ШАПИРО о Днепре, Камалии;), Ван Дамме
Как начинающему режиссеру мне особенно интересен Шапиро. Он один может позволить себе снимать авторское кино в Украине, он один из немногих живой для меня, поэтому накануне Канн, куда Саша везет свой фильм «Днепр», едет пить и общаться, я пригласила его утром погулять на детской площадке Пейзажной аллеи. Дала в руки диктофон и стала фотографировать.
Я: В конкурсной программе на Каннском фестивале Лозница и Иосселиани от Украины, а в маркете - Шапиро?!
Ш: Да, еще никаких результатов, но о результатах вообще как-то странно говорить сейчас.
Весенние режиссер и его помощница Юля
Я: А какие для тебя результаты? Ты для себя снимаешь, делаешь и делаешь...Разве, не просто процесс важен? Я о тебе такого мнения.
Ш: С какой-то человеческой точки зрения можно предположить, что все это закончится какой-то прогрессией из разряда каннской ветки, но я ко всему этому не отношусь, не потому что соизмеряю свой потенциал иначе, чем соискатели главных призов, а только потому что эпоха результатов закончилась.
Я: В чем результат?
Ш: Да. А какая может быть результативность, если нет производительности?! Есть череда повторений, копий, наложение одно на другое, но мы никуда не движемся.
Я: Фиолетово вообще что происходит в рамках конкурсной программы?
Ш: Нет, я радуюсь, это здорово.
Я: Почему только Шапиро в Украине может позволить себе снимать авторское кино?
Ш: Так сложилось, просто, потому что была мощь вначале, потом инерция как следствие. Мне было бы сложнее сейчас стартовать.
Я: По слухам ты находишь дядей, которые хотят потусоваться в Каннах, и они деньги дают...
Ш: Да, за счет этого, еще массы вещей, проката, вещей коммерческих, людей, которым это просто интересно как факт.
Я: Но ты не производишь впечатления того, кто выстраивает правильно отношения, ведет переговоры....
Ш: С точки зрения маркетинга кино - самый гиблый проект, можно найти другие рычаги.
Я: Но кто-то же пытается...
Ш: Это развод, никто ничего не пытается. Кино - это политический инструмент, и никто никогда не возвращает деньги.
Шапиро сверху вниз: мал, да удал!
Я: Вышло недавно кино с Камалией, фильм даже не такой себе... скажи мне, как режиссер, тебе же могут предлагать Камалию...
Ш: Если бы я снимал с Камалией фильм, и у меня в руках было три миллиона, я бы снял шедевр. Даже по сценарию, который они занесли. В кино все - режиссура.
Я: Сколько ты будешь в Каннах, ты будешь пить?
Ш: Да, я буду тусовать на маркете энергично, потому что в этом есть смысл, и там не нужно расслаблять булки.
Я: Фильм «Днепр» и «Днепровского крокодила» сняли французы.
Ш: Судя по всему Днепр является центром притяжения.
Я: Трейлер мне понравился, что за мужчина в главной роли?
Ш: Юрий Нездыменко, мой актер, которого я снимал в «Цикуте», он же снялся в замечательном фильме «Люди и дельфины» в 80-м году. Юрий - единственный кто обладает звездной внешностью в кинематографическом понимании. Мне всегда было интересно с ним работать, он бесконечно странен, маргинал лютый, его вообще никто не снимает, он невыносим, ни с кем не может найти общий язык, его разговор не затягивается больше одной минуты. Какие кастинги, никуда не хожу, хотите снимайте. Меня он любит.
Не Сашины зрители
Я: А девушка?
Ш: Это другая история, неожиданно всплывшая фигура. Она - модель и неожиданно неглупая модель. Героиня фильма за весь фильм произносит три фразы... это нелегко вообще. И с этой задачей она справилась.
Я: О каких отношениях фильм?
