]
Facebook LiveJournal Twitter

Как добиться успеха в производстве веб-сериалов? Советы новичкам, которые пригодятся и профессионалам

14:08 29.09.2017 0

Мир меняется очень стремительно, а с ним и все сферы жизнедеятельности человека. Медиа здесь, конечно же, не исключение, а реалии таковы, что к новым вызовам нужно быть готовым буквально каждый день. Это, с одной стороны, интересно, а с другой - непросто. Не зря же мудрые китайцы, желая кому-то насолить, советовали пожить в эпоху перемен.

Но рядового ударника медийного труда так просто не возьмешь: там, где другие видят трудности и преграды, нашему брату виднеются новые возможности. Для канадского фонда Independent production fund, который уже четверть века оказывает поддержку гражданам, производящим контент, ими стало переориентирование на веб-сериалы. Чем именно их привлекло это направление, в котором многие пока разбираются с трудом, а также какие уроки компания вынесла за годы работы, украинским коллегам рассказала ее руководитель Андра Шеффер. Случилось это в рамках специвента «Сериалы. How-to» на KYIV MEDIA WEEK, о большей части которого вы уже от меня слышали. Сегодня же пришло время закрыть гештальт окончательно, а потому устраивайтесь поудобнее и приготовьтесь к удивительному путешествию в мир веб-сериалов.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Даже Джонатану Янгу из HBO Europe было интересно, а он-то на медиаконтенте собаку съел

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Правда, вживую коллеги Андру не увидели - из Канады путь неблизкий, так что она приняла решение выступить по скайпу. Но вы не переживайте: на качестве доклада это никоим образом не отразилось

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

А многочисленные слушатели остались довольны и пополнили багаж знаний

Но не будем откладывать дело в долгий ящик и перейдем сразу к главному. Во-первых, учитывая нестандартное направление работы фонда, Андра сочла нужным объяснить, почему и когда ее компания переориентировалась на веб-сериалы.

«Наш фонд существует с 1991 года, но поддержкой веб-сериалов мы занялись только в 2010-м - до этого нашим главным приоритетом были теледрамы. Если честно, тогда наше правление вообще не понимало, что такое эти веб-сериалы. Нам даже приходилось гуглить на совещаниях, чтобы убедить его в перспективности направления. Что же касается нас, руководства, то мы в то время поняли, что наша аудитория любит сидеть в онлайне, интересуется всем, что там происходит, поэтому веб-сериалы наверняка придутся ей по душе. Так и случилось: начиная с 2010-го, при нашей поддержке было произведено 114 проектов, в которые мы суммарно инвестировало почти $11 млн», - вспоминает Шеффер.

Кроме того, по словам Андры, на интерес Independent production fund к интернету повлияло и то, что зайти на этот рынок и подстроиться под его условия было достаточно легко - здесь, в отличие от традиционного телевидения, нет больших каналов, диктующих и навязывающих свои правила игры. Следовательно, ничто не мешало компании засучить рукава и заняться поиском молодых талантливых людей, которым есть что сказать такой же молодой интернет-аудитории.

Вас, конечно, интересуют сухие цифры, и их у Андры есть. В производстве один сезон веб-сериала размером 10-12 эпизодов по 3-5 минут стоит около 250 тыс. канадских долларов. Применив нехитрую арифметику, можно сосчитать, что минута контента при таких вводных стоит от 3 до 5 тыс. канадских долларов. Что же касается небольшой продолжительности серий, то она выбрана неслучайно - иначе ветреную интернет-аудиторию просто не удержать.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Как и в производстве обычного контента, самым животрепещущим вопросом рынка веб-сериалов на сегодняшний день является их монетизация. Шеффер уже знает, что сделать это можно несколькими способами: «Во-первых, при правильном подходе можно рассчитывать на рекламу, доход от подписок, а также продажу проекта на разные цифровые платформы. Если повезет и сериал заметят, его могут купить крупные вещатели, которые сделают из него телеремейк. Не стоит забывать и о брендировании - спонсорские вливания приносят неплохие деньги, однако это не должно идти во вред самому проекту», - говорит Андра.

Впрочем, даже в случае самого большого успеха на быстрый результат надеяться не приходится. Как отметила Шеффер, даже в США на веб-сериалах пока еще никто не поднялся. С другой стороны, это говорит лишь о том, что все впереди - рынок, как мы помним, не спит и все время развивается.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Там, где речь заходит о монетизации, невозможно не упомянуть дистрибуцию. Для веб-сериалов это такой же путь заработка, как и для любого другого контента, и Шеффер убедительно просит их создателей не делать ставку на один лишь YouTube. «Чтобы охватить как можно большую аудиторию, подойдите к дистрибуции с умом. Для начала определите свою целевую аудиторию, а затем вычислите, где она концентрируется. Изучайте и исследуйте различные цифровые платформы и каналы. Постарайтесь понять, на каких из них больше всего контента, похожего на ваш», - делится она нехитрым рецептом успеха.

