Создатель шоу X Factor и Got Talent Саймон Коуэлл: «Нельзя держать зрителей за идиотов»
Если я начну рассказывать вам, кто такой Саймон Коуэлл и что он сделал для современного телевидения, вы наверняка решите, что Няня сошла с ума. Поэтому просто напомню, что на минувшем MIPCOM-2014 продюсеру присвоили статус Человек года, и собственно поэтому вы сейчас читаете этот материал. Впрочем, начинать интервью без предисловия не положено, поэтому для затравки предлагаю ознакомиться с историей Пирса Моргана – британского журналиста и телеведущего, с легкой руки Коуэлла ставшего судьей телешоу America`s Got Talent:
- В 2004 году я очередной раз остался без работы и слонялся без дела, пока в один прекрасный день мне не позвонил Саймон Коуэлл, предложив встретиться за ланчем. При встрече он сказал, что заметил на телевидении один пробел: существует множество вокальных шоу, но нет всеохватывающего талант-шоу, в котором каждый мог бы делать все, что захочет. Он сказал, что намерен заполнить этот пробел, и хочет, чтобы я принял в этом участие. Где-то через месяц канал ITV изъявил желание сделать пилот шоу, которое должно было называться Paul O'Grady Got Talent (Пол О’Грейди – популярный английский комик и телеведущий, - МН), в котором я получил роль одного из судей. Позже канал дал добро на производство целого сезона, и я уже представил, как покупаю Aston Martin, о котором давно мечтал... И тут Пол О’Грейди со скандалом уходит с ITV на Channel Four, шоу отменяют, а я, несчастный, продолжаю ездить на Ford Fiesta.
Полгода спустя получаю от Саймона смс: «Привет. Я продал права на Got Talent каналу NBC, и они решили назвать его патриотично – America’s Got Talent. Не смогу принимать в нем участие из-за занятости в American Idol, а им нужен кто-нибудь такой же злой, высокомерный и противный. Вот я и вспомнил о тебе».
Уже через месяц я был на студии Paramount в Голливуде, Ford Fiesta остался в прошлом, возле трейлера был припаркован Aston Martin. А три месяца спустя America’s Got Talent превратилось в масштабное шоу – №1 по рейтингам.
Я все это рассказываю, чтобы подвести к тому, что далее вышло Britain’s Got Talent, а сейчас шоу, созданные по формату Got Talent, транслируются в 67 странах мира. Формат признан наиболее успешной развлекательной программой за всю историю планеты Земля. А началось все с того, что однажды Саймон проснулся с мыслью: «Почему на телевидении нет универсального талант-шоу?»
Благодаря своей гениальной дальновидности, Саймон продал 350 млн записей (музыкальных композиций), работал над созданием телешоу в 200 странах, а продажи музыкальных произведений в исполнении участников шоу Got Talent и X Factor принесли компании Sony Music $1,5 млрд. Саймон нашел 47-летнюю деву из маленького шотландского села по имени Сьюзан Бойл, и за пять лет она продала 22 млн своих записей. В Америке он нашел фокусника Терри Фейтора, который, победив во втором сезоне America’s Got Talent, подписал пятилетний контракт на $1 млн.в Лас Вегасе... Мы с ним дружим вот уже 25 лет. Он построил одну из наиболее успешных империй в мировой индустрии развлечений. И этот человек плакал, когда я в прошлый раз брал у него интервью. Так что скрестите пальцы – он у меня расколется еще раз! Дамы и господа, с удовольствием представляю вам человека-легенду – мистера Саймона Коуэлла.
Как вы уже наверняка догадались, именно Пирсу было поручено интервьюировать Саймона во время каннского чествования. Разговор получился длинным, но чертовски интересным:
- Саймон, на твоем счету ряд крупнейших и наиболее обсуждаемых проектов современности, но есть один проект, о котором говорят 99% его целевой аудитории. Скажи, как дела у твоего сына Эрика?
- Отлично. В свои восемь месяцев он очень непослушный, но я занимаюсь его воспитанием. Мы понемногу вводим его в курс бизнеса. Подожду годика три, прежде чем давать ему первый эфир на ТВ (улыбается). На самом деле, я счастлив. Рождение сына –лучшее событие в моей жизни, тем более в моем возрасте (Саймону - 55, - МН). Когда отдаешь работе все силы, со временем задаешься вопросом, для чего все это? Но когда появляется ребенок, – осознаешь всю ценность своих усилий.
- Вернемся к истокам твоего успеха. Говорил ли ты себе в юности: «Хочу стать иконой индустрии развлечений»?
