Скандал на оба ваши дома. Александр Ткаченко обвиняет Госкино в двойных стандартах, а канал «Украина» – в нарушении закона
Только что в агентстве УНИАН завершилась пресс-конференция, на которой глава «1+1 Медиа» Александр Ткаченко говорил страшные вещи. Вопрос довольно щекотливый, поэтому процитирую главу Плюсов, чтобы ничего не исказить:
- Может случиться очень плохое событие, если вовремя не вмешаться, - начал Александр Владиславович со скорбным выражением лица. – Вчера мы узнали, что одному очень известному российскому сериалу, который раньше назывался «След» и шел на канале «Украина», выдали прокатное удостоверение. Как вам известно, 4 июня в силу вступил закон, запрещающий трансляцию фильмов и сериалов о российских силовых структурах, а также российских сериалов выпущенных с начала 2014 года. Я вчера говорил по телефону с господином Ильенко (Филиппом, - МН), и он подтвердил, что такое свидетельство выдано.
Напомню, в сериале «След» фигурировали сотрудники вымышленной организации – Федеральной экспертной службы. По сути – те же российские силовики, только с экзотическим названием. Так как же на «Украине» обошли запрет на силовиков? А вот так:
- Федеральная экспертная служба была переименована в Фактологическую экспертную службу, - объяснил Ткаченко. – Те же актеры теперь сняты в международных костюмах, на машинах – номера других стран, в титрах написано, что сериал произведен в Украине в 2015 году. Под вывеской украинского сериала нам подется тот же самый сериал «След».
После такого шага Госкино все разговоры о возрождении украинского кинематографа могут быть похоронены. Если сейчас ничего не предпринять, закончится тем, что мы, как обезьянки, будем заворачивать в фольгу российский продукт и выдавать его за украинский. Вы же понимаете, что договориться с российскими продюсерами, чтобы переснять какие-то сцены и выдать продукт за украинский, не так уж и сложно.
Свою речь Ткаченко закончил признанием, что произошедшее его глубоко возмутило. И сегодня Плюсы намерены подать официальною жалобу, к которой присоединятся общественные организации.
- Из-за такого шага российские сериалы, прославляющие силовиков, продолжат существовать на украинских сериалах. И речь о возрождении украинских сериалов не идет. Приветствую вас снова в том же месте, - резюмировал глава Плюсов.
Почему Госкино выдало прокатку псевдо-«Следу», Ткаченко объясняет так:
- По формальным признакам этому сериалу нельзя отказать в выдаче прокатного свидетельства: название – другое, российских силовиков нет, производство – не российское.
А вот добиться объяснения у присутствующего на пресс-конференции Андрея Ящишина, первого заместителя главы Госкино, не удалось.
Он признался, что удивлен заявлением Тккаченко, но говорить, что своими действиями Госкино открыло ящик Пандоры, пока не хочет:
- Думаю, они (канал «Украина», - МН) получили разрешение российских продюсеров на адаптацию этого сериала. Там украинские деньги… Наверное, адаптировали для украинских потребностей, и там есть участие «Украины» в производстве.
- Конечно, всем намного выгоднее взять старое российское, переснять пару сцен и поставить в эфир под видом украинского, - парировал глава Плюсов. - И десятки миллионов долларов снова уйдут в Россию.
- Мы тоже настроены на то, чтобы производить украинские сериалы, - попытался возразить Ящишин. – И чтобы не было волков в овечьих шкурах. Кстати, у нас есть печальные случаи на многих каналах, когда пытаются обрезать финальные титры и выдать современный продукт за продукт производства предыдущих лет… В общем, мы будем разбираться.
- Но жалобу ожидайте сегодня, - напомнил Ткаченко.
- Ой, да мы таких жалоб ежедневно получаем пачки!
Заметив, что представителя Госкино ничем не пронять, Ткаченко заговорил высоким штилем:
- Только сейчас украинские каналы, скрепя зубами, начали собственное производство. Пошел очень важный процесс – рождение собственной индустрии. Каналы были готовы полгода терпеть и налаживать собственное производство. А такими решениями все это может быть похоронено.
- Надеюсь, не будет.
Пришлось высказаться присутствовавшему Михаилу Ильенко, который, хоть и родственник главе Госкино, к прокатным удостоверениям отношения не имеет (что не преминул подчеркнуть Ткаченко):
- Я с самого начала смотрел на это радикальнее. Мы все понимаем, что российский бизнес и идеологическая машина, которая работала 22 года, просто так не остановится. Она будет искать разные формы – формальные или нет. Думаю, это вопрос не к Госкино, а вопрос политический, и он должен решаться на высшем уровне, - сказал режиссер, ненавязчиво намекнув, что все российские фильмы нужно «отодвинуть» до наступления мира.
Тут уже не согласился Александр:
- Верховная Рада приняла политическое решение. Оно не безупречное, но его нужно соблюдать. И именно Госкино отвечает за выдачу прокатных удостоверений. Не Президент, не правительство. И каждый должен отвечать за свои действия не словом, а делом.
Ну а если Госкино не отреагирует на жалобу должным образом, Ткаченко обещает идти в суд:
- Если нам ответят, что никто не несет ответственности, мы будем судиться с Госкино. Потому что выдавать российский продукт за украинский, это издевательство не только над рождением украинской индустрии, но и над здравым смыслом.
Впрочем, поддержки в этом вопросе у гелавы Плюсов пока нет:
- Вчера разговаривал с представителями двух телеканалов, услышал две точки зрения. Одни сказали: «Ну, если теперь такие правила, мы будем играть по таким правилам». Вторые сказали, что еще подумают – поддерживать нас или нет. Но если другие каналы начнут играть по таким правилам, я уже сказал, чем это закончится!
Чувствую, что закончится это не скоро – уж больно серьезный скандал разгорается. Я уже не говорю о том, что выражение «играть по правилам» каждый игрок нашего рынка трактует по-своему. За развитием ситуации я обещаю внимательно следить, а пока вот вам новость, которая неожиданно всплыла на пресс-конференции.
На вопрос журналистов о том, не пора ли менять экспертную комиссию при Госкино, Андрей Ящишин ответил:
- Экспертную комиссию пора менять, мы готовим новое положение – кто в ней должен быть, в каких пропорциях и т.д. Она будет переформатирована, и будут в ней новые люди. А что до обсуждаемого вопроса, мы вашей, Александр, гражданской позицией воспользуемся в пользу всей кинематографической ситуации. Мы в Госкино пытаемся прийти к общему знаменателю, ищем, какие подходы исповедовать в любых спорных ситуациях, которые мы сейчас моделируем. У нас работа идет, и ваша инициатива вынести эту ситуацию на уровень публичного обсуждения позволит нам конкретнее подходить к решению проблемы.
На этом бы закончить. Но нет: Александр Владиславович решил напомнить дела минувших лет:
- Еще в апреле прошлого года мы через ИТК обратились к телеканалам с предложением добровольно снять с эфира сериалы, которые рассказывают про российских силовиков. Наше предложение было встречено улыбками. Понадобился год, чтобы это исправить. И мне бы не хотелось, чтобы в стране существовали двойные стандарты.
Не хочется ворошить прошлое, поэтому не буду вспоминать, что крутил, к примеру, канал «2+2» аккурат после того самого заявления. Скажем дружное «нет» двойным стандартам! И пойдем работать над украинским контентом.
Фото - press.unian.ua