Наши в Голливуде: как «Мотыльки» оказались в компании «Игры престолов» и «Гравитации»
Накануне вручения главной кинопремии мира в Лос-Анджелесе раздавали статуэтки VES Awards - тот же «Оскар», только в мире визуальных эффектов. На церемонии побывала и украинская делегация: как я вам уже рассказывала, графика, созданная компанией POSTMODERN для мини-сериала «Мотыльки», попала в финал конкурса сразу в двух номинациях: «Выдающиеся визуальные эффекты в телешоу» и «Создание выдающейся локации в телешоу или рекламе».
Ребята не привезли наград – в обеих номинациях они достались «Игре престолов». Но разочарования или обиды у них нет:
- Посмотрев ролики всех номинантов этого года, мы поняли, что шансы у нас есть. Но готовы были ко всему. Так что проиграть было совсем не позорно, - говорит Егор Борщевский, директор компании POSTMODERN. - Честно скажу, не приписывая себе никаких регалий, у нас были очень высокие шансы. Реально очень высокие. Графика в «Мотыльках» ничем не хуже графики в «Игре престолов». И это не просто наше мнение, нам об этом не раз говорили наши западные коллеги... Но простым парням из Украины не так-то просто выиграть у столь знаменитого проекта: присуждение премий – дело далеко не однозначное, там много нюансов, многие из которых понимаешь на месте.
«Простые парни из Украины»
- И как вы чувствовали себя на столь авторитетном собрании?
- Конечно, попасть в компанию людей, которые делают самые выдающиеся вещи в области визуальных эффектов, для нас было невероятно приятно и почетно. Мы почувствовали себя частью громадной индустрии, в которой работает огромное количество профессионалов. Не 100 человек, как у нас в Украине, да еще 200 человек в России, а огромный мир. Но было очень непривычно чувствовать себя мальчишками… Люди, работающие там, на поколение, а то и на два старше нас. Мне 35, и я привык себя чувствовать «дядькой в годах», а там человек из индустрии в возрасте 50 и 60 лет – абсолютно нормальное явление. Тем не менее, воспринимали нас очень серьезно. Мы встречались с руководителями студий, которые работали на проекты «2012», «Послезавтра», «Атака на Белый дом»... Они сказали: «Ребята, у вас классная работа». Но дело в том, что выиграть на VES, «зайдя с улицы», можно только действительно выдающимся проектом. По большей части выигрывают именитые, громкие со всех сторон проекты.
В этом году, несмотря на все кулуары и подводные течения, Альфонсо Куарон с его «Гравитацией» собрал все, что только можно, и победил практически во всех номинациях, в которых был заявлен. Потому что это гениальный фильм с точки зрения визуальных эффектов. Он настолько же эпохальный, как были «Матрица», «Властелин колец» и «Аватар» в свое время. Также несколько наград взяла социальная реклама PETA Almost Human, в которой был настолько филигранно и эффектно сделан один CG-персонаж, что он перебил многие серьезные коммерческие проекты.
- Ты говоришь, 100 человек в индустрии. И семь из них были на церемонии в Лос-Анджелесе. То есть, 7% рынка вы привезли в Америку. Зачем такие траты?
- Дело в том, что премии VES присуждаются не компаниям, а персонам. И все, кто ездил с нами на VES, были номинантами, это их заслуга. Я считаю, что это огромная мотивация для команды. Люди понимают: работая в этой компании, они действительно могут сделать что-то достойное столь высокой награды. И не только сделать, а и лично получить заслуженные регалии. Для любого артиста в мире значок VES или VES nominated, стоящий в шоуриле, и диплом номинанта VES – практически пропуск в любую компанию мира.
Церемония вручения VES Awards проходит в отеле Beverly Hilton
И гостей собирает не меньше оскаровской
А вот пафос, присущий церемониям вручения крупных кинопремий, сюда, кажется, пока не добрался
- Ты назвал «Гравитацию» эпохальным проектом. В чем заключается его эпохальность?
