«Добрый», «Утренний» и «Кино»-ZIK. Что ждет канал ZIK на всеукраинском уровне
А вы помните, как в октябре телеканал ZIK переехал в центр Киева (и тайно, но все таки немного явно, стал общенациональным)? Для небольшого регионального вещателя шаг, и правда, беспрецедентный.
Но одно дело - вещать в регионе, и совсем другое - на всю страну. Тут уже не только лицензия, но и контент должен соответствовать. Поэтому на прошлой неделе я отправилась выяснять отношения и выспрашивать планы на 2017 год у программного директора телеканала ZIK Андрея Карпинского. Которого пришлось для этого выписать из Львова.
Мы смогли поговорить о новых проектах, рейтингах и совместном производстве с «НЛО TV».
- Не так давно ZIK вышел на общенациональное вещание. Как изменилась программная концепция в связи с этим?
- Думаю, по контенту видно, что мы отходим от локальности и ориентируемся на более широкие темы. Что касается программ или географии наших расследований, то мы никогда не ограничивали себя какими-то регионами. Как вам известно, канал запустил много новых проектов журналистских расследований, некоторые еще в работе и скоро запустятся…
- Какие именно?
- Например, скоро выйдет проект «Злодії в законі».
- Но вы и до этого много лет были «каналом расследований», более того, зритель в целом ассоциирует ZIK именно с такими проектами. Как мне анонсировали, вы запускаете и более неожиданные программы.
- Мы готовим линейку украинских анимационных фильмов для программы «Торбинка чарiвника», которая выйдет совсем скоро. Это будут мультики, которые уже стали культовыми - «Капітошка», «Козаки» и т.д. Кроме того, работаем над линейкой украинского игрового кино в сотрудничестве с Киностудией им. Довженко. Речь идет о фильмах, начиная от «Наймички» и заканчивая «Білим птахом з чорною ознакою». И новые, и старые, но исключительно украиноязычный контент.
- Какие именно новые фильмы? Заканчивая «Белой птицей» - это заканчивая полвека назад. Фильмы из этого тысячелетия в эфире будут?
- Да, конечно. Мы сотрудничаем, в частности, с молодым режиссером Тарасом Химичем по телепоказу его проекта «Жива». Фильм недавно вышел во всеукраинский прокат, так что о дате телепремьеры говорить пока рано, но премьера состоится на телеканале ZIK.
- Химич снимал для вас несколько документальных проектов ранее, так что это почти in-house.
- Мы говорим также с Тарасом Ткаченко.
- О «Горлице»? Насколько мне известно, этот фильм выйдет на «Интере».
- Нет, Тарас работает сейчас над другими кинопроектами. Кроме того, мы взяли несколько фильмов Олеся Янчука. Так что не игнорируем современное кино - должен получиться хороший микс классики и новых проектов.
- В каком формате вы будете делать кинопоказ? Просто фильмы или планируются подводки, привлечение кинокритиков?
- Идея такая есть, она в разработке. Мы уверены, что не хотим какого-то получасового «разбора», возможно, нужна подводка на несколько минут, которая дала бы зрителю контекст перед просмотром фильма. Пока что более точно ответить не могу - вначале мы сформируем линейку, затем уже будем решать, как именно ее оформить.
- Хорошо, а что по поводу мультфильмов? Новая украинская анимация у вас появится?
- Ну, украинских мультиков нет. Мы показываем исключительно украиноязычный контент. Эксклюзивные права на «Бабая» или новых «Козаків» уже выкуплены другими каналами.
- Ну это не единственные два мультфильма на украинском. Есть много проектов в производстве.
- Про мультфильмы в производстве говорить слишком рано.
- К примеру, на последних двух питчингах Госкино в секции короткометражной анимации презентовали десятки проектов, большинство - на украинском. Думаю, если начать говорить с ними сейчас, то можно успеть до того, как Плюсы выкупят право на эксклюзивный показ.
- (смеется) Эта проблема чем-то пересекается с той же проблемой, с которой мы столкнулись в киностудии им. Довженко. Права на некоторые украинские фильмы выкупают с условием «эксклюзивного показа» - как «Пропала грамота», например (мы ждем, чтобы истек срок у другого канала). Такая же ситуация с мультфильмами.
- Это всеукраинское вещание, тут приходится конкурировать с большими медиагруппами. Мне говорили, что вы обновляете также линейку документальных проектов и снимаете новые документальные фильмы.
- Мы не снимаем, а покупаем документальные фильмы, которые производят другие продакшены. За исключением Вахтанга Кипиани, с которым мы производили документальные циклы. Думаю, что речь шла об «Исторической правде», теперь она снимается по другому принципу: там больше документальной реконструкции, передача станет полноценным документальным фильмом. В новом цикле «Коррупция в истории Украины» стало много игрового воссоздания событий, Вахтанг стал больше двигаться.
В остальном нам не хватает человеческого ресурса пока, чтобы снимать собственные документальные фильмы. Хотя в планах, конечно же, они стоят, причем в самых близких.
