Так гей или не гей? Кирилл Серебренников будет снимать «Чайковского»
Кажется, у нас появилась надежда все же увидеть фильм «Чайковский», от которого Кирилла Серебренникова осенью 2013-го вынудил отказаться российский Минкульт. Напомню, чиновники выделили картине, бюджет которой режиссер оценивал в 240 млн рублей (и называл «скромным для костюмного исторического фильма»), всего 30 млн, мотивировав решение «отсутствием зрительского потенциала». Кроме того, министр культуры очень хотел, чтобы «был снят хороший фильм о Чайковском», а потому превратил вопрос ориентации композитора в настоящий секс-скандал.
Поскольку интерес общественности к Чайковскому был сведен к обсуждению его сексуальной ориентации, Сереберенников от фильма отказался, вернув государству выделенные ранее 30 млн. А на днях в интервью российскому GQ режиссер признался, что ждать фильма все же стоит.
- Расскажи, чем в итоге закончилась история с фильмом «Чайковский»? Я перестал следить за ней в тот момент, когда Мединский спорил со всем остальным миром про сексуальную ориентацию композитора. Чем все закончилось? Во-первых, гей все-таки Чайковский или нет? Во-вторых, кино в итоге будет?
- Я в какой-то момент понял, что лучше просто замолчать и отойти в сторону от всего это бреда и абсурда. Международный скандал. Про сексуальность Чайковского и сексуальное расследование Мединского написала New York Times. Все западные журналисты начинают со мной интервью вопросами про фильм, для которого не снято ни кадра. Сценарий еще не дописан. А про фильм знает весь мир.
- С точки зрения маркетинга - это хорошо.
- Да, но для творческой работы ситуация истерии губительна. Что бы ты ни снял, все будут смотреть в постель Чайковского. Но. Некоторое время назад я проснулся и понял, что фильм все-таки будет. Я его сниму. Просто знаю это, и все.
- Без Минкульта?
- Не важно, как и с кем. Знаю, что фильм будет. Минкульт сегодня - это очень странное образование. Я его воспринимаю как что-то враждебное. Ты работаешь, что-то создаешь, а там сидят тролли, которые тебе все время мешают, издеваются над тобой, да еще за это и зарплату получают. Они не помогают тебе работать, а по мелочам гадят.
В какой-то момент разговор зашел о телевидении:
- Страна ведь живет в телевизионной реальности и этой реальности слепо верит, - сказал режиссер.
- Тебя с этой телевизионной реальностью тоже кое-что в жизни связывает, - парировал журналист. - Во-первых, у тебя есть статуэтка ТЭФИ. Во-вторых, ты вел программу про кино на СТС. В-третьих, еще в Ростове ты делал совершенно панковскую телепередачу «Труба». Твои отношения с телевидением как-то продолжаются?
- С современным российским телевидением отношения невозможны. Я не могу это видеть. Это ложь и пропаганда. Это облучение населения. У меня много лет нет телевизора.
- А твои родители смотрят телевизор?
- У них в каждой комнате стоит телевизор. Три телевизора у них дома.
- Это как-то на них влияет?
- Конечно, мне трудно с ними разговаривать. Они общаются со мной текстами Первого канала. Когда я приезжаю к ним в гости, у меня чувство, что вместе с нами в квартире находится Ирада Зейналова. Я с ней живу. Родители ежеминутно смотрят телевизор, и мне в эти моменты тоже приходится смотреть то, что показывает ящик. Я это вижу и просто замираю. Я вообще не верю, что это вижу. Или вот звонят родители мне в Латвию, где я ставил спектакль, и кричат в трубку: «Кирилл! Что там у вас происходит? Сообщают, что в Латвии запретили говорить по-русски! Требуют, чтобы все везде говорили по-латышски».
- В этот момент им нужно было по-латышски ответить.
- Нет, я им отвечаю по-русски. А они продолжают кричать: «Берегись! Тебя будут преследовать». Я родителей спрашиваю: «С чего вы это взяли? Что за чушь?» А они отвечают: «Передавали!» Это слово меня потрясает давно. «Передавали».
- А есть будущее у страны, которая слепо верит в то, что передают?
- Если людям врать с такой интенсивностью, с какой врет телевидение сегодня, с ними точно должна произойти какая-то беда. И с теми, кто врет. И с теми, кто в это верит. Вообще у меня есть стойкое ощущение, что наша власть уже сама уверовала в ту лживую телевизионную реальность, которую сама создала. Хвост виляет собакой. Кстати, про люстрации. Вот эти люди, которые каждый день делают лоботомию мозга целой стране, они точно заслуживают по меньшей мере люстрации. А вообще - чего-нибудь посерьезнее. Потому что это кошмар. Нельзя так врать. Нельзя так манипулировать. Нельзя так стравливать народы. Нельзя множить агрессию. Нельзя людей настраивать на войну...
Нельзя не согласиться с режиссером.
По материалам gq.ru