Уродская реальность на "Интере"
Что будет если загуглить «Аль Капоне 115» или «Аль Капоне юбилей»? Гугл выдаст вот эту ссылку на «новость» «Подробностей» телеканала «Интер» за 18 января. По мнению редакторов новостей этого телеканала весь цивилизованный мир отмечал важнейшую дату – день рождения чикагского гангстера и 115 юбилей. Подобной точки зрения еще придерживалось два интернет издания в Словакии, а специализированное издание Yahoo Homes, которые пишут о недвижимости, писали о вилле на которой жил мафиозо… Ну и в общем-то больше, исходя из результатов поиска в гугле, никто ничего из новостных медиа о знаменательной дате юбилея Аль Капоне не упомянул. То есть не посчитал, что день рождение мафиозо это то, на что нужно обратить внимание аудитории... «Главный» канал страны видимо чем-то очень отличается от медиа во всем мире.
И вот я думаю… то ли зрителей держат за дебилов, то ли зрители дебилы, то ли они по обе стороны экрана дебилы? Но здесь явно не без определенной степени дебильности…
И вот почему.
Даже те сюжеты, которые на многих каналах называют лайфами (иногда могут «нетленками»), то есть непривязанные к определенным событиям сюжеты, даже они имеют одну черту из-за которой попадают в новости. Эта черта – социальная значимость.
Пусть задача у такого рода сюжетов задача просто развлечь или поднять настроение, но, в любом случае, они так же как и все в медиа имеют определенную роль. То есть, никто не станет показывать лайф про бандуриста играющего джаз на индийском телевидении или миргородскую фабрику шоколадных чебурашек на телевидении в США. Потому что даже пусть это и экзотично, но это неинтересно для конкретной аудитории конкретного государства.
И вот я спрашиваю себя…
А у сюжета про юбилей Аль Капоне какая социальная значимость? Зачем редактура украинского канала вспоминает об этом и больше никто этого в мире на телевидении не делает?… И выводы получаются мерзкие.
Конечно могут возразить – делали ради рейтингов, а криминал это рейтингово… Но повторюсь еще раз. Лайф имеет социальный контекст и социальную значимость. Аудитория смотрит что-то, потому что это для нее важно, или иногда, в ситуации тоталитарного общества, когда ей это впихивают силой. И, на самом-то деле, рейтинг определяется этой социальной значимостью, то есть тем, что имеет значение в том или ином конкретном обществе. Рейтинг показывает степень интереса. Интереса к знаниям, которые могут повлиять на жизнь человека в том или ином обществе… Значит по мнению редактуры есть все-таки какая-то социальная значимость…или может что-то другое?
115 лет с дня рождения преступника и убийцы, пусть даже мифологизированного, это социально-значимое событие? Это то, о чем нужно знать людям для того, чтобы им жилось веселей, счастливей и легче? Это то, знание чего сделает их сильней и укрепит в жизненной борьбе? Ну пусть даже просто, пусть просто развеселит… И ответ возможен только один. Нет. Сюжет о том, что прошло 115 лет со дня рождения мафиозо ничего такого сделать не может. И задачи получается в другом…
Каких холуев держит хозяин? Тех, которые могут точно определить чего он хочет и делают это опережая его желания. Например, со смешинкой «посвященного» в глазах могут доверительно рассказать о том, что сегодня мир праздунет очень «важную» дату… День рождения Аль Капоне. И получается, что он, на самом деле, он не преступник, которого мифологизировал Голливуд, как нужную составляющую драматизации реальности, а «великий и ужасный» герой. Он герой, который важен и которому нужно посвятить около трех минут времени на «главном» канале…
Только дело не в Аль Капоне, а в том, что должен донести этот сюжет в контексте того общества, в котором я живу. Что имеется в виду, если преступник имеет право быть в новостях, если он «великий» и «злой гений», порождение «дикого капитализма» в Америке… Наверное, ясно уже к чему я виду? И про кого, на самом деле, этот сюжет?
Дело не в Аль Капоне. Дело в тех, кто в данный момент захватил власть в стране и в их криминальном прошлом, дело в тех, кого хочет представить в виде героев редактура «Подробностей», дело в попытке легализации и романтизации «дикого капитализма», а через него, по аналогии, и местного криминала 90-ых… Ведь если Аль Капоне герой, который заслуживает на место в новостях, тогда чем не герои и сидевший Янукович и остальное отродъе сколотившее «капиталы» в 90-ых… Они ведь даже народом выбраны. Получается бывшие преступники у власти это «норма».
Только вот разница между американским и украинским «диким капитализмом» в том, что Аль Капоне был и остается преступником, и ни у кого в США не появится идеи его делать общественным лидером и давать ему в руки аппарат управления. А почему? А потому что преступник имеют одну отличительную черту – он не созидает, он преступает… А бывших преступников, так же как бывших проституок, нет. Это я так, по секрету…
Я никогда не любил телеканал «Интер» за его местечковость, за то, что сериалы про Кубань и сирень, за то, что ведущие какие-то гадкие (хотя, конечно, утренний блок «Украины» с алкоголического вида близнецами никто не переплюнет...) Наверное, на самом-то деле телевидение любить и не за что… Как и многие из ящика я ящик на дух не переношу, но есть некоторые «но».
Пусть на «5 канале» лажают постоянно в смысле профессионального оформления и подачи (глаза на лоб полезли от брака по звуку в новогоднем обращении, на минуточку, самого собственника канала Порошенко - в другом бы месте за такое поперли бы через секунду весь продюсерский состав…)) Пусть свет у них выставлен кошмарно, оформление в студии нефеншуй, вкус у продюсеров сельско-вышиванковый, но… но там хоть направленны на то, чтобы говорить правду, и это, видимо, собственник просто еще не понял, что для этого нужно чуть вкуса и таланта рассказчика.
Пусть «Плюсы» тоже мейнстрим канал, но они себе интеровской местечковости не позволяют и только из-за этого теряют в рейтингах. Почему у «Плюсов» получается снимать реалити лучше чем у остальных? Да потому, что не боятся правды в отличие от большинства. Именно по этой причине «Украина» никогда ни одного нормального реалити не снимет, и будет выезжать только за счет российских сериалов.
Можно возразить, что сегодня главное рейтинг и стоит показывать людям то, что они хотят – то есть Кубань, сирень, уродов, Аль-Капоне, ностальжи 90-ых и остальную чушь… Но это в нормальном мире рейтинг это показатель социальной эффективности медийного продукта, а у нас пока мир ненормальный… И вот когда это общество станет нормальны, тогда и будем ориентироваться на рейтинг, как показатель эффективности. А сегодня в этой стране показатель эффективности медиа это то, насколько оно помогает справиться и изменить ту реальность, которая уже всем давно надоела. И даже тем, кто ее конструирует надоела, потому что уродская получается какая-то реальность.