Гильдии, классы и вся подноготная «украинского «Оскара». Директор Украинской киноакадемии о номинациях на премию «Золота Дзиґа»
Вы уже знаете, что вчера в кинотеатре «Оскар» состоялась вторая ежегодная пресс-конференция второй (и уже видоизмененной) всеукраинской премии «Золота Дзиґа». На которой, в частности, объявили номинантов на премию - шорт-листы по всем категориям, в которых много удивительного.
Но не номинантами едиными - на пресс-конференции представители Киноакадемии обсудили множество любопытных вопросов, которые вынуждено остались за пределами внимания СМИ, сообщивших только о номинантах. А зря - именно в контексте кроются ответы на вопросы, почему номинанты именно такие, кто выбирает, кого выбирает, и как с этим быть дальше. Поэтому именно об этом я поговорила с директором Киноакадемии Анной Мачух, и хочу поговорить с вами. Ну а пока - самый животрепещущий вопрос. Кто номинанты?
Лучший фильм:
- «Киборги» Ахтема Сеитаблаева
- «Припутни» Аркадия Непиталюка
- «Сломя голову»/«Стрiмголов» Марины Степанской
- «Уровень черного» Валентина Васяновича
- «DZIDZIO Контрабас» Олега Борщевского
Лучший документальный фильм:
- «Дельта» Александра Течинского
- «Дикси Лэнд» Романа Бондарчука
- «Дом «Слово» Тараса Томенко
- «Манливий, Солодкий, Без Меж, або Пісні і Танці про Смерть» Татьяны Ходаковской и Александра Стеколенко
Лучший режиссер:
- Валентин Васянович («Уровень черного»)
- Сергей Лозница («Кроткая»)
- Аркадий Непиталюк («Припутни»)
Лучшая женская роль:
- Дарья Плахтий («Стрiмголов»)
- Елена Узлюк («Припутни»)
- Лилия Яценко («Чужая молитва»)
Лучшая мужская роль:
- Вячеслав Довженко («Киборги»)
- Михаил Хома («DZIDZIO Контрабас»)
- Дмитрий Хомяк («Припутни»)
Лучшая женская роль второго плана:
- Лариса Руснак («Стрiмголов»)
- Римма Зюбина («Межа»)
- Нина Набока («Припутни»)
Лучшая мужская роль второго плана:
- Олег Мосийчук («Стрiмголов»)
- Виктор Жданов («Киборги»)
- Яков Ткаченко («Припутни»)
Лучший сценарий:
- «Уровень черного» (Валентин Васянович)
- «Киборги» (Наталья Ворожбит)
- «Припутни» (Аркадий Непиталюк, Роман Горбик)
- «Кроткая» (Сергей Лозница)
Лучший оператор:
- «Киборги» (Юрий Король)
- «Припутни» (Александр Рощин)
- «Уровень черного» (Валентин Васянович)
Лучшая работа художника-постановщика:
- «Припутни» (Евгения Лисецкая)
- «Уровень черного» (Владислав Одуденко)
- «Киборги» (Шевкет Сейдаметов)
Лучший грим:
- «Припутни» (Татьяна Герлак)
- «Стрiмголов» (Елена Ходос)
- «Киборги» (Лилиана Хома)
Лучшие костюмы:
- «Припутни» (Марина Коломиец)
- «Киборги» (Надежда Кудрявцева)
- «Червоный» (Светлана Симонович)
Лучший звук:
- «Стрiмголов» (Сергей Степанский)
- «Уровень черного» (Сергей Степанский)
- «Киборги» (Антон Бржестовский)
Лучший короткометражный игровой фильм:
- «Сирень» Катерины Горностай
- «Выпуск-97» Павла Острикова
- «Технический перерыв» Филиппа Сотниченко
Лучшая анимация:
- «Лабиринт» (Александр Колодий, Степан Коваль)
- «Причинна» (Андрей Щербак)
- «Хроники одного города» (Евгений Сивоконь)
Лучший композитор:
- Антон Байбаков («Дикси Лэнд»)
- Алла Загайкевич («Дом «Слово»)
- Никита Моисеев («Стремглав»)
Лидером по количеству номинаций стал фильм «Припутни» Аркадия Непиталюка, он может победить в 11 категориях. Следом - «Киборги» Ахтема Сеитаблаева с 9 номинациями и «Стрiмголов» Марины Степанской в семи категориях.
Аутсайдеры - фильмы «Межа» Петера Бебьяка, «Червоний» Зазы Буадзе и «Чужа молитва» Ахтема Сеитаблаева с одной номинацией, а также фильмы, которые вообще ни в одной категории не понравились киноакадемикам:
- IZI, режиссер Андреа Маньяни
- «Іній», режиссер Шарунас Бартас
Давайте, впрочем, рассмотрим процедуру, по которой номинанты попали в шорт-лист, и многое прояснится. Она следующая: продюсер/правообладатель фильма подает «долгую заявку», в том числе указывает, кого в какой номинации хочет номинировать, и не имеет права номинировать более одного человека в категории. Несмотря на утверждение руководства Киноакадемии о том, что это - мировая практика, опровержение на поверхности: в номинации, например, «лучшая мужская роль второго плана» на «Оскар» от одного фильма «Три бигборда на окраине Эббинга, Миссури» претендовали и Сэм Рокуэлл, и Вуди Харельсон, более того, оба прошли более чем серьезную конкуренцию и попали в шорт-лист премии. О том, что обычно делают, когда у фильма, скажем, два композитора, или два сценариста, тоже легко узнать, посмотрев на номинантов и лауреатов премий. В конце концов, Бен Аффлек и Мэтт Деймон не делили один на двоих «Оскар» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга», и уж тем более не бросали монетку, решая, кто из них больший сценарист.
