции), через совсем далекое прошлое Лозница дает убедительный портрет настоящего, с его радикальным, пылким национализмом и могущественными спецслужбами, режиссирующими судебные решения даже спустя 85 лет после описанных здесь событий. И уже само наличие этого фильма в венецианской программе есть косвенная победа Украины на этом старейшем кинофестивале. 

А что до оскаровской компании… Так именно Сергей Лозница, даст Бог, и представит страну в Лос-Анджелесе: его «Донбасс» с боем отобран национальным оскаровским комитетом. А каннская награда за режиссуру лишь увеличивает шанс попасть как минимум в шорт-лист.     

Фото - youtube.com

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...