Главред «The Village Киев» Евгений Сафонов: «Воспитывать вкусы — точно не наша цель»
Грустная тенденция последних месяцев - закрытие глянцевых изданий, в числе которых оказались журналы Story, «Отдохни! Звезды» и LQ, - заставляет задуматься о многом. Например, о том, как в этом контексте чувствуют себя интернет-СМИ. Поговорить об этом и многом другом я решила с главным редактором популярного городского сайта «The Village Киев» Евгением Сафоновым.
Да, этот тот самый The Village, который публикует всевозможные интересности о Киеве: начиная от необычных интерьеров столичных квартир и заканчивая советами о том, как сделать улицы чище
Редакция сайта находится в обычной квартире в центре города
В доме с живописными подъездами
Разговор с Евгением мы начали с выяснения, что такое «The Village Киев»:
- На The Village есть три потока: московский, питерский и киевский. Мы пишем о Киеве.
- Почему вы до сих пор функционируете на домене «ру»?
- Острой нужды в том, чтобы перейти на украинский домен, нет. Но логично, что рано или поздно это произойдет. Когда - не готов сказать.
- Кто ваш читатель?
- В первую очередь мы сами. Если говорить о статистике, то это горожане 25-35 лет - 60% девочки, 40% мальчики. Меня это не совсем устраивает: хочется меньше шмотья, смузи и пончиков на сайте, и больше каких-то городских историй.
- Почему не получается это сделать? Московский офис контролирует?
- Нет. Мы сами решаем, о чем писать. И мы пишем городские истории, просто их сейчас недостаточно – не хватает человеческих ресурсов.
- Какие задачи ставили руководители Look At Media, когда открывали The Village в Киеве? И насколько вы оправдали их ожидания?
- Изначально передо мной не стояло определенной задачи по трафику или каким-то другим показателям эффективности. Нужно было сделать хорошую городскую газету. В этом и состоит отличие Look At Media от остальных медиахолдингов: в первую очередь - идея.
- Как вообще выглядит иерархия в The Village?
- Иерархия очень простая. Все решения по киевскому контенту принимаются в Киеве. Потому что нам здесь виднее, что важно, что интересно, и о чем стоит писать. Другое дело, что делегировать такое право издатель может только тем, кому доверяет. В общем-то, собеседование со мной и проходило в виде долгого разговора обо всем - Аметов и Эсманов (основатели LAM Алексей Аметов и Василий Эсманов, - МН) расспрашивали, чем я занимаюсь, что меня интересует. Рассказывал какую-то ерунду (смеется). Через пару часов они решили, что я подхожу. Возвращаясь к вопросу иерархии – перед московским офисом мы отчитываемся только по статистике посещений. А она на виду.
- От чего зависит посещаемось The Village? Есть какая-то сезонность?
- Да, есть сезонность, как и у всех изданий. Но проблему летнего падения трафика сильно преувеличивают: сейчас люди отдают интернету достаточно много времени, и на отдыхе в том числе. На выходных тоже не такое уж большое падение — если бы мы выпускали материалы в субботу и воскресенье, они бы собирали достаточно просмотров. Но это иезуитство - работать семь дней в неделю. Хотя, например, в московской редакции появилась рубрика «Выходные в городе» - они ведут трансляцию городских событий.
- По какому графику работает The Village Киев?
- Мы стараемся выпускать два материала в день и новости. Материалы пишут фрилансеры, редактор Аня Устенко, некоторые – фотограф Аня Гариенчик. Вообще, много народу хочет писать в The Village, и почти всем мы даем возможность попробовать. Аня работает с авторами, выполняет роль первого фильтра, а я занимаюсь уже «ловлей блох» - довожу до ума то, что получаю от нее.
- Сколько у вас фрилансеров?
- Число постоянно меняется. В среднем, их немного - человек пять.
- А вы пишете?
- Нет.
- Почему?
- Некогда.
- А что входит в ваши обязанности?
- Провожу планерки, собираю темы, решаю, что будет выходить на сайте, генерирую идеи какие-то. Но большую часть времени правлю материалы – все, в том числе новости.
- Насколько я знаю, вы вначале сами писали...
- Да. Сидел дома с ноутбуком и писал весь киевский The Village. Еще был фотограф. Мы запустились в День независимости Украины, тогда я дал Роме диктофон и отправил снимать и опрашивать людей на Крещатике. К вечеру он прислал запись и фотографии, я отредактировал, сверстал, как мог, – и вышел первый материал рубрики «Люди в городе». Так продолжалось где-то месяц, или два. Потом еще появился дизайнер, мы перебрались в офис. Руководителем офиса была Оля Бабич.
- Какие сейчас проблемы у The Village?