- Сейчас индустрия визуальных эффектов переживает колоссальную трансформацию. Чем больше спецэффектов, тем больше касса. Этого нельзя отрицать. Переход к цифровому кино - это новая веха, и процесс этот происходит прямо сейчас.
За несколько месяцев до вручения премии было собрание VES, и один из вице президентов Disney начал свое выступление с того, что предложил больше не употреблять термин «постпродакшн», говоря о студиях визуальных эффектов. То, что мы делаем - это намного больше, чем постпродакшн. А «Гравитация» – первый проект, который доказал это на практике. Это цифровой фильм, полностью созданный в студии. Из «реального мира» там есть только лица Сандры Баллок и Джорджа Клуни - все остальное нарисовано. То есть компания, которая делала «Гравитацию», в принципе выступила в роли продакшена.
Раньше ведь как было: сняли, а потом сидим и дорисовываем. А сейчас студии компьютерной графики входят в киносъемочный процесс уже на стадии препродакшена. Мы делаем превиз, мы супервайзим, мы участвуем в продакшене, рекомендуем технологические методы, подходы к съемке, возникает все больше цифрового окружения, потому что это дешевле и проще, открывает новые возможности. И после съемок, мы работаем над графикой и визуальными эффектами. Это ведет к трансформации всей киноиндустрии. Совсем скоро появятся фильмы – энтертейменты, как говорил Лукас. Как «Аватар», «Пасифик». Их хронометраж будет не менее 2,5 часов, они будут месяцами прокатываться в кинотеатрах и будут еще более зрелищными, билеты будут стоить не 10 долларов, а 50-60. Это новый вид развлечений. А классические фильмы все больше уходят на телевидение, трансформируются в некие ньюмедиа. Но не стоит переживать о том, что фильмы превратятся в огромные шоурилы: историю, сюжет, героев, характеры никто не отменял. Просто меняются технологии.
- Есть ли место Украине в этом процессе?
- Там, в LA, мы снова поняли, что место нам есть. Мы интересны. Нас уважают. С нами хотят общаться, разговаривать, ведь объективно мы очень конкуренты по ценам с европейскими студиями. И очень конкурентны по качеству с индусами и китайцами. Марк Вейгарт, CEO компании Uncharted Territory, с которым мы общались на VES, сказал: «Мне невыгодно с ними работать, потому что я должнен применять двойной, а то и тройной процесс контроля качества».
Чего мы пока не можем делать, так это по-настоящему крупных проектов. У нас невероятный дефицит кадров. Европейская компания, состоящая из 400-500 человек – это норма. А у нас и студия в 50 человек – это невероятный объем, масштабная компания. Но с другой стороны, у нас выше эффективность. В Европе работают с огромным запасом качества и большим количеством итераций. У нас всегда заниженные бюджеты, и мы вынуждены изголяться, чтобы одновременно быть и прибыльными как компания, и эффектными как творческий коллектив. Когда у западного солидного композера спрашиваешь: «Как долго ты делал тот или иной шот?» - он отвечает, к примеру: «Этот шот я делал год». И ты понимаешь, что у тебя на самый сложный шот уходит месяц, а в самом масштабном случае - 2-3 месяца. Ты просто не можешь позволить себе другой тайминг, потому что немедленно окажешься out of business. Приходится придумывать, выкручиваться, творить чудеса. У нас все это более живо.
- Значит, перспектива сотрудничать с западными студиями есть?
- Вполне. Мы объективно интересны, умеем делать хорошо, качественно, быстро, креативно и технологично, у нас адекватный уровень менеджемента. Так что очень надеемся, что в следующем году мы снова окажемся как минимум в номинации VES. А как максимум — победителями.
Желаю Егору и всем нашим CG-артистам, чтобы эти слова оказались пророческими.
Фото из архива POSTMODERN