- В юности я любил ходить с отцом в кино – это был субботний ритуал. Помню, как купил свою первую пластинку – She Loves You, The Beatles . Помню наш первый цветной телевизор. Кино, музыка и телевидение – три вещи, которые интересовали меня, как ничто другое. Получив образование, я принял решение, что хочу работать в одном из этих направлений. Но, переступая порог, никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью.
- Какие качества, которые впоследствии помогли добиться успеха, воспитал в тебе отец?
- Я не раз говорил об этом. Он долгое время проработал в компании EMI (Electric and Music Industries), был предан компании, и однажды у нас зашел разговор о сотруднике, который долгое время трудился на него. Я спросил отца о причинах столь продолжительного сотрудничества. И он ответил: «Запомни, Саймон, у каждого человека, с которым тебе придется работать, когда у тебя будет собственное дело, на лбу написано «Хочу чувствовать себя важным».
Я всегда руководствуюсь его советом. В создании шоу Got Talent и X Factor задействованы сотни людей, и следует помнить, что каждый человек играет в проекте свою роль, ценить вклад каждого в общее дело. Так я научился делать телешоу.
- Не забывай, у меня на лбу тоже так написано.
- Ага.
- 17-18 лет назад в твоей карьере был ключевой момент, когда мечты рушились на глазах. Тебе даже пришлось переехать к родителям. Что ты вынес для себя из ситуации, когда бизнес пришлось строить заново буквально с нуля?
- В кино, на ТВ, в музыкальной индустрии важны две вещи – звезды и хиты. Если они есть, ты достигнешь успеха. В то время у меня их не было, приходилось одалживать деньги... Когда работаешь на рекординговую компанию, тебе выделяют большой бюджет, но не учат, как им распоряжаться. Поэтому ты совершаешь кучу ошибок вместо того, чтобы все сразу сделать, как надо. И я наделал ошибок.
Да, мне пришлось переехать к родителям. Я задолжал банку около полумиллиона фунтов, которые нужно было возвращать. Поэтому я перестал заниматься «раздуванием» популярности, а сосредоточился на создании настоящих хитов, и становился все лучше и лучше в своем деле. В некотором смысле, те события были лучшим, что могло со мной произойти – не хотел бы попасть в подобную ситуацию еще раз.
- Многие называют твое решение объединить силу музыки и телевидения гениальным. Конечно, ранее продюсеры использовали телевидение для продвижения исполнителей, но никто не додумался создать телешоу, открывающее новых звезд, чтобы потом продавать их альбомы. Когда возникла эта идея?
- Дело в том, что эта идея всегда лежала на поверхности. Вспомните, какие моменты стали ключевыми в карьерах великих исполнителей: первое появление Элвиса на ТВ (безобразие, конечно, которое выпуски новостей разнесли по всему миру); кадры с визжащими девушками на концертах The Beatles и тысячами людей, встречающих группу в аэропорту Лондона; The Monkees, которых я помню с детства (в 1965 году группу собрал телеканал NBC для съемок в одноименном телесериале о буднях рок-музыкантов – МН)... Я был обеспокоен тем, что радио набросило удавку на рекординговые компании, переживал, что навсегда попаду в зависимость от радиокомпаний, и начал размышлять, каким образом открывать миру новых исполнителей. Тогда я понял, что это нужно делать на телевидении.
- А еще говорят, что ты «не классный». И то, что ты делаешь – «не классно». Что скажешь?
- Мне все равно, никогда не переживал по этому поводу. Когда ты работаешь на музыкального издателя или кого-то еще, у тебя есть обязанности – зарабатывать деньги для себя и для компании, создавая хиты. Мне везло. Скажем, был такой сериал Soldier Soldier с аудиторией 16 млн зрителей. По сюжету одной из серий два героя исполнили полутораминутную версию песни Unchained Melody. На следующий же день люди осаждали музыкальные магазины, требуя продать им запись этой композиции. Но музыкальные издатели их проигнорировали! А у меня ушло где-то полгода, чтобы убедить парней подписать контракт и выпустить альбом.
- Сколько альбомов продали?
- Думаю, 10-12 миллионов. На протяжении двух лет ребята были самыми продаваемыми в Соединенном Королевстве – три лучших сингла, два лучших альбома.
- И тогда ты понял, что нашел способ делать что-то свое и делать это на телевидении?
- Не совсем так. Тогда я ощутил лишь силу телевидения, увидел, как создаются эмоции. Ведь исполнению песни в сериале сопутствовала определенная сюжетная линия, рассказывающая историю, которая и подтолкнула людей купить песню.
- Песню исполняли Robson & Jerome, если кто не знает.