- У меня претензий к The Village намного больше, чем у кого-либо. Например, я хочу, чтобы вещи и еда на сайте занимали второстепенное положение. То есть, городская газета может и должна рассказывать о том, какое кафе открылось, и что вот этот человек думает о киевском шопинге, но не в первую очередь, а заодно, кроме прочего. В первую очередь The Village должен рассказывать о событиях, которые меняют город, о людях, которые делают Киев лучше. Нам явно не хватает таких материалов – сейчас их где-то 50%, а должно быть 70-80%.
- Что для этого нужно?
- Нужны штатные журналисты. Организовать в Киеве такое медиа, о котором я говорю, с фрилансерами, очень тяжело.
- Почему не наберете штат?
- Есть определенные материальные ресурсы, в рамках которых мы делаем то, что делаем. В The Village все по-настоящему: здесь нет олигархов, нет грантов. Есть инвестиции медиахолдинга Look At Mediа, которые должны окупаться.
- Раньше вы работали в журнале «- Во-первых, мы пишем не только об этом. Во-вторых, я не уходил из «- В последних интервью вы категорично высказывались в адрес политической журналистики...
- Писать о политике в Украине можно вечно и всё без толку. Можно, например, два года писать про Межигорье. В чем посыл? Президент сволочь, он расточителен, он нап..дил кучу денег, он нас ограбил? Все, я понял. Но понял это с первого раза, зачем мне читать об этом каждый день? Или последний пример, не о политике: менты изнасиловали женщину в Николаевской области. Но до этого в Донецке менты изнасиловали мужика резиновой дубинкой. И до этого убивали людей. Правоохранители в Украине совершают тяжелые преступления буквально каждый день. Что со всем этим делать? Проголосовать на следующих выборах за хороших парней – окей, а где они? Может, это выглядит кощунственно: сидит чувак в редакции The Village, который пишет о лайфстайле, и рассказывает, что про Межигорье и Врадиевку писать бессмысленно. Но, на самом деле, я не говорю, что мы выполняем какую-то спасительную миссию. Просто хочется сбить спесь с тех, кто считает, что статьи о Межигорье – это журналистика, а материалы о дизайне городской среды – нет. К нам в редакцию приходят студенты, мечтающие стать журналистами, и некоторых я прошу ответить на вопрос, почему летом теплее, чем осенью. Клянусь, большинство не может дать вразумительного ответа. И я, например, считаю, что это куда большая проблема, чем плохие политики и Межигорье. Просто она не фотогенична, эту проблему нельзя с вертолета классно сфоткать. Но альтернативы Януковичу с его поместьем и ментам-преступникам не появится до тех пор, пока масса людей не будет способна ответить на простейшие вопросы.
Попытайтесь вспомнить хоть один материал о политике, который заставил вас иначе посмотреть на что-то, принять какие-то решения. Это информационная жвачка: сегодня эти люди говорят одно, завтра другое, и это никак не влияет на вашу жизнь
- Какую прессу вы читаете?
- Украинскую – почти всю в интернете. Из журналов - Esquire. Из русской прессы — «Сноб», «закрылся Newsweek, там были хорошие репортажи. Недавно, кстати, виделся с Леонидом Рогозиным, который работал там в международном отделе. Он с ностальгией вспоминает время, когда редакция могла отправить корреспондента за материалом в любую точку мира. Сейчас такого нет уже нигде.
- «Фокус» читаете?
- Редко.
- Как вам ситуация с продажей холдинга UMH?
- Плохо, что людям, которые посчитают своим долгом уйти из холдинга, не желая работать на явно ангажированное издание, не будет куда устроиться. У нас мало мест, где можно применить свои журналистские навыки, оставаясь честным с самим собой. Вся эта ситуация - это даже не подготовка к выборам. Это системные действия людей, которые сейчас у штурвала - системное подминание всего под себя.
- Если бы вы сейчас работали в «Фокусе» - ушли бы?
- Да.
Плохо, что людям, которые посчитают своим долгом уйти из холдинга, не желая работать на явно ангажированное издание, не будет куда устроиться
- Поговорим о вас. Вы родились в Киеве?
- Нет, я родился в Херсоне. Родители военные, поэтому много поездили по Средней Азии. 10 лет назад переехал в столицу. До первого приезда в Киев мечтал жить во Львове, но потом влюбился в этот город.
- У вас большая семья?
- Я, жена и дочь. Жена — архитектор.
- Какое у вас образование?
- Я закончил Херсонский педогогический университет по специальности «Английский язык и зарубежная литература». В журналистику попал случайно. Я неплохо рисовал и в старших классах захотел как-то на этом заработать. Собрал рисунки и тупо пошел с ними по офисам – решил, что какая-нибудь из сорока контор точно заинтересуется. Одна контора оказалась редакцией газеты, и там мне предложили рисовать карикатуры к статьям — за рисунок платили 10 гривен, в месяц получалось около 150. Как-то редактор сказал, что мои карикатуры иногда получаются более содержательными, чем авторский текст, и предложил писать. Я согласился, выписался немного, и вскоре меня отправили на журналистские курсы, где газетный дизайн предподавал Газету по-киевски».
