Краудфандинг по-одесски. Зачем Георгию Делиеву 3 миллиона?
Что такое коллективное бессознательное, нам известно из общего курса философии. К чему оно приводит, будучи узурпировано тоталитарными режимами, говорит новейшая история. Практический вопрос современности - как направить его в мирное, а главное - нужное русло. Я уже рассказывала вам, как украинцы используют инструмент краудфандинга. И вот список проектов, нуждающихся в «шапке по кругу», пополнился еще одним.
Несколько недель назад, копаясь на грядках интернета, я наткнулась на сообщение труппы «Маски» о намерении снимать полнометражное кино. Основой для грядущего фильма «Одесский подкидыш» послужит одноименная пьеса знаменитого одесского писателя Георгия Голубенко, которую его тезка Георгий Делиев сотоварищи уже больше года играют на театральных подмостках Южной Пальмиры.
Еще при жизни Голубенко появилась мысль перенести колоритный сюжет на экран, однако внезапная кончина автора перекроила все планы. Впрочем, от идеи Делиев не отказался - просто отложил ее на время. Ныне же это время настало. Но сначала - немного фактов, уже ставших историей.
Весной 2014 года Голубенко предложил Делиеву свою пьесу...
и уже через полгода, в ноябре, зрители увидели премьеру
Однако между хотеть снимать и собственно снимать кино - такая же дистанция, как между обещать жениться и жениться. Сермяга жизни требует для этого еще и финансирования. Поразмыслив над потенциальными источниками, Делиев остановился на самом передовом - краудфандинге. Почему?.. Лучше самого Георгия никто не ответил бы:
«Государственная поддержка и финансирование связано с такой рутиной и коррупцией, что из выделенных на производство фильма денег к самому производству доходит очень малая часть. Остальное уходит на откаты и разворовывание. А еще надо выиграть этот конкурс. В конкурсной комиссии сидят люди либо настолько далекие от кино, либо, в лучшем случае, имеющие отношение, но как правило, неудачники, которые ничего не сняли, но хотят научить других. Этот факт знают все, кто с этим сталкивался.
Обращаться в кинопроизводственные компании тоже не хочется. Продюсерское кино всегда навязывает свои стандарты и форматы. Они всегда знают, что должен «хавать пипл». А наш фильм очень тонкий и особенный.
Я знаю, как сделать так, чтобы он нравился зрителям и, вместе с тем, чтобы это не был попсовый ширпотреб. Впрочем, можно, конечно, найти такого единомышленника-продюсера, который бы тебя хорошо понимал и не навязывал бы свои стандарты. Но это очень длительный процесс. На это могут уйти годы, десятилетия, столетия... А у меня столько времени нет».
Для работы, как видите, понадобится 3 млн грн, которые включают средства не только на производство, но и на дальнейшее продвижение картины
Сюжет пьесы - и будущего фильма - вертится вокруг Одессы, замешан на ее неповторимом колорите и людях, живущих в этом городе. Главные роли на театральных подмостках сыграли сам Делиев, Борис Барский и Наталья Бузько. Им же предназначено воплотить уже знакомые образы на экране.
Спектакль, к слову, пользуется большой популярностью среди одесситов - в зале яблоку негде упасть.
Вот так все выглядит на сцене
Чтобы совсем уж разогнать флер таинственности в этой истории, я обратилась к Георгию Делиеву с просьбой подробнее рассказать о будущем фильме.
- Вы лично планируете выступить режиссером картины. Чем работа в кино отличается от постановки пьесы на сцене?
- Мне лично работа в кино ближе, больше опыта, хотя и там, и там есть свои сложности. Гарик Голубенко обратился ко мне с предложением поставить эту пьесу в театре, а потом мы говорили и о кино. Он понял, насколько я проникся произведением, а все вместе как актеры мы сумели воплотить его творческое представление наиболее близко. Что же касается кино, то его в плане производства будет снять легче, мне это более понятно. Единственная для меня сложность - это то, что будет потом: поиск дистрибуторов, продвижение. Ведь эта система в Украине сейчас практически разрушена, мне же очень хочется обеспечить фильму дальнейшую жизнь, чтобы его увидело как можно больше зрителей. Другими словами, мне четко представляется творческий план - он продуман от начала до конца, а о прокате еще предстоит подумать. Но я буду искать и, думаю, найду толковых людей.
- На первых позициях в картине будут ваши многолетние друзья и давние партнеры, но также заявлен кастинг. Значит ли это, что зритель сможет увидеть в картине других украинских кинозвезд?
- Пока я об этом не думал, но надо отметить, что кастинг будет только на второстепенные роли. Картина предполагает наличие только троих главных героев, актеры, играющие их, уже определены. Остальные же персонажи выполняют вспомогательную роль, помогая этой троице куда-то двигаться в своих преображениях, в характере, конфликтах. Кстати, в спектакле, кроме главных героев, персонажей больше нет, они присутствуют незримо: диалоги передаются через телефонные разговоры, их имена упоминаются, но зритель их не видит. В кино же все будет иначе, поэтому и понадобился кастинг.