- Это был этап моего обучения. Тогда я не знал, что будет дальше, но сделал определенные выводы.
- Ты простой парень, который любит спагетти, картофель фри с рыбой, пиво и фильмы о Флинтстоунах. Тебе нравится Синатра... обычные, не выходящие из ряда вон предпочтения. Может, именно это помогает тебе безошибочно выбирать то, что нравится массовой аудитории?
- Сто процентов. В этом бизнесе всегда нужно ставить себя на место зрителя. Делая шоу, я ориентируюсь на вещи, которые нравятся мне, вызывают эмоции лично у меня, которые я сам считаю смешными. Когда этого не происходит, нет уверенности в том, что шоу сработает. Я действительно фанат того, что делаю.
- Компания Syco была основана в 2002 году. Каков был мотив и твое изначальное видение?
- Когда шоу Popstars еще выходило (2001 год, – МН), а я начал работать в проекте Pop Idol, сменившем Popstars в эфире, и решил, что хочу получить права на композиции из нового шоу. Поэтому в 2002 году было принято решение основать компанию, которой будут принадлежать права на программу, музыку и некоторые сопутствующие виды прав. Было очевидно, что это станет крупным проектом, но скажу честно, поначалу я ориентировался на музыку, а само шоу было всего лишь платформой для поиска звезд.
- Успех бизнеса во многом зависел лично от тебя. Стоит признать, ты всегда и со всеми говорил напрямую, но никто не решался демонстрировать подобную откровенность на экране.
- Ну нельзя же относиться к зрителям, как к идиотам! Если я скажу участнику, демонстрирующему полное отсутствие слуха, что он станет звездой, взяв пару уроков вокала, все сочтут меня сумасшедшим. Поэтому я всегда честен с участниками. И мне кажется, что быть честным весело. С другой стороны, никогда не забуду, как Сьюзан Бойл впервые вышла на сцену, как на прослушивание пришла Леона Льюис... Вот зачем мы делаем то, что делаем.
- Я помню, как всех впечатлила Сьюзан Бойл. Джордж Клуни спрашивал меня о ней, Робин Уильямс ее пародировал – даже голливудские звезды были без ума от маленькой женщины из Шотландии. Это невероятно.
- Всегда опасался по поводу привлечения к судейству шоу большого количества звезд. Дело в том, что известные исполнители не хотят искать новых исполнителей. А я хочу, потому что я – музыкальный издатель.
- В музыкальном бизнесе ты сотрудничаешь с Sony, в сфере телевидения – с Fremantle, что позволяет не раздувать штат компании – работа 50-60 сотрудников по всему миру приносит доход в миллиарды долларов. Насколько для тебя важно такое сотрудничество?
- Ему я обязан всем... Я бы не сидел здесь, если бы не Fremantle, которая занималась производством моего первого шоу, у которой была необходимая инфраструктура, сеть международной дистрибуции. В компании с самого начала понимали, что производство вокального телешоу с участием музыкальной компании будет намного результативнее, чем производство шоу без ее участия. Я знаю, как создавать звезд, как издавать альбомы, а Fremantle знают, как делать телепроекты. Позволить нам участвовать в создании шоу было довольно щедро с их стороны.
Ну а компания Sony, с которой я изначально сотрудничал, хотела от меня лишь новых альбомов – они не были обязаны поддерживать мои инициативы по созданию телепроекта.
Таким образом, партнерство с Sony и Fremantle сыграло ключевую роль в успехе компании Syco. Я говорю своим сотрудникам: всего одна идея уровня Got Talent может приносить прибыль последующие 20 лет.
- Давайте посмотрим на карту, которая демонстрирует, где есть Got Talent:
Got Talent показывают в 186 странах (обозначены синим). Как видите, белыми остаются Монголия, половина Папуа – Новой Гвинеи, Босния и Герцеговина, Япония, Северная Корея и почему-то Австрия
Возникает вопрос, почему тебе не удалось продать шоу в Монголию и Папуа – Новую Гвинею?
- Этот вопрос будет первым, который я задам своим сотрудникам после сегодняшнего мероприятия. «В Монголии есть таланты» - это ж раз плюнуть!
- Может, проблема в том, что у них нет талантов?
- Мы найдем их! Откроем новые таланты у яков.
- Вижу, тебя этот факт обеспокоил.
- Это вызов, ведь Монголия – огромный рынок.
- Не возникает желания ущипнуть себя, когда смотришь на эту карту?
- Я все еще думаю о Монголии. Дай мне 30 секунд, чтобы прийти в себя... Шучу.