- Какой самый дорогой предмет в вашей квартире?
- Самый дорогой предмет — это, наверное, картина дедушки.
- Объясню вопрос. Ваш сайт много рассказывает о стиле и интерьерах, поэтому хочется узнать, и где вы одеваетесь, ориентируетесь ли вы в этих вопросах на материалы The Village, могла бы ваша квартира появиться в рубрике «Квартира недели»?
- Знаете клуб «Ибица» в Одессе? Это такая обитель гламура и непрекращающегося праздника жизни. Так вот, у владельца этого клуба дома стоит токарный станок. Он в свободное время осваивает токарные дело, ведет почти отшельнический образ жизни и сам не клубится никогда. Но он владеет технологией создания крутого ночного клуба. Вот я тоже знаю технологию, как делается медиа, имею представление о том, что годится, а что нет. Лично мне, например, вообще плевать на одежду. Зато я понимаю, как сделать рубрику «Внешний вид» интересной. В том числе для тех, кто не фанатеет от шоппинга. Владея ремеслом, вы можете выжать хорошую историю из чего угодно. Малкольм Гладуэлл, автор журнала The New Yorker, говорит, что его успех в том, что он обращает внимание на вещи, которые валяются у нас под ногами. Не нужно лезть на Эверест за интересной историей — она где-то рядом. Один из самых любопытных текстов, которые я прочел за последнее время — его рассказ о кетчупе и горчице.
Мне вообще плевать на одежду
- У The Village есть задача — задавать моду, вводить новые тренды?
- Нет.
- А вы осознаете, что такое может происходить?
- Осознаю, но воспитывать вкусы — точно не наша цель. Мы не говорим, что хорошо, а что плохо. Это право личного выбора. То есть, мы скорее обеспечиваем этот выбор. То, что мы хотим действительно, — это побуждать людей к действию, приводя чей-то пример. Это касается изменений в городе. The Village может выступать площадкой, где люди узнают друг о друге, кооперируются и начинают делать что-то вместе.
- Ваша рубрика «Квартира недели» очень популярна. Как вы находите эти интерьеры?
- Все знают, что у нас есть такая рубрика, и когда видят классную квартиру — сообщают нам. Вообще, искать тяжело, занимается этим фотограф.
- По каким критериям отбирают эти квартиры?
- Это субъективный выбор, никаких прописанных условий.
- Кто конкуренты вашего сайта в Украине?
- Все издания, которые освещают городские темы.
- Есть ли аналоги The Village за границей?
- Я искал. Причем конкретно для того, чтоб подсматривать какие-то идеи. И ничего не нашел. Конечно, городских изданий очень много, но тех, у кого можно заимствовать какие-то ходы, не встречал.
Воспитывать вкусы — точно не наша цель
- В киевском The Village есть какие-то уникальные рубрики, которых нет в московском?
- Да. Есть рубрика «Сделано в Киеве». Она появилась после спора с ресторатором Савелием Либкиным. Он утверждал, что все, что нас окружает, — это сплошь импорт, и в Украине невозможно организовать нормальное честное производство чего-либо. Захотелось доказать в первую очередь себе, что это не так, что есть производство, просто оно в тени условных «Дольче и Габбаны». В итоге запустили рубрику, рассказывающую о местных марках. Автору непросто их находить - мы хотим писать о достойных вещах, которые не уступают иностранным аналогам.
- Каков процент рекламных материалов на The Village?
- У нас нет рекламных материалов. Реклама – только в виде спецпроектов и баннеров. Это изначально было первым правилом в The Village. Если ставить джинсу, рекламодатели не будут покупать медийку, будет ущерб репутации издания, соответственно не будет расти аудитория, трафик. В общем, со всех сторон плохо.
Если ставить джинсу, рекламодатели не будут покупать медийку, будет ущерб репутации издания, соответственно не будет расти аудитория, трафик
- За последнее время закрылось много глянцевых изданий из-за проблем с рекламодателями. Как чувствует себя The Village в это время?
- В том то и дело, что глянец закрывается, потому что рекламные деньги перетекают в интернет понемножку.
- The Village может стать оффлайн-изданием?
- Ежедневное городское издание в виде распечатки вчерашних новостей за деньги — это вчерашняя история. Растет поколение, которое не понимает, как это — платить за информацию.
Не согласиться с Евгением трудно - печатным СМИ с каждым днем все сложнее конкурировать с интернет-изданиями. И в этой ситуации есть огромный плюс - она стимулирует появляние качественных сайтов с хорошим контентом, правильным дизайном и, как следствие, большой преданной аудиторией. Теперь вы знаете, как работает один из них.
Фото Иванны Зубович