- Это по причине нехватки человеческого ресурса вы снимали документальные фильмы совместно с телеканалом НЛО-TV?
- А, вот о чем вы (смеется). Это продакшен Оли Мовчан, которая руководит проектами «Історична правда», «Лікарські таємниці» и «Добрий ZIK». Как было организовано совместное производство с «НЛО», наверное, лучше спросить у нее.
- Но уникальность здесь не в производственной части, а в программной. У вас и еще одного канала оказался один и тот же контент - в «совместной собственности», так сказать. Как вы его делили? Как договаривались, кто что покажет первым, кому какой слот? Может, я ошибаюсь, но это беспрецедентный случай для украинского рынка.
- У нас была договоренность, что вначале показывают они, потом показываем мы.
- А у кого сейчас право на показ этих фильмов? Вам нужно согласовывать друг с другом, если хотите повторить показ?
- Это мы пока не обсуждали.
- Какие еще новинки ждут зрителя?
- Мы подписали соглашение с Deutsche Welle. У них есть ряд проектов культурного, образовательного и общественного направлений. Мы будем переводить их на украинский и показывать. У них много информационно-публицистичных проектов, они совершенно не похожи на что-либо, что производят в Украине. Многие из их проектов могут иметь интерес для молодежи.
- Озвучка на украинский делается на канале или вы заказываете на какой-то студии?
- Внутри канала: у нас есть Лев Грицюк, который сам переводит, сам начитывает, сам редактирует.
- Я обратила внимание, что у вас без лишнего шума полностью перекроился утренний эфир. Точнее, у вас появился утренний эфир.
- Появился прямой утренний эфир, да, раньше там стояли повторы. С перезапуском канала мы стали делать больше живых эфиров. Думаю, в основном это заслуга офиса в самом центре Киева, в правительственном квартале. Гостю на Берковецкую ехать приходилось по несколько часов, сейчас же он может пешком за пять минут дойти. Так что приглашать в студию гостей стало гораздо проще.
- Мы заговорили об аудитории. Расскажите, как она изменилась, какие показатели смотрения после того, как вы провели ребрендинг и вышли на всеукраинское вещание?
- Ну, смотрите, мы сейчас не в панели. Но покупаем так называемые «закрытые данные». Они на то и закрытые, что я не могу вам озвучить все цифры. Единственное, что могу сказать - доля смотрения у нас растет, особенно по Киеву. Причем растет выше прогнозов - доля выросла в разы, есть слоты, когда именно по Киеву в аудитории 18+ мы набираем долю 4-5%.
- Это по данным Nielsen?
- Да, но это не панель, как я уже сказал. Мы покупаем данные в определенном виде, затем я вручную пересчитываю по проектам, кто сколько набрал, поэтому и не рискую называть точные цифры.
Могу отметить «Нову кров», «Лікарські таємниці», «Добрий ZIK» и, стабильно, DROZDOV - наши хиты по уровню смотрения. Вообще уникальная программа «Добрий ZIK», сложно даже определить ее жанр, мы называем это «формат добра». Но что интересно, аудитория этого проекта - в том числе настоящие меценаты. В ответ на несколько историй героям программы передали достаточно большие суммы. И уже несколько раз меценаты отказались называть свое имя.
Чтобы обобщить, могу сказать, что существенно вырос показатель fidelity нашего зрителя, нас стали смотреть более регулярно и дольше. Это хороший знак. Наша позиция - не ждать зрителя, а идти к нему, так что цели мы себе ставим, как вы понимаете, серьезные.
После этой беседы с Андреем, я, воспользовавшись возможностью, поймала в коридоре телеканала замгендиректора ZIK Вадима Зака:
Который рассказал мне, что стратегия канала на 2017-й остается такой, как и была, и в войну с телекомом из-за УПУ вещатель вмешиваться не будет. Кроме того, встретилась мне Ольга Мовчан, у которой я уточнила особенности работы с «НЛО TV»:
«Что касается сотрудничества с телеканалом «НЛО TV», то оно началось год назад, когда Вахтанг Кипиани договорился с Иваном Букреевым о совместном производстве фильма про украинский Голодомор и американскую политику. Мы поехали в США, записали более 20 интервью выживших после Голодомора и эмигрировавших в Америку людей. Мы поняли, что сотрудничество удалось, и решили в этом сезоне снять пять фильмов совместно - о пути к независимости, который в разное время и в разных сферах пришлось преодолеть украинской молодежи.
Создание исторических документальных фильмов, даже когда речь идет о недавнем прошлом, требует существенных финансовых вложений. Поэтому команда «Історичної правди» надеется, что такое сотрудничество продолжится и в будущем - вместе мы можем сделать качественный продукт, у которого есть шанс достучаться до молодежной аудитории».
А я, между тем, продолжу наблюдать за вещателем - в конце концов, несколько лет назад небольшой региональный канал из Донецка стал общенациональным, и превратился в холдинг «Медиа Группа Украина». Мало ли какое светлое будущее сможет построить конкурент из Львова.
Фото Кирилла Авраменко