]
Facebook LiveJournal Twitter

Мир Дикого диджитала. Почему фильм «DZIDZIO Контрабас» вышел одновременно на VOD и в YouTube

16:24 04.01.2018 2

В августе 2017 года на кинотеатральные экраны Украины вышел фильм «DZIDZIO Контрабас», который стал (вероятно) самым успешным украинским релизом прошлого года, собрав в прокате более 20 млн грн (картину семимильными шагами догоняют «Киборги», а с прошлого года грозит кулаком «Слуга народа-2», так что результат этой борьбы на самом деле пока не решен).

И знаете, что я вам скажу? Если вы до сих пор не посмотрели «DZIDZIO Контрабас», наверное, вы очень ленивы или просто ни капельки в этом фильме не заинтересованы - с августа у зрителя были буквально все шансы это сделать.

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

Кроме того, что фильм был в одном из самых широких прокатов за новейшую историю украинского кинематографа, 13 недель продержавшись на экранах, он вышел на телевидении в самый что ни на есть праймовый прайм - вечером 1 января 2018 года на телеканале «1+1». К слову, через полчаса после телевизионной премьеры фильм уже был на торрентах.

Ну а 2 января случились сразу два релиза, и именно об этом мы с вами сейчас поговорим. О том, как DZIDZIO стал контрабасом преткновения между двумя парадигмами, а проще - о том, почему фильм вышел одновременно на платной платформе VOD (MEGOGO) и бесплатно на YouTube (на канале DZIDZIO), и что это значит для украинского рынка диджитал (спойлер - ничего хорошего).

Но обо всем по порядку.

Как я вам уже рассказывала, MEGOGO приобрела права на показ фильма «DZIDZIO Контрабас» в Украине, России, Грузии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Армении и Азербайджане со 2 января. Со временем комедию планировали показать еще и в Казахстане и Беларуси. Цена вопроса для зрителя - 49 грн.

В тот же день, когда MEGOGO запланировала релиз на VOD, продюсеры фильма (а Михаил Хома - не только DZIDZIO и исполнитель главной роли, но еще и идеолог и продюсер картины) решили выпустить фильм на YouTube бесплатно. Причем без геотаргетинга, не только в Украине, но на всех территориях. И в качестве Full HD.

Вам тоже кажется, что один конец с другим не сходится?

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

На самом деле сразу нужно оговориться - это полностью легально. Более того, никакие контракты ни одна из сторон - ни MEGOGO, ни Solar Media Сергея Лавренюка - не нарушили. Правообладатель продавал платформе VOD не эксклюзивные права на картину, и имел право экспериментировать со своим проектом, как пожелает.

Это мне подтвердили и сами участники «конфликта», который, по сути, скорее прецедент:

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

Продюсер ленты Сергей Лавренюк уточнил следующее:

«О том, что фильм будет размещен на канале DZIDZIO в YouTube, более месяца назад знали и MEGOGO, и «1+1». Это было нашим ключевым условием при заключении контракта, кстати, не эксклюзивного, что фильм должен выйти сразу после телевизионной премьеры. В том числе MEGOGO были уведомлены о точной дате выхода фильма на YouTube. Переговоры с платформой MEGOGO мы вели более трех месяцев и это условие - выход фильма на официальном канале DZIDZIO - всегда было принципиальным. Не понимаю, какие сейчас могут быть претензии по этому поводу».

Позиция MEGOGO в лице Ивана Шестакова такова:

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

«О том, что правообладатель настаивает на отсутствии холдбека для YouTube мы знали на момент покупки прав, - заверил Шестаков. - Но так делают многие правообладатели, чтобы чувствовать себя комфортнее без ограничений. При этом на моей памяти не было таких случаев, чтобы фильм выкладывали в YouTube в день, который совпадает с релизом на VOD. Для меня это непонятная практика».

Поэтому повод есть говорить не о том, кто прав (никто) или чьи права (бесспорно, создателей фильма), а о том, как вообще может и должен работать диджитал-релиз кинокартины после кинотеатральной и телевизионной премьер.

Вопрос 1. Пираты

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

Бесспорно, важнейшей причиной - и центральной проблемой - выпуска фильма в диджитал в Украине сразу после телепремьеры считаются именно они.

Важно заметить, что вопреки распространенному заблуждению, камрипы в Украине появляются крайне редко (видимо, ролик «додивитесь в міліції», а также строгие сотрудники кинотеатров, свою работу делают хорошо). Поэтому фильмы, вышедшие в кинотеатральный прокат, очень редко становятся достоянием пиратов.

Телевидение в этом смысле от пиратства не защищено от слова совсем. Фильм появился на торрентах (с украинскими, английскими, испанскими и арабскими субтитрами, кстати) еще 1 января. Впрочем, в украине все больше зрителей, которые готовы не воровать контент, а поддерживать производителя, особенно своего, украинского, кровной гривной.

Вопрос 2. Кто на новенького?

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

Как не устают повторять продюсеры DZIDZIO (особенно сам Михаил Хома), релиз картины в YouTube стал очень успешным, возглавил тренды и стал №1 собственного рейтинга «популярных новинок» платформы.

