Google изнутри
22-летний львовянин Антон Красун рассказал журналисту Gazeta.ua о своей работе в европейском офисе компании Google. Антон закончил Оксфордский университет, после чего отправил в ирландский офис компании свое резюме. Парня выбрали, и вот он уже дает интервью главе киевского медиапрофсоюза Юрию Луканову. История показалась мне интересной, потому что мы с вами можем увидеть работу компании изнутри глазами соотечественника. Привожу текст полностью:
"- Для того, чтобы попасть в столь успешную фирму, нужно непременно закончить Оксфорд или подобный известный университет?
- Университет имеет значение, но не сам по себе. Если претендент на работу после окончания престижного учебного заведения не соответствует критериям компании, то его диплом не сыграет никакой роли. В Google попадают так же, как во все другие фирмы в мире. Находят объявления о вакансиях и посылают резюме. Таким же путем пошел и я. После этого у меня было четыре интервью с представителями компании, я писал письмо с изложением своей мотивации. Работодатель решил, что я достоин присоединиться к его команде. Компания полностью покрыла все расходы, связанные с предоставлением разрешения на работу как иностранцу и другие сопутствующие расходы. Процесс длился около месяца.
- Там большой конкурс претендентов?
- В Google нет как таковой конкуренции на вакансии. Компания пытается найти кандидата, который соответствует его требованиям и не ждет, например, сто резюме, чтобы из них выбрать лучшее. У нас в европейском офисе из примерно 2000 сотрудников около 50 украинских. Многие закончили украинские вузы, тот же КПИ. Наши инженеры имеют очень хорошую репутацию за рубежом. Украинские специалисты работают и в других офисах компании, в частности в главном в Калифорнии.
- Недавно было сообщение, что председатель совета директоров компании Эрик Шмидт получил за прошлый год $ 101 млн. Годом ранее он заработал 313 000. У рядовых сотрудников Google такая же динамика в зарплатах?
- Это человек очень высокого уровня. Обычным сотрудникам до него далеко. Но если у них есть успехи, то это позволяет надеяться на продвижение по карьерной лестнице. Компания проводит среди сотрудников конкурс инноваций - идей, направленных на улучшение работы компании. Я тоже в нем участвовал. Сначала выиграл европейский конкурс, а затем и глобальный. Идеи рассматривают директора различных департаментов и затем совместно принимают решения. После того, как моя идея победила, мне назначили спонсора. Это человек, который берет шефство над новатором. Мой спонсор - Кэтрин О `Донахью, директор организации, которая занимается глобальными процессами и операциями Google. Она мне советует, как идею воплотить в жизнь. Мы сейчас работаем с инженерами, чтобы ее реализовать на практике.
- А какая сфера вашей ответственности?
- Я даю клиентам советы, как лучше разместить их рекламу и как лучше развивать их аккаунт - учетные записи, чтобы реклама была точно нацелена на пользователя. Я разрабатываю математические модели таргетирования рекламы.
- Как оценивают вашу работу?
- Прежде всего, значение имеет то, как я работаю непосредственно с клиентами. Но есть и другие сферы, которые учитываются в общей оценке - лидерство, работа в команде. Для основной работы есть специальные метрики - там оценка выставляется на основании точных цифр. По другим параметрам оценивает менеджер. Но чтобы избежать субъективизма, оценку дают и менеджеры других офисов компании. Проводится так называемая калибрация, т.е. оценивают работу и поведение определенного сотрудника в сравнении с другими коллегами. На основании всего этого сотрудники ежеквартально получают свой рейтинг и соответствующую зарплату.
- Какова ваша зарплата? Вы довольны?
- Я не могу называть цифру. Но она выше средних стандартных в еврозоне. Сотрудники также получают акции компании. Правда, это не те акции, которые можно сразу продать на бирже. Они доступны только по истечении определенного периода твоей работы в компании. Кроме того, в пакет входит трехразовое питание - завтрак, обед, ужин. Тренажерный зал, медицинская страховка. Компания доплачивает в пенсионный фонд. Есть еще различные схемы поощрений. Например, если покупаешь велосипед и ездишь на нем на работу, то компания компенсирует половину стоимости. Само собой, предоставляется компьютер, служебный телефон. Я со своим бейджем могу прийти в любой офис Google в мире и работать там, поскольку условия работы очень гибкие.
- Вы упомянули компенсацию половины стоимости велосипеда. Вы себе уже купили?
- Да. Я живу совсем недалеко от офиса. Поэтому очень удобно.
- Как выглядит система нематериальной мотивации в Google?
- Я уже упоминал наличие тренажерных залов, бассейн, компенсацию за транспорт. Но мы не воспринимаем это как мотивацию. Это - естественное состояние вещей, так и должно быть. Скорее, сам факт работы в такой качественно организованной компании, которая быстро развивается, является мотивацией для сотрудников.
- На чем базируется корпоративная культура интернет-гиганта?
- Пользователь - превыше всего. Он - царь и бог, и мы должны сделать все, чтобы он остался доволен. Но в таком подходе тоже есть нюансы. У нас доминирует принцип перфекционизма: лучше сделать одну вещь, но совершенную, чем многие - на среднем или низком уровне. Задача должна быть выполнена как можно скорее. Заказчик не должен тратить много времени на ожидание.
- С какими трудностями сталкиваешься, когда работаешь в мультинациональной коллективе?
- Никогда не замечал их. Видимо, действует европейский принцип толерантности по отношению к непохожим на тебя людям. Ну, и общая цель всех объединяет.
- Где живете и сколько тратите на быт?
- Я снимаю квартиру с украинцем Виталием. Он сам из Луцка, закончил Лондонскую школу экономики. Раньше занимался книгами, теперь - картами Google и Сhrome. В нашем доме - две спальни и гостиная. На оплату быта, пищи трачу до 30 процентов зарплаты. Это я экономлю. Обычно люди тратят до 50 процентов.
- Обучение в Оксфорде - недешевое удовольствие. Как вы туда попали?
- Мое обучение стоило 40 тысяч долларов за полтора года. Я прошел конкурс, в котором было тридцать человек на место, и получил стипендию правительства Великобритании и Фонда Сороса. Она покрыла расходы на обучение. Мои родители не могли бы его оплатить. Мама преподает в консерватории, а папа - пенсионер."
По материалам gazeta.ua