- Георгий Голубенко успел внести какие-то правки для превращения пьесы в киносценарий или вы занимаетесь этим в одиночку? Возможно, привлекаете других сценаристов?
- Занимаюсь в одиночку. Георгий Голубенко лишь высказал желание снять кино.
- Уже думали над прокатом? Будете ориентироваться только на Украину или рассматриваете и другие рынки?
- Конечно, будем выходить и на СНГ, и на мир. Это очень понятная картина для Украины, но Одесса - очень международный город, который знают во всем мире. У него есть своя жизненная позиция, и он во всех смыслах легендарный. В Одессе свое, особенное чувство юмора, обаяние, шарм. Прежде всего, это, конечно же, люди, которые населяют этот город сейчас и населяли раньше. Я уверен, что картину о нем с удовольствием примут во всем мире. К тому же, одесситы очень ревностно относятся к искусству, которое отражает Одессу, но создано людьми извне. Ведь сейчас сформирован некий суррогатный образ города, который не соотносится с реальностью. А Гарик Голубенко сумел очень точно передать атмосферу Одессы, каждое слово у него взвешено, а диалоги - удачны, точны и смешны. С одной стороны, в пьесе полно юмора, понятного любому человеку, а с другой - есть и лирика, поэзия, даже трагизм. По сути, «Одесский подкидыш» - это трагикомедия, которая будет понятна всем: и людям, которые ждут развлечения, и тем, кто ищет более глубокий смысл.
- Это будет прокатное кино, или вы планируете показывать его на фестивалях?
- Планируются все возможные формы воспроизведения. Вначале будут фестивали, мировая премьера, потом прокат в кинотеатрах (не только в Украине, но и в других странах), а после - телевидение, всяческие носители и интернет. Дело в том, что я немного отстал от этого рынка, сейчас только буду изучать и погружаться. Раньше мне было проще - были связи, а сегодня пришли новые люди, и нужно начинать заново. Опыт съемок кино, безусловно, остался, а вот остальное нужно подтянуть. Но я думаю, что все получится, ведь главное - снять хорошее кино.
- Кампанию по сбору средств вы начали совсем недавно. Возможно, к вам уже обращались какие-то продюсеры, желающие поучаствовать в процессе?
- Обращались - с предложением долевого участия: денег, мол, мы вам не дадим, но можем помочь вот этим и этим. Преимущественно это касается производственных моментов - обеспечить светом, декорациями и т.п.
- Сейчас кинопроизводство возобновляет Одесская киностудия - они есть в числе таких партнеров?
- Да, они предложили свои резервы. Это, грубо говоря, бартер: при сегодняшней экономике он отлично работает, и, безусловно, надо использовать такие ресурсы. Впрочем, мы же еще не начали производственный процесс, пока это беседы, дебаты, обсуждения, так что раскрывать карты рановато. Думаю, когда я соберу процентов 40 от необходимой суммы, то смело можно начинать, дороги назад уже не будет.
- Есть ли у вас какие-то планы по срокам? Когда хотелось бы начать съемочный процесс, на когда назначить премьеру?
- Стартовать хотелось бы в июне, чтобы снимать необходимую одесскую натуру, а павильоны, в общем-то, можно снять в любое время. Что касается премьеры, то здесь пока планов нет - не хочу бежать впереди паровоза и делить шкуру неубитого медведя. Хотя предчувствия у меня хорошие: я вижу реакцию людей и понимаю, что картина будет интересна и нужна.
- Как оцениваете темпы сбора средств?
- Оцениваю хорошо. Более того, у меня есть и другие предложения, которые не заявились на этом сайте, но люди готовы поучаствовать. Это необязательно деньги, как я уже говорил - может быть и какая-то техническая помощь.
- Вы размещаетесь только на одной платформе? Почему выбрали именно ее?
- Да, конечно, только на одной. Дело в том, что юридически невозможно поступить иначе - я подписал с ними договор, по которому у нас есть взаимные обязательства. Но мы рекламируем проект везде, где можем - в соцсетях, на других площадках, подвигаем его, чтобы как можно больше людей узнало. Перед тем, как начинать, я немного изучил работу этого сайта, и мне показалось, что у них наиболее прозрачные механизмы, поэтому и выбрали именно их. Мне важна моя репутация, которую я нарабатывал всю жизнь, и очень не хочется потерять доверие людей.
Надеюсь, все свои планы знаменитым одесситам удастся воплотить в жизнь - уж больно интересным выглядит проект. А при желании каждый из вас может приложить руку к его финансированию - и сделать это можно вот здесь. В качестве приятного бонуса инвесторам обещаны сувениры и памятные подарки, как это принято в краудфандинге.
Делайте ваши взносы, господа!
Фото - na-starte.com