«Сталинград»: Бондарчук построил музей и сжег 120 каскадеров
Как я вам уже говорила, в субботу на конференции CG Event состоялась презентация фильма Федора Бондарчука «Сталинград». Почетную миссию рассказать о проекте и продемонстрировать первый неофициальный тизер возложили на VFX-супервайзера картины Дмитрия Широкова. Инсайдерской информации, изложенной Дмитрием, было немало, поэтому я решила посвятить «Сталинграду» отдельный материал.
Презентацию проиллюстрировали фотографиями с площадки, часть из которых я вам уже показывала
А также фоторафиями ключевых членов съемочной команды
Естественно, упор в презентации был сделан на компьютерную графику, что не удивительно, учитывая место, в котором она проводилась, и факт, что 60% отснятого материала будет обрабатываться cg-артистами (одних только взрывов отсняли по 40-50 на кадр). На работу у студии Main Road Post, по словам Широкова, уйдет еще год. А вот монтаж «Сталинграда» практически завершен: благодаря технологиям, уже к концу съемок было смонтировано 80% фильма. Причем, не черновой вариант, а практически готовый к просмотру – даже с минимальной цветокоррекцией.
О сложности и масштабности проекта скажут цифры: 300 человек съемочной группы, около тысячи человек массовки, 200 военных реконструкторов, 83 съемочных дня, 2 года производства и, что меня впечатлило больше всего, 120 полных горений каскадеров, снятых всего за три дня... Но рассказ Широкова обо всем этом получился, скорее, радужным: Федор Бондарчук у него оказался эдаким аккумулятором, заряжающим энергией всю группу, Максим Осадчий – величайшим оператором нашего времени, разговаривающем с режиссером на «птичьем языке» и понимающем его с полузвука, а художник-постановщик Сергей Иванов – чуть ли не гением, сумевшим воплотить в жизнь все, что придумали графики. «Декорации, в которых мы прожили 2,5 месяца, были беспрецедентными – кусок города под Питером, построенный 80-ю художниками, декораторами и т.д. В них снимали большую часть времени и, по словам продюсеров, столь масштабной декорации еще не было. И не будет, поскольку строить такое, учитывая развитие компьютерных технологий, бессмысленно», - объяснил Дмитрий.
«Все, кто занимается кино – больные люди, - продолжил Широков. - Но настолько больных, как наши художники, я видел впервые: в последние секунды перед хлопушкой они врывались в кадр и что-то поправляли, подкрашивали. Каждая комната декорации оставляла ощущение, будто из нее только что вышли: обои в три слоя, как клеили в те времена, в каждом ящичке – баночки, бумажки, письма… Говорят, декорацию «Сталинграда» хотят оставить в качестве музея».
О том, насколько художники прониклись идеей «Сталинграда» говорит еще один факт: «Периодически режиссер устраивал съемочной группе отдых. Хорошо, конечно, но видели бы вы, как организовывали отдых наши художники: сделали яблоневый сад, столы поставили звездой, принесли настоящий патефон, сколотили сцену, на которой выступали люди в военной одежде. В общем, максимально старались вырвать нас из современных реалий».
Публика слушала с нескрываемым интересом
По словам Широкова, одним из самых неоднозначных моментов был вопрос съемки в 3D: с одной стороны, всем хотелось поработать с этой технологией, с другой стороны, снимается-то военная драма. Но после первых тестов вопрос отпал сам собой: решили, что «трехмерность» сделает зрителя ближе к происходящему на экране. «Так что у нас – первая военная драма в 3D, и мы нацелились на IMAX», - похвастал Дмитрий.
Нацелились на IMAX...
А вот с картинкой пришлось помучиться уже во время съемок: «Это история о времени, когда нет солнца, поэтому снимать поехали в Питер. А там – солнце и чистейшее голубое небо! Мы постоянно меняли КПП, пытались ужиматься, переносить съемки на последующие дни, но лишь выбивались из графика, потому что на следующий день солнце светило еще сильнее. Потом пытались как-то прикрывать все это: собирали огромные кубы и подвешивали на уровне 3-4 этажа».
Отдельная ода в исполнении Широкова прозвучала в адрес команды крановщиков из Украины: «Они строили траектории полета с попаданием 90-95%. Несколько часов – и мы снимаем шот. Это феноменально». Кроме камер Red Epic и прочего модного оборудования, о котором я вам уже рассказывала, на площадке использовали Spidercam (говоря по-простому – то, чем снимали «Спайдермена»).
После рассказа о проекте Широков показал тизер, который, по его словам, не видел ни один человек, кроме съемочной группы. И не увидит в ближайшие 5-6 месяцев. Как Дмитрию удалось подбить на это Бондарчука, неизвестно – говорит, под честное слово. Естественно, съемка во время демонстрации была запрещена, поэтому увиденное я вам не покажу. Могу, разве что, поделиться впечатлениями: за счет серо-синего света – очень мрачно, но очень масштабно – все куда-то движется, горит, взрывается… Эпический размах уже чувствуется, но атмосферы, которая будет в картине, пока нет: тизер был собран для своих и озвучен первой под руку попавшейся композицией. Увидь я эти кадры в сопровождении правильной музыки, думаю, долго сидела бы в оцепенении.
Пообещал Бондарчуку, что ни один кадр не попадет в интернет раньше времени
В блоке «вопрос-ответ» Широков рассказал, что ветеранов на площадке не было: с ними Бондарчук общался до съемок – много ездил, встречался. CG-команда также прошла соответствующую подготовку в виде посещения музея и общения с очевидцами тех событий. В итоге 60-70% сценария и декорации родились именно из этих разговоров – все в «Сталинграде» построено на реальных историях.
На вопрос, насколько трудно было браться за такую тему, Дмитрий честно ответил: «Пипе-е-ец... Мы смотрели на все это, крутили пластиковую декорацию и ужасались. Но фильм был запланирован очень давно – предпродакшен запустили за год до съемок. В процессе постоянно корректировали сценарий (на изменения уходило до 50% времени каждого дня), и таким образом неплохо доработали и улучшили его. И в итоге вместе со всем этим умудрились еще и уложиться в график».
Смотрели на все это и думали - пипееец
Надеюсь, фильм оправдает надежды своих создателей и ожидания зрителей (на сегодня рейтинг Кинопоиска - 68%, что очень неплохо для российского кино, к которому большинство относится с солидной долей скепсиса). Премьера картины состоится в 2013 году.
Фото Иванны Зубович