Как видим полмиллиона просмотров (на момент написания текста - 825 тыс. за два дня) - реальное мерило спроса на фильм. Но при одном условии - бесплатном распространении. Увы, измерить, сколько зрителей были готовы расстаться с гривной и купить фильм для просмотра в диджитал, в этот раз так и не удалось.

Сервис MEGOGO за несколько дней до официального релиза открыл предзаказ на фильм «DZIDZIO Контрабас», и пользователи сервиса могли заказать доступ к просмотру фильма заранее. Услугой воспользовались:

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

«У нас было несколько сотен предзаказов и покупок в первый день цифрового релиза», - уточнил Иван Шестаков. Увы, как только фильм появился на YouTube, зрители возмутились, обвинили MEGOGO в мошенничестве и потребовали вернуть деньги. «Что делать с этой ситуацией - думаем, - признался мне директор по маркетингу MEGOGO. - О решении смогу рассказать позже».

Для сравнения могу привести только уже известную статистику: фильм «Инфоголик» собрал в прокате 75 тыс. зрителей, а на MEGOGO продал около 3 тыс. просмотров (по данным на лето 2017 года). Фильм «DZIDZIO Контрабас» в прокате привлек 310 тыс. зрителей, что вполне могло бы реализоваться в более интересную цифру продаж. Увы, теперь думать об этом можно только в сослагательном наклонении.

Вопрос 3. Кинотеатральное окно

Не лишним будет разобраться, как вообще работает система диджитал-релизов в более развитых индустриях, где продажи (и, соответственно, покупки зрителями фильмов) - не фантасмагория и шок-сенсация-срочновномер, а будни. О том, почему фильм работает в кинотеатральном прокате, затем выходит на VOD в платной модели, после нескольких месяцев переходит в рекламную (и тогда уже обычно появляется на YouTube), а телевизионный релиз вообще фигурирует в этой схеме достаточно редко, рассказал мне тоже Иван Шестаков:

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

«Мы привыкли работать с западными правообладателями - у MEGOGO в библиотеке есть контент практически всех мейджоров. Там все просто. Есть премьера, есть холдбек для разных видов прав. Фильм выходит сначала в EST (Electronic sell-through, то есть прямые цифровые продажи, - МН), потом в TVOD (транзакционное VOD, то есть разовые покупки, - МН), потом в SVOD (VOD по подписке, - МН) и потом только в AVOD (VOD по рекламной модели, - МН). Так все зарабатывают, и так пользователи привыкли.

Украинские пользователи готовы были платить, делали предзаказы, покупали на нашей платформе. Все могло бы быть хорошо, но... Украинский рынок - специфический. Многие привыкли, что заработать на контенте нельзя и, видимо, даже не пытаются. Кинотеатральный прокат - ок, собрал какие-то деньги, а дальше - сразу YouTube, где заработок на рекламе - мизерный. Но на все воля правообладателя. Повторю, о том, что он настаивает на отсутствии холдбека для YouTube мы знали. У нас c YouTube разные и аудитория, и модели монетизации. Мы все могли бы заработать больше, если бы не делали настолько резких движений», - рассказал директор по стратегическому маркетингу MEGOGO.

Факт остается фактом - отдельно взятый фильм «DZIDZIO Контрабас» решил даже не пытаться продавать фильм через диджитал (развивая тем самым YouTube-канал продюсера и звезды или нет - вопрос за скобками). Какой процент зрительской аудитории готов платить за легальное украинское кино на VOD, а не бежать сразу на торренты - мы так и не узнаем.

«Оптимальное окно между релизами в платной и рекламной модели зависит от качества фильма, - добавил Иван Шестаков. - Этот фильм мог бы зарабатывать как минимум месяц-два в платной модели, а потом можно было бы и в рекламную, и в подписку. На YouTube фильмы обычно попадают уже тогда, когда все платящие пользователи заплатили и есть только остатки длинного хвоста. В случае с «DZIDZIO Контрабас» решили иначе, только это решение - не про бизнес».

Вопрос 4. Как быть остальным украинским фильмам

MEGOGO, Solar Media, Сергей Лавренюк, Иван Шестаков, Михаил Хома, DZIDZIO Контрабас

Самый, на мой взгляд, трепетный. Как вы уже поняли, конфликта между продюсерами фильма и платформой MEGOGO как такового нет - но есть не только недоразумение, но и со всех сторон далеко идущие выводы и последствия.

Украинский рынок VOD-площадок не отличается разнообразием, опций тут не много, а MEGOGO - крупнейший игрок. Который впредь не слишком будет жаловать украинские фильмы: «Мы теперь сто раз подумаем, прежде чем работать с украинскими релизами. Жаль, потому что в Украине есть масса людей, которые лояльны к авторам и могли бы им заплатить».

Думаю, это прекрасный повод для того, чтобы представителям индустрии собрались за одним столом, услышали друг друга и выработали понятные всему рынку правила, которые удовлетворили бы все стороны. Ну а если никто не захочет нести цивилизацию на этот Дикий Запад, придется мне взять в руки кольт и предложить свои услуги шерифа.

Фото DZIDZIO, Кирилла Авраменко, Андрея Полищука

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Новости партнёров:

Loading...