Хотя нет, не шучу (поворачивается к карте) – действительно впечатляет. Это заслуги классной команды, моих сотрудников, которые засиживаются в офисе допоздна. Чего только стоит международный отдел! Они работают в режиме нон-стоп совместно с Fremantle. Большое значение имеет участие в создании локальных версий: работа не ограничивается продажей шоу, прикладываются большие усилия, чтобы оно стало хитом на той или иной территории. Это стремление и является залогом успеха.
- История с группой One Direction – твой величайший триумф: продано 46 млн записей, 95 композиций занимали первые места чартов в разных странах, последний альбом еще до официального релиза стал номером один в 68 странах, три концерта подряд на стадионе Уэмбли в Лондоне, три – на стадионе Роуз Боул в Голливуде, билеты на выступление на стадионе Сан Сиро в Милане (115 931 мест, - МН) были распроданы за три минуты, фильм о группе возглавил рейтинги по кинотеатральным сборам... Ты создал эту группу на шоу X Factor, и они даже не стали победителями сезона! Как ты привел их к такой популярности?
- «Создал» – не самое подходящее слово. Я бы сказал так: дал пяти людям возможность объединиться в группу. Все они были молоды и не имели достаточно опыта, поэтому вместе у них было больше шансов достичь успеха. Должен отметить, группы в том сезоне были просто ужасны. Так что мое решение было отчасти вынужденным. Но отчасти я хотел этого, поскольку видел, что ребята могут работать вместе. Так зачастую и формируются группы.
Откровенно говоря, я просто дал ребятам возможности, а они распоряжались ими самостоятельно: решали, какой именно будет группа, какие именно композиции будут изданы. Это было фантастическое сотрудничество. Я и мечтал не мог о том, что они сделали.
- Ты лично, как босс, чье слово играет решающую роль…
- (перебивает) Мы с Пирсом работали на проекте Britain’s Got Talen. Однажды он выдал помпезную речь: «Саймон, в отличие от тебя, я здесь не из-за денег, а ради искусства. Я не такой циник, как ты». На что я ответил: «Не забывай, кто занимается монтажом, дорогуша». Этого момента в шоу никто так и не увидел.
«Мне кажется, все заканчивается в тот момент, когда ты выпускаешь материал, даже не посмотрев. Это не только работа, но и страсть, и развлечение. Я люблю то, что делаю»
- Формат Got Talent адаптирован в 67 странах, шоу America’s Got Talent продано в 147 стран, формат X Factor адаптирован в 51 стране, британская версия X Factor показана в 147 странах. Тем не менее, в Америке X Factor провалился, и шоу сняли с эфира в 2013 году. Недавно ты упомянул, что американская версия X Factor все же вернется на экраны. Расскажи об этом.
- X Factor в США вышел после The Voice, в котором также присутствует элемент отбора участников тренерами. Таким образом, наш проект не был уникальным. Первый сезон (2011 год) был действительно хорошим, но я, сглупив, прогнозировал аудиторию 20 млн. А шоу смотрели 12,5 млн.
- Неплохие цифры по сравнению с большинством проектов. Думаешь, ты поднял планку слишком высоко, тем самым создав самому себе проблемы?
- Я думал, что за год мы сможем достичь тех же результатов, что достигли в Великобритании за 10 лет. Но теперь понимаю, что мы с Fox слишком рано сдались, ведь X Factor – лучший музыкальный формат в мире. Я это точно знаю, потому что работаю в музыкальном бизнесе. Достаточно, чтобы в проекте появился один исполнитель, как Сьюзан Бойл или One Direction, и ситуация сразу изменится. Именно поэтому я не оставлю попыток делать американский X Factor.
Подобный опыт был у нам в Австралии: хороший сезон, затем плохой сезон, шоу сняли с эфира, потом вернули в эфир с новым составом жюри, новыми продюсерами, и шоу возрождается.
- Говорят, успех шоу во многом зависит от судей, ведущих, уровня производства. Зависит ли что-то от участников?
- На телевидении полно конкурсных шоу – кулинарных и прочих. Я считаю, что намного интереснее смотреть, как какая-нибудь Леона Льюис исполняет прекрасную песню, чем увидеть в конце программы шоколадный эклер.
- Я бы сейчас перекусил... Насколько важен выбор вещателя на той или иной территории? Ты говорил, что предпочитаешь подписывать долгосрочные сделки с постоянными хорошими партнерами, вроде ITV, NBC.
