Богуцкий послал двух человек с канала
... на Северный полюс. Таким образом, журналисты ICTV на практике выяснили, как там выживают люди. Я заинтересовалась фактом и позвонила журналисту Дарье Сачковой - именно она с оператором Александром Терновым жили в ледниках, и все ради серии репортажей для "Фактов". Редакционное задание, как и следовало ожидать, совпало с мечтами Даши:
-Я давно мечтала путешествовать по необычным местам, почувствовать себя первооткрывателем, - рассказала мне она. - Как в детстве, когда с героями романов Жюля Верна пересекаешь экватор, взбираешься на вершины гор, обследуешь затерянные пещеры. Тем и привлекательнее становится Северный полюс, что cъемочные группы попадают туда крайне редко. А из Украины мы вроде как первые. Мне хотелось рассказать об Арктике, о ее красоте, которая известна далеко не всем телезрителям. Маршрут пролегал через Шпицберген (архипелаг в Северном Ледовитом океане, часть королевства Норвегии) к дрейфующей русской полярной станции на 89 градусе северной широты. Оттуда - вертолетом к Северному полюсу.
Вид из окна вертолета
- Что впечатлило на старте, кроме льдов и холода?
- Что нет ни конца, ни края ничему. Везде льды, только солнце, которое 24 часа в сутки ходит по кругу. В отличие от Антарктиды, где хоть какой-то пейзаж имеется, на полюсе пейзаж одинаковый: просто здоровенные дрейфующие льдины. Поразило ощущение того, что ты находишься на вершине земли, а под тобой как будто весь земной шар. Ни с чем не сравнимое чувство свободы и бесконечности.
- Расскажите, как вам жилось на льдине.
- Лагерь размещался на дрейфующей льдине, длиной где-то полтора километра, а толщиной не менее двух метров. На нее самолет даже садится. Сам лагерь состоит из 4-5 палаток: кают-компании, рабочей и жилой зон. В рабочей зоне стоят ноутбуки ученых, которые проводят свои исследования, изучают течения океана, планктон, погоду. Был даже телевизор.
- И ловит сигнал?
- Нет, люди смотрели видео. Все работает на генераторах. Так люди живут по пять недель. В палатках достаточно комфортно – они большие, пол утепляется деревом и карематами, ставится раскладушка, достается теплый спальник. Жить можно.
Лагерь
А здесь жили ICTVшки
Оператор снимает взлет самолета
- Движение льдины ощутимо?
- Она двигается не очень быстро, поэтому движение не ощущается. Но некоторые ребята говорили, что сначала вроде как чувствовали, что их пошатывает. Когда взлетал или садился самолет, тогда ощущалось давление на льдину.
Иногда льдины находят друг на друга. Вот не разошлись они между собой, налезли друг на дружку и получился такой двухметровый нарост. А потом расходятся, и образуется «река» между ними.
- Это опасно - ведь то же может произойти и со льдиной, на которой расположен лагерь.
- Нам рассказывали, что несколько лет назад льдина раскололась прямо под лагерем. Учитывая, что льдяные плиты раздвигаются медленно, то у людей в запасе есть два - три часа. Поэтому лагерь успели просто перенести.
- Расскажите о быте. Как люди, например, моются в таких условиях?
- По секрету, мы три дня не мылись, когда жили на льдине. Но ребята устраивали баню: раз в неделю делали прорубь, разжигали угли в палатке, из генератора напускали дыму и устраивали такую русскую баньку: попарились - и бултых в ледяную воду.
- Вы тоже прыгали?
-Нет. Я хоть и экстремал, но прыгать в прорубь в Северном Ледовитом океане в минус 30 я не смогла.
И стендап
- А что вы там ели?
- Самолет периодически прилетал с земли, привозил продукты: овощи, мясо, каши, конфетки. Учитывая, что там вокруг естественный холодильник, все хорошо сохранялось. Мы гостили на русской станции, и там еду готовили повара. Они растапливали снег или кусок льда, и на этой практически дистиллированной воде готовили супы, борщи, один раз даже курицу карри приготовили. Понятно, что ели из пластиковой посуды.