Думаю, еще удивительнее, нежели перечисленные выше кандидаты на премию, выглядят категории, которые пока не вошли в список номинаций. Например, не отрицая, что роль художников по костюмам и гриму на проекте очень велика и значима, подозреваю, что роль режиссера монтажа несколько важнее (часто это фактически соавтор фильма).
Вы можете возразить, что не все сразу, что через год или несколько такую номинацию обязательно введут. Более того, что это - вопросы сугубо технические, и решаемые в процессе работы академии. И вы будете не одиноки. Именно так об этом рассказала исполнительный директор Киноакадемии Анна Мачух, так что давайте послушаем ее версию:
- Анна, у меня много вопросов к процессу номинирования. Почему, например, остается незаслуженно забытой номинация, скажем, режиссера монтажа?
- Номинации - это решение правления по рекомендации академиков. Список будет расширяться. Академики в прошлом году писали, что нужны номинации звукорежиссуры, художников по гриму, по костюмам. Правление это поддержало. Если будут поступать предложения о номинации «режиссер монтажа», правление, я уверена, тоже поддержит.
Мы за то, чтобы расширять список номинаций, так как благодаря этому расширится список тех, кто может стать членами академии. Сейчас академиками становятся те, кто есть в номинациях. Все зависит от киноакадемиков.
- Но это же замкнутый круг. Режиссер монтажа не может стать киноакадемиком, чтобы предложить номинацию, а ему нужно быть академиком, чтобы ее предложить. Как и специалист по визуальным эффектам, компьютерной графике и так далее. Не логичней ли создавать гильдии?
- Пока что в академии не так много представителей разных профессий, чтобы создавать гильдии, иначе окажется, что в некоторых гильдиях по два члена. Статистика сейчас такова, что в академии - режиссеры, продюсеры, сценаристы, актеры и киноведы/кинокритики.
Будет расти Киноакадемия - будут развиваться и меняться подходы. Количество академиков растет постоянно, и пока никто не выбывает из академии.
- Расскажите о выбранных академией этапах голосования. Традиционно актеры подаются в актерские номинации, и гильдия формирует шорт-лист, исходя из цеховых стандартов и представлений о профессиональных достижениях. В случае Украинской киноакадемии во всех номинациях голосует правление...
- Да, проблема в том, что у нас нет гильдий, которые могли бы формировать долгий список номинантов. Мы изучили порядка 50 кинопремий и выбрали подход. Сейчас академией формируется короткий список фильмов-номинантов. Обычно его оценивает экспертная комиссия. Мы на себя роль экспертной комиссии взять не готовы, правление отказалось также, потому что было бы несправедливо, что правление участвует в двух этапах формирования шорт-листа, поэтому было принято решение, что список фильмов формируют сами киноакадемики, а короткий список собирает правление.
Когда членов академии будет больше, можно будет пересмотреть подход с приемом фильмов в номинации и формирование длинных списков гильдиями. Пока что недостаточно кинопрофессионалов, чтобы применять такой подход.
- Поговорим, кстати, о привлечении внимания зрителей к премии. Любая кинопремия имеет своей целью не только выделить заслуженных кинематографистов, но и указать зрителю на тот фильм, который он, возможно, зря упустил в прокате. С этой целью, если я правильно понимаю, фильмы вернут в прокат после премии?
- Да, ряд кинотеатров поддержали эту инициативу. Думаю, ближе к премии перечень кинотеатров будет даже шире.
- Но для этого надо, чтобы зритель узнал о премии и был заинтересован в лауреатах. Вы не планируете телетрансляцию или даже сокращенную телеверсию с телеканалом «Украина»?
- Телеканал «Украина» перестал показывать даже «Телетриумф», такие программы сейчас не пользуются спросом.
- При этом «Украина» продолжает ежегодно делать прямую трансляцию церемонии «Оскар». Но вы правы, это вопрос не к вам.
- Мы планируем вести онлайн-трансляции - в соцсетях, на сайте «Сегодня.ua» и не только. Это будет видеострим церемонии плюс какой-то бекстейдж. Для телеканала намного лучше сделать какие-то новостные включения, дневники. Мы их в этом полностью поддерживаем. Плюс, это важно, церемония «Золота Дзига» начинается в прайм-тайм, а не ночью.
Теперь, получив свежие данные из первых уст о процедуре формирования шорт-листа, можно понять, что ответственны за него поименно:
- Михаил Ильенко - Глава правления
- Максим Асадчий
- Роман Балаян
- Сергей Борденюк
- Сергей Буковский
- Валентин Васянович
- Владимир Войтенко
- Людмила Горделадзе
- Ирина Заря
- Владимир Зеленский
- Сергей Лавренюк
- Евгений Лященко
- Анатолий Матешко
- Юрий Минзянов
- Дмитрий Томашпольский
Вопрос даже не в том, существовал ли конфликт интересов при выдвижении на «лучший фильм» «Припутней» у Юрия Минзянова, «Контрабаса» у Сергея Лавренюка или «Уровня черного» у Валентина Васяновича. А о том, что по старой доброй украинской традиции работу аниматоров, художников, звукорежиссеров, постановщиков, операторов оценивают продюсеры, режиссеры и киноведы (а также директоры кинотеатров).
Фото пресс-службы Украинской киноакадемии