Да, и поскольку у интернета, в отличие от телевидения, никаких границ нет, Андра советует еще до начала производства проектов усвоить, что автор может жить в какой угодно стране, но его потенциальной аудиторией является весь мир. Продвижением своего детища можно заниматься самостоятельно, но куда больших успехов вы добьетесь, если привлечете дистрибуторскую компанию, которая знает толк в предмете. А уж если вам непременно хочется заключить договор с какой-нибудь платформой, то сперва тщательно изучите все нюансы ее работы - от территории охвата и графика релиза до того, на каких условиях с вами будут делиться деньгами и как долго будет действовать лицензия.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Такой алгоритм не грех и законспектировать

Когда ваш проект произведен, найдены пути его распространения и даже заработка, не стоит сбрасывать со счетов возможность привлечь еще большее количество зрителей. Вообще-то, по словам Шеффер, о маркетинге нужно думать с первого дня, но и потом это будет не лишним. Один из самых верных путей - продвигать собственный продукт среди интернет-пользователей, и здесь сгодится любой метод: от краунфандинга, который позволит еще до старта производства поделиться с потенциальной аудиторией своими планами, до грамотного использования соцсетей. Также можно задействовать платную рекламу, привлечь к раскрутке влиятельных блогеров, с умом использовать возможности тематических сообществ и даже известных медиа. Кроме того, обращайте внимание на специализированные фестивали (в Украине это, например, недавно прошедший «Де кино»). А когда дело будет сделано и вы обзаведетесь первыми фанатами, не забывайте время от времени вступать с ними в коммуникацию. Здесь можно брать пример у мастодонтов медиаиндустрии и показывать аудитории не только конечный продукт, но и процесс его создания, закулисье.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Самые продвинутые из слушателей знают: такими средствами не брезгуют даже в НВО при продвижении «Игры престолов»

Вопрос о том, какой веб-сериал считать успешным, все еще остается открытым. У каждого производителя здесь свои критерии, и Шеффер, конечно, поделилась теми, которые используются в Independent production fund.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

«Прежде всего, это трафик. Мы довольны, когда один эпизод проекта набирает 200 тысяч просмотров и более. Но нужно понимать, что, в отличие от традиционных сериалов, веб-сериалы достигают такой цифры не сразу - нужно, чтобы прошло какое-то время, иногда - до года с момента первой публикации», - говорит Андра.

Безусловной победой в мире веб-проектов является их последующая адаптация для обычного телевидения, поскольку это переход на качественно новый уровень производства. В остальном же мерила успеха мало чем отличаются от тех, к которым мы уже привыкли - это и различные награды, и признание критиков, и международная дистрибуция. Еще один важный момент, который поможет выделить ваш проект из сотен тысяч других - развитие индустриальных навыков, но это под силу лишь тем, кто эту самую индустрию уже тщательно изучил.

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

Когда с советами было покончено, модератор события Иван Букреев предложил Андре рассказать о том, как ниву веб-сериалов вспахивает ее фонд. В частности, больше всего его интересовало, могут ли рассчитывать на финансирование канадцев украинские авторы

Сериалы. How-to, KYIV MEDIA WEEK, Media Resources Management, Медиа Группа Украина, Иван Букреев, Андра Шеффер. Джонатан Янг

И здесь у меня для вас несколько новостей. Все, в общем-то, хорошие, но есть нюансы

Во-первых, никаких преград для получения грантов украинцами нет, но есть определенные условия. Так, чтобы рассчитывать на финансовую поддержку Independent production fund, сперва нужно найти канадского партнера, готового с вами сотрудничать. В плане производства ограничений тоже нет, но у проекта в обязательном порядке должна быть версия на английском или французском языке. Во-вторых, следует помнить, что фонд готов дать вам от 30 до 80% бюджета, но если это будет копродукция с Украиной, то по крайней мере 20% средств должно быть отсюда. Природа происхождения денег не важна - это могут быть как государственные, так и частные вливания.

Всего же фонд Шеффер ежегодно финансирует до 180 проектов. Самое любопытное условие выделения средств - наличие баланса в команде создателей. Если веб-сериал производят, скажем, новички, то среди них непременно должен быть хотя бы один опытный продюсер. И наоборот: в составе профессионалов обязательно присутствие как минимум одного юного дарования.

Словом, если вас разбирает желание поработать на этом поле - добро пожаловать. А я с нетерпением буду ждать следующих подобных мастер-классов: возможно, ко времени их проведения вы уже добьетесь успеха и скажете мне спасибо за конспекты.

Фото - Кирилл Авраменко, пресс-служба KMW

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...