- Ключевую роль играют люди, которые работают на канале. В этом плане мне очень везло. Все люди, с которыми довелось поработать, стали нашими хорошими друзьями. Но им пришлось нам довериться: если кто-либо на канале начинает критиковать то, что ты выбираешь, отношения развалятся. Я должен доверять им, а они – нам. И если бы те же Fremantle и Sony нам не доверяли, я бы не сидел здесь сегодня.
- Ты подался в кинобизнес с фильмом о группе One Direction. Теперь вы сотрудничаете с компанией Animal Logic, известной по анимационным проектам «Делай ноги» и «Лего. Фильм». Кино будет новым направлением, которое ты намерен освоить?
- Да, но без спешки. Мы будем руководствоваться теми же принципами, что и в работе на ТВ – искать лучших в этой сфере. Приняв решение работать с анимацией, мы обратились к Animal Logic – это небольшая компания, но одна из лучших в своей сфере. Мы начали сотрудничать в направлении производства музыкальных анимационных фильмов. Три проекта, которые были запущены в производство, уже проданы.
Мы продолжим искать другие формы контента, которые, я надеюсь, помогут продавать музыку. Мне нравится форма проекта «Классный мюзикл» (High School Musical) – думаю, в этом направлении нужно двигаться.
- Когда у вещателя есть успешный проект, как X Factor или Got Talent, то появляется искушение выжать из него по максимуму – показывать два, три раза в год. Ты же всегда ставишь условие – раз в год. Почему?
- Однажды представитель канала почти с гордостью заявил мне, что готов потопить один из наиболее успешных в мире форматов, потому что не верит в его успех в долгосрочной перспективе. У меня кровь застыла в жилах! В этом отношении нам повезло с партнерами – они выпускали шоу раз в год. Оно становилось важным событием этого года, и не надоедало зрителям.
- Думаю, что тебе на каждом шагу предлагают заняться тем или иным проектом. Почему ты берешься лишь за некоторые?
- Дело в том, что сделать успешное шоу очень сложно. Got Talent разрабатывалось около 2,5 лет. Внешне проект кажется очень простым, но его было непросто сделать. И потом, слишком много шоу попросту уничтожат рынок.
«На мой взгляд, главное в шоу – финал: кто победит, каким будет заключительный момент. Ну а то, как поднимается и опускается стена, значения не имеет»
- Как уже рассказывал Джеймс Мердок, подход к телесмотрению постоянно меняется. У меня три сына-подростка, которые смотрят контент на своих телефонах. Ты замечаешь, как меняется способ потребления твоих шоу аудиторией?
- Мне кажется, все изменения дают нам новые преимущества. Помню, как представитель рекординговой компании рассказывал мне, с какими трудностями столкнется iTunes. А я не понимал, о чем он говорит: в Великобритании 40 млн людей пользуются телефонами с функцией плеера, а в телефоне есть магазин, в котором за 30 секунд можно купить музыкальную композицию. Я использую новые технологии – весь мир узнал о Сьюзан Бойл с помощью YouTube. Это была лучшая кампания по продвижению.
- Если бы у тебя была возможность вернуться в любой период карьеры, какой период ты бы выбрал?
- Скажу честно, самой замечательной неделей в моей карьере была вторая неделя эфира британской версии X Factor. Я прямо чувствовал, как миллион ножей готовы были вонзится в мою спину.
- Я держал один из них. Большо-ой такой...
- Если помнишь, рейтинги первой недели были нор-маль-ны-ми, и все зависело от второй недели. Я находился в Мексике, в другом часовом поясе, и получил голосовое сообщение от Найджела Холла, руководителя Syco TV – там был крик. Я подумал: «Это крик радости». На второй неделе рейтинги выросли на 5 млн.
- Перед интервью ты говорил, что хотел бы зачитать сообщение, которое получил сегодня.
- Я думал, о чем мы будем говорить. И перед выходом из отеля получил сообщение, которое как нельзя лучше объясняет, почему я занимаюсь этим бизнесом. Сообщение от Эллы Хендерсон, которая принимала участие в британской версии X Factor два года назад. Тогда она стала шестой. Мы выпустили альбом, на что у нас ушло два года. Сингл из этого альбома стал наиболее продаваемым в этом году.
Вот что она написала: «В детстве у меня была мечта – петь. Петь по-своему, свою музыку. Прямо сейчас выходит мой первый альбом. И вы даже представить не можете, насколько это для меня важно. Большего я и желать не могу. Независимо от того, что будет дальше, я хочу сказать, что очень рада возможности поделиться своей музыкой со всем миром. Этого не случилось бы, если бы не вы. Я никогда не испытывала подобных чувств и не хочу, чтобы это прекращались. За начало. Элла».
Вот почему я делаю то, что я делаю!
Фото, видео - youtube.com