- Как там развлекаются?
- Когда мы только прилетели, там как раз проходил марафон. Трактором очистили полосу, и марафонцы бежали 42 километра. Там работают люди в возрасте, так сказать, фанаты своего дела - те, что трудились еще во времена Советского Союза, когда называться полярником или космонавтом было почетно. Мы общались с одним машинистом, который когда-то зимовал на станции «Северный полюс - 39» в Арктике аж семь месяцев. Люди отказывались от комфорта, оставляли родных, и приезжали.
К слову, поразило огромное количество лыжников, которые поставили себе цель достигнуть географического полюса. Они проходили несколько градусов – это от 100 километров - за несколько дней или недель. Это люди со всего мира, в основном европейцы и американцы, жаль, что из Украины никого не было. Там же мы познакомились с 78-летним пастором из Ватикана, который мечтал попасть на полюс и, наконец, исполнил свою мечту.
- Где вы еще успели побывать?
- Мы были еще на Шпицбергене, это Норвежская территория. Все поездки на полюс начинаются оттуда, потому что это ближайшая земля к Северному полюсу. Четыре дня снимали, чем живет город в течение несчастных четырех месяцев, когда у них светит солнце. Так как это заполярье, то там очень мало городов, да и городами эти поселения сложно назвать. Потому что даже в столице –Лонгйира – всего две тысячи жителей. Это малюсенький город, по которому ходят белые медведи, жизнь которых охраняется законом. За территорию города без ружья выходить нельзя. Но бывает, что туристы пренебрегают этими правилами ради какого-то хорошего панорамного снимка. К сожалению, в прошлом году две девушки не вернулись с такой прогулки.
Городишко, как видите, всем своим видом дает понять, что люди живут тут временно
Даша пока не решила, куда дальше
В честь своего личного открытия Северного полюса украинские журналисты водрузили там национальный флаг
- Как защищаться тогда?
- Первый выстрел в воздух, второй на поражение. А потом специальная служба разбрается, было ли обоснованным убийство медведя.
- Вы пробовали стрелять из оружия?
- Нет, мы решили не испытывать судьбу и не выходили за территорию города. Гуляли только с сопровождающим, ведь сложно там: холод, горы, выйдешь и проваливаешься в снег по пояс.
Шпицберген – это шахтерская земля. В 1920 году Россия подписала Парижский договор о статусе архипелага Шпицберген. Там нашли залежи угля и начали разработки. В этих замороженных землях ничего кроме угля нет, это просто пустыня, в которой человек пытается существовать. Баренцбург – работающий шахтерский город, где трудится много украинских шахтеров. Но мы там не побывали из-за погодных условий.
- Как выглядит среднестатистический дом жителя Шпицбергена?
- Это такой скандинавский минимализм. Приезжие обустраивает жилище, привнося элементы родной культуры. Но все понимают, что скоро уедут обратно. На Шпицбергене мы жили в отеле, в историческом месте. Небольшие трехэтажные здания были построены полвека назад, это были бараки для шахтеров. Сейчас домики отремонтировали, там очень чисто - каждый посетитель снимает обувь у входа. Это правило касается всех зданий в городе, за исключением супермаркета, почты и кафе. Мы даже привыкли не зашнуровывать обувь. Туда приезжают работать на период от года до десяти. По закону, на Шпицбергене – там нет пенсионеров – вот можешь работать, работай. Такое маленькое идеальное общество.
- Так как условия там экстремальные, то зарплаты там, наверное, намного выше?
- Да нет, просто налоги поменьше.
- Трудно было работать на Полюсе?
-30 градусов ниже нуля - не совсем комфортная температура для работы. Особенно для оператора. Но мы справились! Камера отработала на все 100%. Аккумуляторы выдерживали многочасовые съемки на открытом воздухе. Затем отогревали технику в палатке кают-компании.
К концу разговора Даша уверила меня, что, если бы у нее была возможность, она отправились бы на полюс и во второй, и в третий раз. Закаленные люди на ICTV...
Фото предоставлено пресс-службой ICTV
Комментарии (0)