Ш: Чем интересна жизнь сейчас, любая вещь, которая может быть сколько-нибудь осмыслена? Тем что настраиваются новые связи, потенциалы уже не сталкиваются линейно, они могут быть совершенно разные - зеленое может столкнуться с тяжелым. Важен импульс, интерес, заинтересованность. В этом смыле для меня Лена и Кот - герои фильма - это несомненным образом нечто новое. Как река является чем-то новым, хотя, вроде, ни о чем всегда. И развитие реки, Днепра, который проложен сам как персонаж. Герой сам себя называет Днепр в какой-то момент, он отражает разницу потенциалов, которая не успешна, не дистрибутивна, она ведет к качественному, она не есть предмет чистой структуры.
Я: От чего ты отталкивался? От реалий?
Ш: От одной размычки внутри. Я встретился с Леной и просто офигел. Очень странный человек, это не игра, нет, очень странные мысли. Я подумал: ну, нормально! и начал записывать монологи на предмет, что я об том думаю.
Я: У меня шальная идея, чтобы из Днепра не делать один фильм, а делать проект. Чтобы каждая модель странностей была развернута. По крайней мере, три истории будет.
Я: Какие еще тебе темы интересны?
Ш: Я хочу возвратиться в силу диффузных ощущений, навеянных сечас к матчу смерти. Я начинал в 2000-м году изучать тему, но дальше обещаний найти пять миллионов не продвигалось... Я сделал декорации, осметил, Жан Рено согласился, Андрей Шевченко, Мила Йовович...огромная работа была проделана, я разогнлася, и все это вдруг остановилось. Я снял «Цикуту» сразу. У меня всегда было ощущение, что я провоцировал патовость эту. Мне говорили, что пять миллионов - нормально, реально, а я думал: да что вы говорите?! Я уже не хочу это делать. И не делая один раз, второй, третий, я не сделал.
Шапик
Я: Не боишься, что тебя опередят с матчем смерти, так много людей вокруг этой темы крутится... Один мой знакомый продал сценарий за границу.
Ш: Я этим никогда не парился, я верю, что жизнь как-то складывается, мне интересно, как, а остальное - пусть они делают. Своих дел хватает, чтобы обращать внимание на то, что происходит негативного. Я верю, что найдется Ахметов.
Я: Но ты же не пойдешь сам к нему?
Ш: Нет, но есть люди.... но! Там есть сложности. Мне говорят: там киевское «Динамо». Но у меня там нет «Динамо». У меня суть атлетическое мероприятие. Какой-то атлетический экстаз, это матч лиги чемпионов, который снят в 42 году. Кроме футбола ты не видишь ничего. Команда «Старт», команда «Флакельф». Все. Вот тебе драма. Да, это были игроки «Динамо», но команда называлась «Старт». Разумеется, это динамовский миф, но для меня важен иной смысл. Пустота Киева, например, в 42 году. Я же посмотрел тонны пленки!.. У меня 58 интервью с киевлянами, которые были на этом матче, я знаю об этом времени все.
Я: До сих пор в тебе все фамилии и факты?!
Ш: Потому что очень прикольная тема, если бы она легко зашла, я бы ее сделал. Но бюджет 5-10...ты представляешь?
Я: Ван Дамм представляет, пять себе попросил у Онищенко...
Ш: Это не как Ван Дамм, это Ван Дамм!
Сашины ноги идут по большой кинодороге
Ш: Солнце, главное - он красиво выебывается! Он придумает этот сценарий, это не есть момент для сомнений.
Куча идей. Есть идея сделать фестиваль. Он подразумевает то, что ты должен смонтировать фильм в реальности. У тебя есть скрытая камера, и у тебя болит ухо. Ты прячешь скрытую камеру в ухо. Обматываешь голову и общаешься с людьми, устраиваешь встречи, ты соизмеряешь это все таким образом, чтобы по итогу у тебя вышло кино. Каждый должен будет осмыслить, как он может влиять на жизнь под углом зрения художественного. Выйти за пределы обыкновения, поразмыслить и сделать из них новый аттракцион. Эпоха больших бюджетов откатывает в прошлое и возникнет прецедент тотальной деревни, где каждый может взять вилы, вставить, перевернуть и сделать произведение искусства.
А вот вам и видео: